Методы адаптации технологий в управлении предприятием нефтегазовой отрасли при переходе из сегмента малого в крупный бизнес




 

Основным направлением перестройки компании в нефтегазовой отрасли при переходе от малого бизнеса в крупный является переход в ее функционирования на принципы разумной децентрализации управления производственными процессами по добыче и переработке сырья и жесткой централизации управления финансовыми потоками.

Под принципом разумной децентрализации управления производством предполагается разделение полномочий в случае принятия решений на оперативный и стратегический уровни.

На уровне центрального аппарата необходимо решать вопросы стратегического планирования производства, формирования единой политики в различных отраслях производственной деятельности и ее всестороннего обеспечения. Вопросы, которые непосредственно связаны с управлением процессами производства, выносятся на уровень нефтегазодобывающих и нефтегазоперерабатывающих объединений.

Под жесткой централизацией управления финансовыми потоками понимается, в первую очередь, контроль за прохождением финансовых средств со стороны центрального аппарата предприятия на каждом из этапов проводимых с ними операций и возможность оперативного вмешательства в производимые операции тогда, когда в этом возникает потребность.

Основной задачей, которая стоит перед менеджментом компании в случае перехода в крупный бизнес, является овладение следующими методами управления в условиях рыночной экономики:

ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести планируемую прибыль;

стабильное стремление к увеличению эффективности производства и реализации продукции с минимальными затратами, достижение оптимальных результатов;

хозяйственную самостоятельность, которая обеспечивает свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты;

корректировку на постоянной основе целей и программ в зависимости от состояния рынка;

использование современных информационных технологий, включая компьютерные сети, базы данных, информационно-вычислительную технику и т.п. с целью проведения многовариантных и модельных расчетов для принятия обоснованных и надежных решений.

Далее рассмотрим внедрение информационных систем. Их необходимо внедрять всем малым и средним фирмам в нефтегазовой отрасли для успешной адаптации системы управления при переходе в крупный бизнес.

Понятие ERP охватывает большой класс информационных систем, предназначенных для комплексного решения задач управления предприятием. Подобные системы включают блоки управления финансами, производством, запасами, сбытом и маркетингом, кадрами и так далее.

Кроме того, ERP-системы могут поддерживать решение задач логистики, планирования и бюджетирования. То есть классическая ERP-система полностью охватывает все задачи управления внутри компании.

Как правило, основная цель внедрения системы ERP - переход на качественно новый уровень управления компанией. Это достаточно очевидное утверждение, впрочем, имеет ряд особенностей, когда речь идет о нефтяном бизнесе.

Во-первых, эффективное управление основано на достоверной информации о состоянии бизнеса, но в нефтяном бизнесе применение систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) дает слишком большое, с точки зрения учета и анализа, число показателей. Необходимо оптимально выбрать и жестко ограничить набор контролируемых на различных уровнях управления показателей.

Во-вторых, это особенности структуры управления нефтяными компаниями. Большинство бизнес-процессов в них охватывает всю организационную вертикаль, в которую включаются как структурные единицы самой компании, так и сторонние компании.

В-третьих, в нефтяном бизнесе весьма активно протекают процессы, связанные с изменением собственника, что диктует необходимость обеспечения прозрачности бизнеса.

В силу специфики нефтегазового бизнеса компании, в том числе средние и малые, если не являются холдингами в строгом значении этого термина, все же имеют структуру холдингового типа - территориально (горизонтально) распределенную и состоящую из не менее 3-4 уровней "по вертикали". Даже если нижестоящие уровни представлены не самостоятельными юридическими лицами, а филиалами и подразделениями, схема аналогична холдинговой: центральная компания - дочерние компании - районные управления - линейные подразделения.

Соответственно, бизнес-процессы и информационные потоки имеют как вертикальную, так и горизонтальную направленность, причем иерархически вышестоящие подразделения являются не только потребителями отчетных форм от нижестоящих, но и непосредственными исполнителями конкретных бизнес-операций.

Как правило, вышестоящие подразделения осуществляют контрольные функции для ряда хозяйственных операций в нижестоящих. Они формируют консолидируемую отчетность, базой для которой может быть как первичная информация нижестоящих организаций (проводки, документы), так и агрегированная информация, включающая и отчеты.

На уровне методического обеспечения функционирования такой структуры должны быть разработаны:

регламенты формирования консолидированной отчетности, включая технологии "вертикальной" репликации;

методика обеспечения единого справочного пространства с описанием регламентов, ролей и сценариев;

способы и средства отражения хозяйственных операций нижестоящих организаций в вышестоящих.

На уровне непосредственной реализации проекта нужно исходить из того, что средства автоматизации должны обеспечивать:

работу с несколькими инсталляциями системы, в т. ч. при наличии каналов связи средней и низкой пропускной способности;

синхронизацию справочных данных в различных инсталляциях системы;

репликацию данных первичного учета в консолидирующую структуру;

репликацию проводок и документов в вышестоящую организацию для осуществления контрольных функций.

При внедрении систем управления принципиально важно учитывать, что каждый отдельно взятый бизнес-процесс нефтяной компании должен рассматриваться лишь в совокупности с другими. Иными словами, каждый из бизнес-процессов включает не только непосредственно основной процесс, но и ряд процессов, обеспечивающих его.

В качестве основных могут рассматриваться бизнес-процессы, добавляющие потребительскую стоимость, например, по обеспечению повышения нефтеотдачи пласта, по транспортировке нефти и так далее. При этом основные бизнес-процессы имеют свою специфику в каждой нефтяной компании.

Обеспечивающими бизнес-процессы, имеющими отраслевую специфику, могут быть, например, управление связями с внешними организациями-регуляторами, управление защитой окружающей среды, управление производственными мощностями.

Для методического обеспечения внедрения системы управления должен быть подготовлен план реализации Единой Информационной Системы (ЕИС). Такой план должен содержать:

описание бизнес-процесса "как должно быть";

рекомендации по корпоративным стандартам и процедурам в области информационного обеспечения;

требования к архитектуре и программно-аппаратным компонентам ЕИС;

оценка степени готовности персонала к внедрению ЕИС;

рекомендации по организации работ по созданию ЕИС;

оценка необходимых для внедрения ресурсов.

В зависимости от такого плана состав аппаратно-программных компонент ЕИС может сильно различаться. При этом средства автоматизации должны дополнительно поддерживать такие функции, как поддержка единых правил обмена информацией между компонентами ЕИС, синхронизация справочной информации между компонентами ЕИС и поддержка справочной информации в актуальном состоянии.

Особенности организации бизнеса нефтяных компаний предопределяют и особые требования к управленческому учету. К таким требованиям можно отнести: учет затрат по центрам учета (объектам, определяемым деятельностью каждой конкретной компании: подразделениям вплоть до отдельных сотрудников, видам деятельности, производственным объектам, тарифным участкам и т.д.); планирование и расчет себестоимости продукции (услуг); планирование и бюджетирование для бюджетов доходов и расходов и бюджетов движения денежных средств; учет трансфертных отношений и их отражение в консолидированной отчетности.

С методической точки зрения должны быть разработаны:

иерархические справочники и регламенты работы с ними, содержащие аналитические зависимости между целями управленческого учета (структура компании, виды деятельности, объекты бюджетирования, статьи и элементы доходов и расходов и т.д.);

порядок проставления аналитических кодов при учете хозяйственных операций;

регламенты формирования плановых показателей бюджетов и смет по схемам "с низу вверх" и "сверху вниз";

алгоритм формирования фактических показателей бюджетов и смет;

методика расчета себестоимости;

план счетов с учетом трансфертных операций, методика их учета.

Средства же автоматизации должны обеспечивать:

поддержку иерархических справочников с учетом особенностей организационной структуры компании и ведения бизнеса;

ввод аналитических кодов во всех экранных формах первичного учета;

поддержку процессов бюджетирования на этапах формирования сметных предложений, плановых и фактических показателей смет/бюджетов и проведения анализа план/факт;

механизмы распределения / переноса сальдо счетов и формирование базисов распределения для расчета себестоимости;

ведение учета параллельно в различных моделях учета.

Нефтегазовые компании вкладывают средства в управление активами со времен появления систем CMMS (программное обеспечение для технического обслуживания) и EAM (система управления основными фондами предприятия) и хорошо понимают их достоинства для повышения доступности и надежности активов на уровне предприятия. Теперь нефтегазовые компании вынуждены выйти за рамки управления активами одного класса, чтобы изыскать дополнительные возможности для экономии средств.

Программные решения для стратегического управления активами (SAM) предоставляют такую возможность.

Чтобы реализовать намеченные цели обеспечения высокой доступности и надежности производственных активов, нефтегазовые компании должны выйти из четырех стен своих собственных предприятий и принять участие в осуществлении проектов, которые улучшают взаимодействие с поставщиками и с компаниями, предоставляющими разные услуги, совершенствуют средства общения и эффективность взаимодействия.

Чтобы управлять несколькими классами активов или направлениями бизнеса, нефтегазовые компании, прежде всего, нуждаются в системах управления, пригодных для быстрого развертывания в масштабе всей компании и адаптации к местным требованиям. Кроме того, решения для управления активами должны сочетаться с системами управления финансами и прочими системами на основе методов, гарантирующих управляемые и низкие риски.

Оказалось, что системы, которые нефтегазовые компании использовали в своих сложившихся условиях, плохо адаптируются к подобным задачам, что делало их мало пригодными для новых рынков.

Так как компании осознают полезность и важный вклад стратегического управления активами в достижение корпоративных целей, то руководители предприятия, занимающиеся вопросами финансов, оперативной деятельности и информационных технологий, используют систему SAM в числе программных продуктов, предназначенных для управления компанией.

В прошлом компании были вынуждены покупать отдельные системы управления активами для поддержки разных хозяйственных единиц и отделений, например, добывающих компаний, нефтеперерабатывающих предприятий, оптовых компаний и розничной продажи.

Кроме того, они должны были покупать отдельные программы для управления разными типами активов, например, оборудованием и средствами ИТ-технологии. Функциональная зона обслуживания систем SAM позволяет компаниям приобретать единые средства управления активами на уровне предприятия, которые обладают широкими возможностями поддержки всех этих разнообразных бизнес-процессов и классов активов. Сказать, что такое решение обеспечит экономию расходов на владение активом и в огромной степени уменьшит сложность инфраструктуры, будет явной недооценкой этих систем.

Системы управления активами типа CMMS и EAM имели ограниченные функции и видение, так как это были специализированные программные продукты, предназначенные для одной категории активов. В результате создавались базы данных для отдельных функций и подразделений, работающих независимо. Отдельные не связанные друг c другом системы:

Сдерживали возможность управления общими операциями и рабочей силой по всему предприятию.

Не позволяли обеспечить общее пользование информацией об активе и синхронизировать управленческие операции.

Не позволяли обобщать лучшие методы ведения бизнеса, независимо от типа актива.


Заключение

 

Увеличение количества малых и средних нефтяных компаний на современном этапе развития представляется важным фактором повышения эффективности деятельности нефтяного комплекса России. Однако переход малых и средних фирм в крупный бизнес сопровождается рядом проблем:

комбинирование специализаций и диверсификация деятельности;

сильное влияние государства на деятельность компании;

изменение организационной структура и ее рационализация.

Для адаптации технологий в управлении предприятием нефтегазовой отрасли при переходе из сегмента малого в крупный бизнес необходим переход на принципы разумной децентрализации управления производственными процессами по добыче и переработке сырья и жесткой централизации управления финансовыми потоками.

Также менеджменту предприятия необходимо ориентироваться на спрос и потребности своего рынка, увеличении эффективности производства и реализации продукции с минимальными затратами, обрести хозяйственную самостоятельность и постоянно корректировать цели и задачи согласно состоянию рынка.

При безболезненном переходе в крупный бизнес важно иметь уже интегрированные в компании современные информационные технологии, таких как SAM и ERP.

Система управления стратегическими активами дает такую возможность. Чтобы обеспечить высокую доступность и надежность актива, нефтегазовым компаниям нужен способ управления активами, который:

обеспечивает исчерпывающий обзор важнейших активов на уровне всего предприятия, независимо от класса актива, позволяющий получить информацию о стратегических решениях относительно инвестиций и распределения активов;

может быть развернут в глобальном масштабе и адаптироваться к местным требованиям;

позволяет выйти за рамки предприятия и участвовать в проектах, которые улучшают общение и сотрудничество с поставщиками, а также с обслуживающими компаниями;

может легко интегрироваться с системами управления финансами, ERP и прочими основными системами управления.


Список использованной литературы

 

1. Афанасьев В.Я. Инновационный менеджмент в нефтегазовом комплексе: учебник для вузов; Государственный университет управления (ГУУ), Институт управления в энергетике. - М.: Изд-во ГГУ, 2008. - 277 с.

. "Директор информационной службы", № 04, 2012, С.15-18

. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: практикум. - М.: Дашков и К, 2010. - 200 с.

. Матлашов И. Новые ориентиры для нефтегазового комплекса: Об основных положениях Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Нефтегазовая вертикаль. 2007. - N3. - С. 20-22

. Мировой нефтегазовый рынок: инновационные тенденции / Институт энергетической стратегии; под ред.В. В. Бушуева, Е.А. Телегиной, Ю.К. Шафраник. - М.: Энергия, 2008. - 358 с.

. Моисеев С. Стратегия защиты от нефтяных шоков // Валютный спекулянт. 2008. - N3. - С.22-25.

. Нефтегазовый сектор России в трех измерениях /Под ред.В.А. Крюкова, А.Е. Севастьяновой. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2007. - 212 с

. Разработка и принятие решения в управлении инновациями: учебное пособие для вузов / И.Л. Туккель и др. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 344 с.

. Управление инновациями: учебное пособие для вузов / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Высшая школа управления и инноваций; под ред.В.П. Васильева. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 400 с.

10. <https://www.mro.com> - Стратегическое управление активами в нефтегазовой отрасли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: