ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ




РАЗДЕЛ №6 Основы делового общения

(Материалы соответствуют ПК 3.8.)

1) – стили педагогического общения, классификация

2) – материалы для тренинга по общению, игры на знакомство, физминутки;

3) – педагогические рекомендации, правила общения (законы заповеди)

 

О. Педагогическое общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и детьми, их родителями, коллегами с целью решения различных педагогических задач

 

Стили педагогического общения:

1). Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

2). Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3). Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Игры на знакомство

Волшебная кисть

Детям демонстрируется чистый лист бумаги. Затем нужно положить его на стол, посыпать сверху волшебным порошком и смести его волшебной кистью. После этого лист снова показывается ребятам, но теперь на нем проявится какое-то имя (такой эффект получится, если предварительно написать это имя на листе бесцветным клеем или кремом). Когда утихнут восторги детей, учитель предложит встать тем ребятам, которых зовут так же, как написано на листе.

Снежный ком

Дети должны называть свои имена в таком порядке: первый ученик говорит, как его зовут, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий — повторяет предыдущие два имя и называет свои и т.д. Постепенно количество имен увеличивается и детям будет трудно воспроизвести всю цепочку. Поэтому при проведении этой игры рекомендуется использовать индивидуальные таблички с именами каждого ребенка.

Калейдоскоп имен

Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать и представиться.

Посылочка

Игра проводится по формуле «хлоп – топ – я – ты». Первый участник произносит: «Хлоп – топ – называет свое имя – называет имя своего одноклассника, которому пересылает право продолжить». Так продолжается до тех пор, пока все участники игры не получат такую «посылочку».

Веселые задания

Учитель предлагает различные задания, указывая имена тех, кто должен его выполнить. Примеры заданий: Валя и Алеша станцуют польку. Оля и Коля взялись за руки и попрыгали.

Расскажи обо мне

Школьников разделяют на пары и дают 3-5 минут для общения. Дети должны рассказать друг другу о себе. На основе этого разговора каждый составляет короткий рассказ — презентацию о своем товарище.

Давайте познакомимся

Детям предлагается найти в классе своих тезок и объединиться в группы. Для детей, которые имеют редкие имена, создается группа «Ассорти». Далее ребятам необходимо придумать название своей группе и короткую презентацию.

 

Поменяйтесь местами

Дети должны сидеть в классе за партами. Учитель произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…». Каждый раз он называет новый признак:

· любит есть мороженое;

· умеет играть в футбол;

· имеет дома кошку и т.д.

После слов учителя дети, к которым подходит указанная формулировка, должны встать, а потом в произвольном порядке пересесть на места друг друга.

Кто умеет

Для проведения игры нужно подготовить плакат с изображением поля, разделенного на девять квадратов. В каждом квадрате записан вопрос «Кто умеет петь?», «Кто умеет рисовать?» и т.д. Дети получают карточки с изображением такого же поля. Они должны перемещаться по классу и общаться друг с другом, интересуясь ответами на указанные вопросы. По итогам такого опроса школьники записывают фамилии своих одноклассников в соответствующие квадратики. В завершение игры проводится обсуждение полученных результатов.

 

 

ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

1. Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности
отношений.
2. Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.
3. Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
4. Не ограничивайся только информацией. Воздействуй, наблюдая за реакцией.
5. Организуй контакты вне урока. (Пусть прока нет порой, но ведь и нет порока…)
6. Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно.
7. Любите детей, будьте вежливы с ними. Они в любом возрасте очень ранимы…
8. Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!
9. «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
10. Фамилия редко бывает нужна. Запоминайте детей имена!
11. В игре и спорте, танцах и работе – везде пример вы личный подаете. Нельзя об
этом забывать. Собой учитесь управлять.
12. Чтоб уважения детей добиться, слово и дело не должны расходиться.
13. Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.
14. Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.
15. Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте! И персонально
отвечайте, о том, друзья, не забывайте…
16. Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
17. Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
18. В мелочь каждую не нужно вам вникать. Что-то можно не «услышать», «не
понять…». Занимайтесь главным делом – здоровьем их души и тела.
19. Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».
20. К детям своим относитесь любя. Злиться вы можете лишь на себя!
21. Интересуйтесь не периодически детей усталостью физической, психической.
22. Наедине все выясняйте и перед всеми не ругайте. Не унижайте их при всех. Ведь
убивает даже смех!
23. Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!
24. Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.
25. Наказывать работой непедагогично. Но если так – трудитесь с ними лично.
Пускай ребята ваши понимают, что и учителя за них страдают…
26. Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь: «Любой из вас
имеет право на уважение и любовь».
27. Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.
Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень,
Что говорят они смехом, слезами… Учись себя видеть детей глазами!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: