Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды




В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

б) оформления инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

55.Право собственности и право пользования недрами, особенности недропользования на континентальном шельфе

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Правовое регулирование осуществляется в отношении использования природных ресурсов континентального шельфа — минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам», т.е. организмов, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.

Российская Федерация на континентальном шельфе реализует суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации. А также осуществляет исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Предоставление в пользование участков осуществляется без проведения аукционов.

Лицензии на пользование недрами выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемы

Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе является обязательной мерой по охране окружающей среды, в том числе по защите морской среды и сохранению природных ресурсов континентального шельфа. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности на континентальном шельфе.

Государственный экологический надзор на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Государственный мониторинг континентального шельфа, являющийся составной частью государственного экологического мониторинга, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, включая морскую среду и донные отложения, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.

56.Понятие и классификация водных объектов.

Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах;

Водными объектами являются моря, океаны, реки, озёра, болота, водохранилища, подземные воды, а также воды каналов, прудов и другие места постоянного сосредоточения воды на поверхности суши (например, в виде снежного покрова). Водные объекты составляют основу водных ресурсов. Исследованием водных объектов занимаются многие науки. Для изучения водных объектов и их режима применяются гидрологические методы измерения и анализа. С точки зрения экологии водные объекты представляют собой экологические системы.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на 2 вида водных объектов:

· - поверхностные (их прав. режим регул-ся ВК РФ)

· - подземные (их пр.ав режим регул-ся зак-вом о недрах)

К поверхностным водным объектам относятся:

· 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

· 2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

· 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. В РТ более 8 тыс. озёр и 4 водохранилища);

· 4) болота;

· 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

· 6) ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения), снежники (неподвижные естественные скопления снега и льда, сохранившиеся на земной поверхности в течение всего тёплого периода или его части).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся:

· 1) бассейны подземных вод (совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах);

· 2) водоносные горизонты (сосредоточение воды в трещинах и пустотах горных пород, находящихся в гидравлической связи).

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

57.Право водопользования

Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).

Водное законодательство классифицирует право водопользования на не­сколько видов с различным правовым режимом.

В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

58.Особенности государственного управления в областир использования и охраны вод

Особенности государственного управления в области использования и охраны вод

Водное хозяйство – сложная отрасль экономики, естественным базисом которой являются водные объекты. При огромных потребностях страны в водных ресурсах и одновременном их дефиците в ряде регионов возникают проблемы государственного управления в области хозяйственного использования и охраны водных объектов, решение которых обеспечивается нормами водного законодательства.

Планирование рационального использования водных ресурсов России

Важнейшая функция государственного управления – планирование рационального использования водных объектов. Оно осуществляется посредством разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов на срок не менее 10 лет.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты и потребностей в водных ресурсах в перспективе. Еще одна цель – определить основные направления деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании. Названные схемы отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов РФ. Они являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Поэтому схемы обязательны для федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В схемах комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:

– целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; – водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов;

– лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;

– квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ;

– основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей; предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

59.Меры правовой охраны вод.

Правовые средства охраны земель - это совокупность правовых норм, устанавливающих соответствующие права, обязанности, запреты и ограничения.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

- самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

- осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

- пользоваться иными предусмотренными Водным кодексом РФ, другими федеральными законами правами.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

- вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

- выполнять иные предусмотренные Водным кодексом РФ, другими федеральными законами обязанности.

60.Лес как объект права природопользования. Разграничение понятий «лес» и «объекты растительного мира»

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:

– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;

– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;

– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).

Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.

Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

объекты растительного мира – произрастающие дикорастущие растения, образованные ими популяции, растительные сообщества или иные насаждения;

61.Права на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Статья 20. Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы

1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.

Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности.

62.Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Охрана атмосферного воздуха представляет собой совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмо­сферного воздуха. Основными мерами охраны атмосферного воздуха являются:

• нормирование качества атмосферного воздуха (установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативов предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух, а также нормативов предельно допустимых концентраций биологических веществ в атмосферном воздухе);

• установление экологических требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, эксплуатации таких объектов;

• государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;

• государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых может повлиять на состояние атмосферного воздуха;

• мониторинг атмосферного воздуха;

• государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух;

• взимание налога за выбросы загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух.

С целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровью населения и окружающей среде, проводится нормирование качества атмосферного воздуха, которое является основным способом охраны атмосферного воздуха от неблагоприятных последствий антропогенной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на атмосферный воздух, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмо­сферного воздуха деятельность субъектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена или приостановлена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Для достижения и сохранения благоприятного качества атмо­сферного воздуха устанавливаются нормативы качества атмосферного воздуха, к которым в соответствии со ст. 20 Закона об охране атмосферного воздуха относятся:

• нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;

• нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;

• нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;

• нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;

• нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;

• нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

63.Животный мир как объект охраны и использования

Животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Животный мир выступает неотъемлемым звеном в цепи экологических систем, активно влияющих на функционирование естественных сообществ, на структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства и качество окружающей среды в целом.

Объектами использования и охраны животного мира выступают животный мир в целом, охотничьи животные, животные, занесенные в Красную книгу РФ или в Международную Красную книгу (СИТЕС/СИТЕК), Красные книги субъектов РФ либо подпадающие под действие специально заключенных соглашений, используемые человеком как опылители растений, изымаемые из окружающей среды и не изымаемые из нее, среда обитания и места обитания животных, звери, птицы, насекомые, рыбы, морские млекопитающие, населяющие леса и степи, континентальный шельф, находящиеся на территории страны постоянно или мигрирующие виды и др. Помимо диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, временно или постоянно населяющих территорию РФ, российское законодательство охраняет животных, содержащихся в неволе или в полувольных условиях, устанавливает правила содержания биологических, в том числе зоологических, коллекций.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных, таких как поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов.

Охрана животного мира – неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. В настоящее время обоснована необходимость охраны не отдельных объектов, а комплексной, целостной защиты экосистем, включающих и самих животных, и места их обитания, и другие объекты.

Биоразнообразие – это вариабельность живых организмов из всех источников, включая наземные, морские и иные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Экосистема – это динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также окружающей их неживой среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.

Место обитания – тип местности или место естественного обитания того или иного организма или популяции.

Организационно-управленческие меры охраны животного мира:

– государственный учет объектов животного мира; государственный кадастр объектов животного мира;

– государственный мониторинг объектов животного мира;

– создание специально уполномоченных государственных органов по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

– координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение животного мира, среды их обитания и др.

64.Правовые требования к осуществлению отдельных видов использования объектов животного мира (охота, рыбалка)

Действующее охотничье законодательство признает охотой выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.

Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добы­той продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, ут­ки, куропатки и др.

Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).

Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйст­вами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, техни­ке безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оруж­ем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):

- охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управле­ния охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, об­ращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

- путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отст­рел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сро­ков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.

При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и спо­собов охоты.

Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общест­венными охотничьими организациями, другими юридическими и физичес­кими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодь­ях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена.

Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

65.Правовые меры охраны объектов животного мира

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира*.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

66.Принципы международно-правовой охраны окружающей среды.

Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

- уважения государственного суверенитета,

- суверенного равенства всех государств,

- взаимной выгоды,

- невмешательства во внутренние дела другого государства,

- добросовестного выполнения международных обязательств,

- мирного разрешения споров и некоторые др.

В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 гг. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части процесса устойчивого развития и др.

К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся:

- право каждого на здоровую плодотворную жизнь а в гармонии с природой,

- приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,

- неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,

- устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие,

- равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),

- запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),

- регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях,

- предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде,

- сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях,

- научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий,

- контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды,

- мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду,

- международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

67.Основные источники международного права окружающей среды.

Под источниками международного права понимаются соответствующие правовые формы, в которых выражаются нормы международного права – международные обычаи, общие принципы, международные договоры, решения международных судов, международные доктрины.

Выделяют несколько оснований для классификаций источников международного экологического права.

Все



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: