Тема нашего урока - «СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме».
Задачи урока:
- углубить свои знания о СПП с несколькими придаточными;
- закрепить понятие однородного и неоднородного соподчинения, последовательного, подчинения;
- совершенствовать свои умения в постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Замечания по контрольной работе:
- нет качественной работы с предложениями (нужно выделять грам. основу, в схеме все подписывать, выделять также грам. основы, задавать вопрос от главной части к придаточной, указывать средство связи: союз или союзное слово).
Запишите в тетради число, вид работы (классная работа).
Вспомним изученное. Синтаксическая разминка.
Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» лишь те утверждения, которые являются верными. Записывайте таким образом:
1 – нет и т.д.
Проверьте себя. (см. ответы в приложении №1 к уроку)
№ | Утверждения | + |
1 | В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами | |
2 | Простые предложения в составе СПП всегда равноправны | |
3 | Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним | |
4 | СПП состоит только из двух простых предложений | |
5 | СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями | |
6 | При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному | |
7 | Если однородные придаточные связаны одиночными союзами иили или, запятая между ними не ставится | |
8 | СПП с двумя или несколькими придаточными бывают следующих видов: с последовательным, неоднородным и однородным подчинением | |
9 | Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное | |
10 | При неоднородном соподчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению | - |
11 | При однородном соподчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению | + |
2. Ответьте на вопросы (устно), пользуясь подсказками:
|
1. СПП с _________________подчинением. Вопрос задается от главной части предложения к первому придаточному, от первого придаточного предложения ко второму придаточному.
2. СПП с _______________________ подчинением. Все придаточные относятся к _________________предложению, но значения придаточных разные.
3. СПП с _____________________ подчинением.
Все придаточные относятся к _________________предложению, значения придаточных одинаковые.
Ответы см. в приложении к уроку.
Рассмотрите схемы, какую информацию можно получить из схем?
Определите и запишите вид СПП с несколькими придаточными.
Ответы см. в приложении к уроку.
1 [ ], (потому что …), (что …).
Когда? Каких?
2 (когда …), [ ], (которых …).
Зачем? Зачем?
3 [ ], (что …), (что …).
Самостоятельная работа.
Запишите предложения, постройте к ним схемы, укажите вид СПП с несколькими придаточными (однородное/неоднородное соподчинение; последовательное подчинение). Знаки препинания не расставлены.
Предложение | Схема | Тип подчинения |
1.Я увидел как звёзды стали туманиться и как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. | ||
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу мы увидели что из деревни бросились бежать женщины и дети. | ||
3.Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк. | ||
4.В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя. |
|
Домашнее задание (на выбор).
I уровень. На оценку «3»
Определите в СПП тип подчинения (знаки расставлены). Постройте схемы.
1) Когда сани с Пущиным влетели в ворота Михайловского, Пушкин выскочил на крыльцо босиком, чтобы обнять лицейского друга.
2) Ждала Татьяна с нетерпеньем, чтоб трепет сердца в ней затих, чтоб прошло ланит пыланье.
3) Пушкин хотел поехать в деревню, чтобы заняться литературой, которая составляла для него главный смысл жизни.
II уровень. На оценку «4».
Расставить знаки препинания в СПП. Начертить схему предложения, определить тип подчинения.
1) Первая встреча Пушкина с Николаем I состоялась 8 сентября 1826 года в Кремле куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки в которой он пробыл 2 года.
2) Пушкин знал что в делах почти всех осужденных декабристов находили его стихи что эти стихи были широко распространены.
3) Когда Пушкину стала грозить ссылка в Сибирь отец поэта обратился за помощью к Жуковскому который имел влияние при дворе.
III уровень. Придумайте собственные СПП (5 предложений) с разными видами подчинительной связи. Постройте к предложениям схемы.