Муниципальное экологическое управление




Вопросы местного значения, то есть полномочия муниципальных образований, приводятся в Главе 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:

  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
  • участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
  • организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
  • организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ);
  • организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ); осуществление муниципального лесного контроля и надзора (п. 38 там же);
  • утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ)
  • создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа (п. 30 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Для решения вопросов местного значения создаются органы местного самоуправления и их структурные подразделения, принимаются муниципальные правовые акты.

Эффективность муниципального экологического управления существенно снизилась в связи с исключением из Федерального закона "Об охране окружающей среды" полномочий органов местного самоуправления по муниципальному экологическому контролю. Вместе с тем в настоящий момент органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере муниципального лесного контроля и надзора и муниципального земельного контроля.

31.Общественное экологическое управление

Функции общественного экологического управления можно разделить на общие (реализующиеся в различных сферах общественной жизни) и специальные (связанные с реализацией экологических прав и обязанностей).

Общие функции общественного экологического управления:

  1. право на защиту прав, в том числе экологических прав, в суде;
  2. свобода мысли и слова;
  3. свобода собраний;
  4. право на участие в управление делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  5. право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  6. право получать и распространять информацию любыми, не противоречащими закону, способами.

Специальные функции общественного экологического управления:

  1. инициатива проведения общественной экологической экспертизы;
  2. организация и проведение общественной экологической экспертизы;
  3. участие в общественном обсуждении в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду;

32.Понятие нормирования, цели и задачи установления нормативов

Одним из центральных правовых институтов экологического права является нормирование в сфере охраны окружающей среды. Сущность этого института обусловлена характером воздействия на окружающую среду общества, которое не может существовать и развиваться, не воздействия на природу. Для того чтобы сохранить природу, качество которой было бы благоприятным для человека, нужно определить пределы такого воздействия.

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы отражают как состояние природной среды, так и допустимый уровень вредного воздействия на природу.

Правовое значение нормативов охраны окружающей среды состоит в том, что они:

- являются критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений;

- определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний.

- играют важную роль при проведении экологической экспертизы.

- а также в решении вопросов применения мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др. (За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной или иной деятельности в зависимости от причиненного вреда окружающей среде несут ответственность в соответствии с законодательством).

Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий.

33.Виды нормативов

Виды нормативов в области охраны окружающей среды:

1. Нормативы качества окружающей среды.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

1. Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

 

34.Понятие экологического надзора, система органов экологического надзора, их полномочия

Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

 

35.Формы осуществления государственного экологического надзора

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

36.Акты реагирования органов государственного экологического надзора

 

В зависимости от характера нарушений природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования:

  • протест;

- представление;

- постановление;

  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст.23 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора является наиболее распространенным средством реагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1, оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе глубоко проведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств..

Постановление прокурора выносится, согласно ст.25 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Предостережение о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях согласно ст.25_1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.

37.Муниципальный экологический контроль

Муниципальный экологический контроль (муниципальный контроль в области охраны окружающей среды), согласно закону «Об охране окружающей среде», на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской федерации - городах Федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя их необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статьей 68.1 федерального закона «Об охране окружающей среды» определены права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды. Муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

• посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления муниципального экологического контроля материалами;

• проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

• проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

• проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

• предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении муниципального экологического контроля;

• привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

• приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

• осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

• предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

• разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

• соблюдать требования законодательства.

38.Формы осуществления общественного экологического контроля

 

Понятия «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует, но на практике оно может включать в себя следующие направления:

- контроль за соответствием требованиям действующего законодательства новых федеральных и региональных законов;

- получение экологической информации и принятие по ней мер реагирования общественности;

- разработка и внесение предложений по повышению эффективности работы государственных структур, контроль за их реализацией;

- участие в принятии экологически значимых решений, в том числе по принятию нормативно-правовых актов в сфере ООС, по проектированию и строительству объектов, способных оказать воздействие на природную среду;

- участие в проведении ОВОС, государственной экологической экспертизы, проведение общественной экологической экспертизы;

- общественная оценка эффективности и законности государственного, муниципального и производственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы;

- непосредственное проведение проверок соблюдения природоохранного законодательства как самостоятельно, так и совместно с государственными контролирующими органами, органами местного самоуправления;

- направление в надзорные органы и органы власти жалоб и заявлений, касающихся неисполнения должностными лицами госорганов или природопользователями возложенных на них обязанностей по охране окружающей среды;

- доведение экологической информации до сведения населения, в том числе критического характера;

- обращение в органы прокуратуры или суды с жалобами и исковыми требованиями;

- участие в расследовании высоких и экстремально-высоких загрязнений окружающей среды;

- проведение публичных мероприятий (акций) в защиту природы, экологических экспедиций, общественных слушаний … и т. д.

39.Понятие и цели проведения оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В соответствии с этим Положением оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представляет собой (далее — оценка воздействия на окружающую среду) процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Оценка воздействия на окружающую среду — это система мер, направленных на определение характера и степени потенциально возможного воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемых экологических последствий реализации такой деятельности. Намечаемая хозяйственная и иная деятельность — деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению.

Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия (обоснования) хозяйственного, управленческого и иного решения (в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды), то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований (соответствие последствий деятельности требованиям в области охраны окружающей среды).

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);

анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;

разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

40.Объекты оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимают деятельность, направленную на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий и выработку мер по охране окружающей среды и рационального природопользования.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязательность ОВОС является одним из принципов охраны окружающей среды.

Объект оценки воздействия на окружающую среду - намерение лица осуществлять потенциально опасную для окружающей среды деятельность, выраженное в документации, которая обосновывает деятельность.

41.Порядок проведения оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

 

Оценка воздействия на окружающую среду объектов, подлежащих обязательному прохождению процедуры ОВОС, организуется, финансируется заказчиком и проводится по договору с ним проектными организациями. Порядок проведения ОВОС закреплен в Положении о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19 мая 2010 г. Проведение процедуры ОВОС требует проектная документация объектов, печень которых установлен на законодательном уровне и приведен в ст.13 закона «О государственной экологической экспертизе». В него входят объекты топливно-энергетического комплекса, промышленности, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, коммунального хозяйства. Основные виды деятельности, требующие ОВОС,

 

42.Понятие, цели проведения и виды экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Виды:

Государственная э.э.( явл. Обязательной; Заключение вступает в юр силу сразу после его принятия; Проводится по инициативе Росприроднадзора; осущ-ся за счёт гос, бюджета)

Общественная э.э.( явл.добровольной; заключение вступает в юр силу после утверждения спец уполномоченным органом; проводится по инициативе граждан и общественных объед. Осущ-ся за счет собственных средств общ. орг-й, фондов, взносов граждан)

Цель общая: предотвращение негативного воздействия хоз и иной деятельности на окр. среду

Объекты общие:

-проекты нормативно-технич.док-в в области охр окр среды

-проекты фед. Целевых программ, предусматр-е строительство и эксплуатацию обхектов хоз деят-ти

-проекты соглашений о разделе продукции

И так далее.(ст 11, 12 ФЗ «об экологической экспертизе»)

43. Принципы государственной экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательности проведения государственной ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ;

3) комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4) обязательности учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ;

5) достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ;

6) независимости экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий в области ЭЭ;

7) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;

8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

9) ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество ЭЭ

44.Порядок проведения государственной экологической экспертизы, основания отказа в проведении.

Процедура государственной экологической экспертизы состоит из четырех стадий:

- стадия приема документации;

- стадия организации и подготовки государственной экологической экспертизы;

- стадия проведения государственной экологической экспертизы;

- заключительная стадия государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы прописан в ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», в Регламенте проведения государственной экологической экспертизы, утвержденном приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. N 280.

45.Понятие экономико-правового механизма охраны окружающей среды, его элементы

Под экономическим механизмом природоохраны понимается совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся:

- планирование природопользования и охраны окружающей среды;

- финансирование охраны окружающей среды;

- платежи за природопользование;

- экологическое страхование;

- меры экономического стимулирования.

 

46.Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

 

47.Экологические сертификация, аудит и страхование.

Сертификат - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил и условиям договоров.

Задачами сертификации являются:

1) предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг, и предупреждение экологического вреда;

2) внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

3) производство экологически безопасной продукции на всех стадиях её жизненного цикла, повышение её качества и конкурентоспособности;

4) предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий и проч.

Выдачу сертификатов осуществляет орган по сертификации (юр. л. и ИП, аккредитованный в установленном порядке для этих целей).

Сертификация м осуществляться в 2х формах:

1) обязательная:

- в форме декларации о соответствии

- обязательное подтверждение соответствия продукции в случаях, установленными техн. регламентами

2) добровольная:

- осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора с органом по сертификации.

Объектами сертификации являются: ввозимые на территорию РФ продукты и товары, в т.ч. ветеринарные продукты, агрохимикаты, продукция промышленности и т.д.

Экологический аудит - это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства РФ, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

Содержание и цели экологического аудита:

• оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

• выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

• определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;

• выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;

• оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

• выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

1. обязательного экологического аудита;

2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит:

1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной; проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений; кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками; оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий; и др. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам,

2. Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: