качества руководителя (менеджера) высокий низкий




1. Компетентность 7 3

2. Коммуникабельность 7 2

3. Эмоциональная устойчивость,

толерантность 6,5 2,5

4. Смелость 6 2

5. Настойчивость 6,5 2

6. Личное обаяние 6 1,5

7. Прогностические способности 6 2

8. Речевые способности 5,5 2

Экспертная оценка производится высококвалифицированными экспертами-психологами (по семибалльной шкале).

При обучении менеджеров и повышении их квалификации первостепенное значение имеют следующие отрасли знаний:

– экономические,

– технические,

– юридические,

– психологические,

– специальные.

Одним из основных элементов менеджмента является культура управленческого труда, эталонные ценности этого труда, нормы поведения и деятельности менеджера. Культура труда менеджера складывается из его знаний и умений в области экономики, законодательства, научной организации труда, культуры поведения и культуры речи, организационной культуры руководителя (владение знаниями теории управления, психологически адекватными методами организаторской работы, владение организационными процедурами). Современный менеджер должен понимать природу управленческих процессов, своих функциональных обязанностей, оптимального стиля руководства, знать критерии эффективности своей работы, ориентироваться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, нужных для управленческого персонала. Ряд личностных ограничений не позволяет индивиду претендовать на должность менеджера: неспособность к эффективной саморегуляции, размытые личностные ценности, личностная ригидность, пониженная креативная способность (неспособность видеть и решать проблемы), коммуникативная недостаточность, непонимание специфики управленческого труда, пониженные организаторские способности, незнание процессов групповой динамики и группового развития, невладение формами и способами межличностного воздействия.

Типичные способы и формы поведения менеджера образуют стиль его деятельности. Методы руководства и управления при их реализации приобретают субъективно-психологические особенности. Различаются выделенные еще Куртом Левиным три основных стиля руководства – авторитарный, демократический и либеральный (анархический). Либеральный стиль характеризуется отстраненностью руководителя от активного руководства. Этот стиль руководства означает несоответствие руководителя своей должности. Наиболее приемлемым является демократический стиль деятельности менеджера, который отличается от авторитарного стиля следующими особенностями:

 

 

Демократический стиль руководства обеспечивает личностную самореализацию сотрудников.

Однако в некоторых случаях предпочтение может быть отдано и авторитарному стилю руководства (организация работ в экстремальных ситуациях и т. п.). Авторитарный стиль руководства имеет место и в начальных стадиях группообразования, в неразвитых коллективах, в тех случаях, когда масса исполнителей не обладает необходимым профессионализмом и должной культурой поведения. В отдельных случаях руководителю демократического стиля целесообразно использовать отдельные элементы автократического руководства.

Стиль руководства индивидуален. В рамках демократического стиля возможны различные его варианты. Так, большая забота о производстве может сочетаться с недостаточным вниманием к людям; дружеские отношения с сотрудниками могут развиваться в ущерб делу. Для получения личных преимуществ руководитель может манипулировать формально-демократическими способами руководства, допускать панибратские отношения с подчиненными, опускаться до их недостаточно высокого уровня личностного развития. В стрессовых и конфликтных ситуациях менеджер может воспользоваться резервными, экстраординарными моделями поведения.

Деятельность менеджера по своей психологической структуре – система сложных волевых действий. Ее основными элементами являются видение основных целей, способов и условий их достижения, принятие оптимальных решений в условиях сложного выбора. Это исходное звено поведенческой активности менеджера требует высокого развития такого его личностного качества, как инициативность, и такого психического состояния, как достаточная информированность. На этапе реализации принятых решений существенны такие личностные качества, как принципиальность, непреклонность и настойчивость, способность преодолевать возникающие трудности – толерантность. Для учета непредвиденных ситуаций необходима критичность мышления. И, наконец, менеджер должен быть мастером разрешения конфликтных ситуаций, находя взаимоприемлемые решения для конфликтующих сторон.

Центральным звеном деятельности менеджера является принятие управленческих решений. Принимаемые им решения – обоснованный выбор варианта действия из ряда альтернативных возможностей. Эти решения касаются в основном четырех управленческих сфер – планирования, организации, мотивации и контроля. Решения принимаются в условиях неопределенности и некоторого риска. При этом менеджер должен ориентироваться на решения с высоковероятностным положительным исходом. Для этого он должен обладать значительным практическим опытом и развитой интуицией, учитывать базовые ценности и традиции своей организации. По жесткости регламентации решения могут быть контурными, алгоритмическими и структурированными. Контурные решения определяют общую схему оптимального действия в сложившейся ситуации, не предопределяя конкретные способы действий. Алгоритмические решения строго предписывают подчиненным жесткую схему, порядок действий. Структурированные решения определяют четкий порядок действий, но допускают их коррекцию на основе текущей и итоговой обратной связи. Реализация задач организации осуществляется в основном принятием организационных решений. Необходимость принятия решения возникает в определенной проблемной ситуации, которая объективно задает определенные критерии возможного решения. Менеджер выявляет ограничения своих возможных действий и исследует возможные альтернативы выхода из проблемной ситуации. Выбирается альтернатива с наиболее благоприятными исходами. Принимаемые решения могут быть формальными и неформальными – творческими, эвристическими. Последняя разновидность решений требует развитых аналитических способностей менеджера. Стратегические решения принимаются коллегиально. Однако круг лиц, участвующих в принятии решения, должен быть профессионально специализирован. При этом может быть использован метод "мозгового штурма", при котором предлагаемые решения ничем не ограничиваются и лишь затем производится отбор наиболее рациональных предложений. Иногда используется кольцевая система принятия решений, при которой обсуждение проблемы предлагается определенным лицам, список которых составляется руководителем учреждения При этом выявляется вектор наибольших предпочтений. Большие массивы исходной информации могут быть обработаны на ЭВМ. На основе теории игр проигрываются ситуации при несовпадающих интересах различных подразделений данной организации. Имитационные модели позволяют проверить возможные результаты планируемых решений, своевременно откорректировать принимаемые решения. Принятие управленческих решений может быть уравновешенным, рационально обоснованным, импульсивным, осторожным, инертным и рискованным. Одних людей больше пугают возможные ошибки, других стимулируют возможные удачи. Обоснованные решения всегда учитывают иерархическую зависимость альтернатив, оценивают "вес" принимаемых альтернатив, реальные возможности их осуществления. Управленческие решения должны быть максимально экономически эффективными, своевременными, обоснованными и реалистичными. Невыполнение решения исполнителями, как правило, связано с нечеткой его формулировкой, не понятностью его смысла, отсутствием возможностей для его реализации, с личностным неприятием данного решения. Модель деятельности, принятая к исполнению, должна быть полной, достаточно развернутой, личностно принятой, соответствовать условиям ее реализации. Она должна состоять из четкой системы оперативных моделей. Вся динамика предстоящей деятельности должна хорошо представляться исполнителями. Они должны предвидеть возможные помехи для реализации поставленной задачи, знать варианты действий.

Управленческий цикл далее проходит стадию организации и контроля. Реальная ситуация исполнения решения, как правило, отличается от планируемой, идеальной. Основная трудность здесь состоит в организации труда других людей. Возникают проблемы коммуникации. В зависимости от задач деятельности выбирается форма коммуникации – многосвязная, звездная или иерархическая. При многосвязной структуре коммуникации все участники деятельности связаны между собой – это характерно для первичных коллективов. В звездной структуре коммуникации возрастает роль центрального коммутатора, руководителя. При этом замедляется скорость и снижается устойчивость передачи информации. При иерархической структуре групповой организации промежуточные ее звенья одновременно являются и командными, и подчиненными. При этом централизованный контроль исполнения задачи низовыми звеньями затрудняется неопределенностью промежуточных решений. Основное назначение контроля – своевременное обнаружение возможных отклонений от программы принятых действий, принятие мер по ликвидации отклонений, выявление причин отклонений. Устойчивый централизованный контроль приобретает и ориентирующую функцию – подчиненные начинают хорошо знать, на что начальство обращает первостепенное внимание. Контроль может быть предварительным, текущим и итоговым. Основная его функция – коррекция деятельности на основе текущей и итоговой обратной связи.

В организации труда исполнителей нередко возникают трудности непонимания, психологические барьеры, противоречия, конфликты и конфликтные эмоциональные состояния. Профессионализм менеджера состоит в умелом снятии конфликтов, в нахождении компромиссных решений. Причинами производственных конфликтов могут быть: противоречивость целей групп и отдельных личностей, различие в привычных способах действий, в смысловых и операциональных установках, нечеткость в разграничении прав и обязанностей различных структур, ограниченность ресурсов, неблагоприятные условия среды, несоответствие вида деятельности функциональным обязанностям группы или отдельной личности, противоречивость предъявляемых требований когнитивный диссонанс и др.

Нередко проявляется и конфликтность личности, ее негативные характериологические качества – зависть, обида, акцентуации и психопатии характера. Источником конфликтов может быть и сам менеджер, его негативные личностные качества – мелочность, придирчивость, злопамятность, несправедливость, беспринципность, резкость и грубость. Конфликты обычно не устраняют, а разрешают, воздействуя на его источники. Менеджер должен различать конфликт, связанный с распределением ресурсов, и конфликт, обусловленный психологической несовместимостью двух сотрудников. При разрешении конфликта следует прежде всего минимизировать количество его участников, привлечь компетентных экспертов, не принимая лично сторону определенной конфликтующей группы. Формы разрешения конфликтов могут быть психолого-педагогическими (просьба, убеждение, внушение, разъяснение) и административными (решение комиссии, перевод на другую работу). Различны и способы реагирования на конфликт – избегание, сглаживание, принуждение, компромисс, решение конфликтной проблемы. В целях сглаживания конфликта и нахождения компромиссного решения целесообразно вынести конфликт на широкое обсуждение, не допуская при этом его дальнейшего обострения, создать для конфликтующих сторон ситуацию эмоционально положительного общения. Обсуждая конфликт, следует анализировать проблему, а не личностные качества его участников. Но лучше всего распознавать назревающий конфликт, разрешать его в начальной стадии.

Оптимальный психологический климат в коллективе, мягкость и доброжелательность повседневного общения – одна из основных предпосылок уравновешенности, бесперебойности производства. 80% своего рабочего времени менеджеры расходуют на деловое общение. Эффективное общение – вид профессиональной деятельности менеджера. Эта деятельность имеет свои тонкости, сложности и психологические закономерности. Общительность менеджера решающим образом влияет на успешность деятельности всей организации. Малорезультативны менеджеры замкнутые, необщительные и сверхобщительные (болтуны). Менеджер должен учитывать установку коллектива или отдельного лица на определенную меру и качество общения. Малообщительные менеджеры не обеспечивают коллектив необходимой информацией и эмоционально положительным воздействием. Сверхобщительные менеджеры мешают работе коллектива. Чувствительность к мере общения – важнейшее личностное качество менеджера. Общение менеджера должно быть содержательным, иметь необходимую смысловую насыщенность. Менеджер пользуется в основном вербальной формой общения. При этом используются и паравербальные средства общения – жест, мимика, пантомимика.

На слово люди реагируют так же, как на непосредственные физические воздействия. Слово может вдохновить и вызвать апатию, побудить человека на сильные и смелые поступки и парализовать его деятельность. Хороший менеджер – это хорошо, разумно и убедительно говорящий человек. В процессе общения обеспечивается движение, передача информации, которая подразделяется на функциональную (необходимую для выполнения определенной функции), координационную (обеспечивающую взаимодействие функциональных групп) и оценочную. В общении информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Информация должна быть адекватно выражена и адекватно воспринята. Информация может быть понята только подготовленным человеком. Необходимо учитывать опыт и знания этого человека, его потребности, интересы, установки, интеллектуальные возможности, актуализированные поведенческие мотивы. Существенны также место и обстановка общения. Каждый акт общения имеет свою стратегию и тактику. Менеджер заранее должен продумать различные линии своего речевого поведения в зависимости от реакции партнера (согласится, возразит, останется безразличным). Общение начинается с установления психологического контакта – с обсуждения общей интересующей проблемы. При этом следует избегать всего того, что может нарушить контактное взаимодействие (неудачные реплики, речевая неряшливость, высокомерие, панибратство, различные проявления малокультурности). На начальной стадии общения уместно проявить неподдельный интерес к личности собеседника, его достоинствам и возможностям, ярким биографическим фактам, к текущим бытовым проблемам. При этом используются все средства комфортного воздействия – удобная мебель, приятный микроклимат, легкое угощение, приятная улыбка, доброжелательность и дружеское расположение. Внимание собеседника при этом не должно быть утомлено, его активность должна быть возбуждена интересными для него вопросами. Акцентируйте внимание собеседника на том, что нравится ему, а не вам. Постепенно переходите к взаимоинтересным проблемам. Постарайтесь уловить и снять возможные психологические и смысловые барьеры, ориентируйтесь в мотивах и целях собеседника, в его позициях и ценностных ориентациях. В основной части общения информируйте собеседника по своей проблеме (кратко, четко и понятно). Четко поставьте вопросы для совместного обсуждения. Внимательно слушайте собеседника, следя и за его паравербальными проявлениями. (Умение слушать – один из показателей культуры и дисциплинированности человека.) Слушая собеседника, выделяйте главное, делайте пометки; отмечайте то, что вас чрезмерно волнует, нейтрализируйте эти воздействия, сохраняйте устойчивое психическое равновесие.

Одна из основных форм управленческой деятельности – проведение деловых совещаний. При этом происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются совместные оперативные и стратегические решения. Деловые совещания должны быть краткими, информативными, а их участники должны иметь непосредственное отношение к решаемой проблеме. При подготовке делового совещания должна быть определена целесообразность его проведения, намечен состав его участников, установлены дата, время и место его проведения. При проведении делового совещания устанавливается его продолжительность, регламент и протокол. Совещание завершается принятием решения и определением мер по его реализации и контролю. Наиболее оптимальными днями недели для проведения совещаний являются среда и четверг. Время проведения – вторая половина дня (оно приурочивается ко второму пику повышения работоспособности человека в течение дня – между 16 и 18 часами). Проведение деловых совещаний в первой половине дня нецелесообразно, так как они нарушают трудовой ритм сотрудников. В помещении для совещаний целесообразен стол трапециевидной формы с местом председателя у его широкого основания и секретаря у меньшего основания. Стол такой формы обеспечивает удобную позу для всех его участников и необходимые визуальные контакты. Помещение для совещаний должно иметь хорошую звукоизоляцию, вентиляцию и комфортный микроклимат (20° С тепла и 60% влажности). Каждый участник совещания должен заранее знать его тематику и цель его проведения. Оптимальная продолжительность совместной интеллектуальной деятельности большого количества людей не должна превышать 45 – 60 минут. После перерыва возможно дополнительное время продолжительностью в 30 минут. После 90 минут работы наступает период отрицательной активности, возникает безразличие к решаемым вопросам или склонность к принятию рискованных решений. Установление и соблюдение регламента обязательны. Протокол совещания – его официальный документ, в котором фиксируются достижение цели совещания, принятое решение, ответственные за его исполнение, контроль и сроки исполнения.

В заключение отметим, что психология маркетинга и менеджмента является базовой отраслью социальной психологии, которая наряду с психологией повседневных межличностных отношений образует основную сферу жизнедеятельности людей. Основным руслом функционирования малых и особенно средних социальных групп является производство и товарообмен, деятельность по удовлетворению насущных человеческих потребностей. И эта важнейшая сфера социального бытия должна быть организована с учетом основных закономерностей психологии человеческого поведения. При этом необходимо учитывать и особенности функционирования общества в целом, социально-психологические процессы, происходящие на макросоциальном уровне. Перейдем в связи с этим к рассмотрению психологии больших социальных групп.

 

Глава 5. Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления

 

§ 1. Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции

 

Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания ("классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение – групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем ("Политика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: "Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им". Производными от понятия "общественное благо" стали понятия "качество жизни", "уровень жизни", "жизненные стандарты", "благоденствие нации" (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса – этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. étnos – племя, народ) – исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого – представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность – нацию (от лат. natio – народ).

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом – приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира – особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, при миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. classis – разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

 

§ 2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей

 

Все микросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами. Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциальном уровне. Эти процессы образуют психологию больших социальных групп.

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей – общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент – массовидные явления.

Общественное сознание – духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, система духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социально-психологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т.п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание – система духовно-опосредствованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм – науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание.

Разновидность общественного сознания – массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение – состояние массового сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (от греч. mónos – один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение – постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его прогрессивного развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение – эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших социальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное общественное сознание.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, – обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах, называются традициями. Традиции могут быть социально положительными и косными, реакционными.

§ 3. Психология массовой коммуникации

 

Социальное общение, организованно осуществляемое в масштабах всего общества, называется массовой коммуникацией (от лат. communicatio – общаюсь). Массовая коммуникация ориентируется на массовые социальные запросы, особенности социальной системы данного общества. При этом учитываются социальные чувства массовой аудитории, ее гражданский, политический и культурный опыт, национальные особенности.

Каждая социальная система формирует свою ценностно-нормативную структуру – идеологию, ориентировочную основу жизнедеятельности данного общества. У цивилизованного общества приоритетны общегуманитарные ценности – социальная справедливость, демократизм, права человека. При помощи различных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, средства искусства) идеологи общества формируют определенное отношение общественных слоев, больших социальных групп к общественно значимым явлениям.

Назревшие социальные проблемы осознаются общественностью путем сопоставления и борьбы мнений, взглядов и политических позиций. Кроме информативной функции, коммуникативные акты имеют экспрессивные (эмоционально возбуждающие) и социально-контактные (фатические) функции.

Стремительно возрастающий объем массовой информации стал основной отличительной особенностью современного общества. Информационный взрыв в современном обществе в значительной мере определяет психологический тип современного человека.

Телевидение, пресса, радио, компьютерные системы обеспечили глобализацию повседневного общения, интеграцию планетарной духовной жизни. Развитие средств массовой коммуникации расширило возможности культурного обмена, распространения достижений культуры. Наряду с этими современные средства массовой коммуникации вызвали к жизни социально-психологический феномен массовой культуры. Массовая культура, рассчитанная на массовое потребительство, приобрела в ряде случаев черты культурного суррогата – его содержание упрощает и примитивизирует человеческие отношения, проповедует культ внешнего успеха, обесценивая высокую культуру.

Средства массовой коммуникации стали средствами формирования особого психологического феномена – идеологического, культурного, правового, политического и др. "пространства". Общественное сознание в этих условиях становится более дифференцированным и структурированным.

Современные средства массовой информации вызвали к жизни и феномен "политического зрелища" – сделали зримо доступной политическую жизнь общества и отдельных политических сил. Люди стали свидетелями политических событий, активными носителями политических симпатий и антипатий. Политические деятели получили новые возможности для своей пропаганды и политической мобилизации. Появилась возможность совершения акций со скрытым политическим эффектом, осуществления широкомасштабных "политических игр". Однако наряду с этим возрастает и возможность социального контроля над политическими процессами. Демократизация общества ставит все больше заслонов бесконтрольным политическим акциям.

Средства массовой информации выступают как регуляторы массовых форм поведения. Они формируют совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Широко освещаются различные сферы производства, экономики, политики, потребления, общения, искусства, спорта, судебной хроники и досуга. При этом учитываются мера информированности масс и их познавательных возможностей, уровень потребностей и интересов, совокупность ценностных ориентации и установок.

Психология массовой коммуникации как отрасль социальной психологии исследует влияние объективных и субъективных факторов на эффективность массового общения, формирование, закрепление и изменение массовых установок, возникновение и функционирование общественного настроения и общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям, закономерности усвоения и переработки информации, ее принятия или непринятия.

Зная эти закономерности, отдельные политики и их имиджмейкеры пытаются манипулировать общественным сознанием (от лат. mampulus – пригоршня) – используют систему средств психологического воздействия в целях изменения поведения людей вопреки их собственным интересам. Однако эти манипуляции рано или поздно, но неизбежно разоблачаются. Содержание сознания людей формируется в конечном итоге не политическими лозунгами и идеологическими теориями, я действительностью. Человек



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: