Образование как социо-культурный институт




Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т.е. педагогической деятельностью(18, 21).

Во второй половине ХХ в. стала отчетливо просматриваться взаимосвязь между качеством школьного образования и развитием экономики страны, сохранением культурной идентичности нации. Сами образовательные реформы были вызваны социально-экономическими причинами. Поэтому все чаще эффективность деятельности школы рассматривается в контексте социальных индикаторов качества жизни(4, 22).

Наибольшие изменения в ходе реализации реформ произошли в управлении образованием (в структурах власти) и в распределении ответственности за принятие решений, что обусловило появление тенденции «возложения» ответственности не на центральную власть, а на сами школы(19, 22).

Образование как процесс – это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе. Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности – педагогической деятельности. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования(4, 5, 7).

Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структурными компонентами педагогической деятельности являются: цель деятельности, субъект деятельности (педагог), субъект-объект деятельности (воспитанник), объект деятельности (ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника), содержание деятельности, способы деятельности, результат деятельности. Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эффективных условий для достижения воспитанником определённого уровня образованности.

Педагогическая профессия – род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью, которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами(18).

Системная, целостная сущность образования проявляется в том, что образование является качественно обособленным от других социальных процессов, связанных с трансляцией совокупного опыта и воспроизводством социально личностных качеств человека(2, 15, 16).

Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определённую структуру. Это цели определённые в нормативных государственных документах, в нормативных и теоретических документах системы народного образования, сформулированные в учебных программах и, наконец, заданные в методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.

Н.К.Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих всё происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду. А.С.Макаренко утверждал, что цели образовательной работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из педагогических рук. Образование есть процесс и результат развития личности в ходе её обучения и воспитания.

Решение и постановка целей образования связаны с поиском альтернатив в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты(1, 17).

Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском совещании работников образования, главная цель общего среднего образования сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в собственных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т.д.)(14).

В национальной доктрине образования РФ, принятой на том же совещании, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса;

- восстановление статуса РФ в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России(8).

Итак, на качество образования во многом влияет творческий характер педагогической деятельности, осознание педагогом престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанниками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленности личности педагога, но и совершенное владение разнообразными образовательными технологиями, технологиями общения.

Школа, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. А так как школа имеет дело с человеком, растущим и развивающимся, умственные способности которого всё расширяются, и будут расширяться, то она должна не только удовлетворять потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: