социально-медицинские проблемы




Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Что такое наркотизм?

2. Когда человек начал изготовлять и употреблять спиртные напитки?

3. Как определила алкоголизм ВОЗ? Дайте также бытовое и медицинское определение алкоголизму.

4. Как классифицируется потребление алкоголя?

5. Расскажите об алкогольных мифах.

6. Назовите причины алкоголизма.

7. Каковы медицинские, социальные, социально-экономические последствия алкоголизма?

8. В чем заключается профилактика пьянства и алкоголизма?

9. Раскройте понятия наркомании и токсикомании.

10. Назовите наиболее распространенные наркотические вещества. В чем заключаются особенности наркотического опьянения?

11. Каковы причины наркомании и токсикомании?

12. Назовите медицинские, социально-экономические последствия наркомании и токсикомании.

13. Перечислите меры борьбы с наркоманией и токсикоманией.

14. Что такое никотиновая зависимость?

15. В чем заключаются причины курения?

16. Назовите медико-социальные последствия курения.

17. Расскажите о профилактике курения.

Темы для докладов и сообщений

1. Алкоголизм и бытовое пьянство, их роль в возникновении тяжелых психических, неврологических и соматических заболеваний.

2. Алкоголь и семья.

3. Медико-социальные проблемы наркомании и токсикомании.

4. Принципы организации медицинской помощи больным алкоголизмом.

5. Принципы организации медицинской помощи больным наркоманией и токсикоманией.

6. Социальная работа с семьями больных алкоголизмом.

7. Социальная работа с семьями больных наркоманией и токсикоманией.

8. Курение как социальное бедствие.

9. История развития табакокурения.

10. Табакокурение в молодежной среде и методы отучения от него.

11. Действие табачного дыма на живые ткани.

12. Роль специалиста по социальной работе в борьбе с курением.

 

Литература:

1. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. Книга для всех / С.Б.Белогуров. – СПб., 2000.

2. Вальдман, А.В. Психофармакологические и медико-правовые аспекты токсикоманий / А.В.Вальдман. – М.: Медицина, 2002. – 285 с.

3. Габиани, А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы / А.А.Габиани. – М.: Мысль, 1990. – 220 с.

4. Гурских, С. Внимание – наркоман / С.Гурских. – М.: Медицина. 2003. – 138 с.

5. Розенфельд, Л.Г., Тюков, Ю.А. Роль семьи в формировании антиалкогольных установок подростков / Мед.-демогр. Исследования / Л.Г.Розенфельд, Ю.А.Тюков. – М., 2002. – С. 147-149.

6. Сидоров, П.И. Клинико-социальные аспекты формирования начальных проявлений алкоголизма в подростково-юношеском возрасте. Комплексные социально-гигиенические и клинико-социальные последствия / Труды 2-го МОЛГМИ им. П.И.Пирогова / П.И.Сидоров. – М., 2000. – Вып. 6. – С. 134-139.

7. Сидоров, П.А., Соловьев, А.Г., Коробицын, А.А., Кирпич, И.А., Никуличев, В.В. Медико-социальные аспекты пьянства и алкоголизма на европейском Севере / П.А.Сидоров, А.Г.Соловьев, А.А.Коробицын, И.А.Кирпич, В.В.Никуличев // Здравоохр. Рос. Федерации. – 2000. – № 1. – С. 17-19.

8. Трушов, В.П. Профилактика наркомании, токсикомании и табакокурения / В.П.Трушов. – Липецк, 1996.

9. Шайдукова, Л.А. Зависмости – выбор и преодоление / Л.А.Шайдукова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 112 с.

10. Фридман, Л.С., Флеминг, Н.Ф., Робертс, Д.Х., Хайман, С.Е. Наркология: Пер. с англ / Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Х.Робертс, С.Е.Хайман.– М.; СПб., 1998.

Ключевые понятия:

Наркотизм, алкоголизм, пьянство, алкогольные мифы, абстинентный синдром, наркомания, токсикомания, психотропные вещества, эйфория, наркотическая зависимость, никотинизм, табакокурение, никотиновая зависимость, табачная индустрия.

Тема 26. Венерические заболевания

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Что такое «венерические заболевания»?

2. Какие заболевания относятся к ЗПП?

3. Расскажите о сифилисе: возбудитель, причины, условия заражения, механизм передачи, признаки, лечение.

4. Какие существуют определенные закономерности в развитии сифилиса при его классическом течении?

5. Расскажите о гонорее: возбудитель, признаки, течение болезни, лечение.

6. Что вы знаете о трихомониазе и хламидиозе?

7. В чем заключается сущность и эффективность профилактических мероприятий?

8. Какова роль специалиста по социальной работе в профилактике венеричес-

ких заболеваний?

 

Темы для докладов и сообщений

1. Инфекции половой системы.

2. Характеристика венерических заболеваний.

3. Социально-гигиенические аспекты распространения венерических заболеваний среди населения.

4. Роль социальных работников в профилактике распространения венерических заболеваний.

5. Половое воспитание детей и подростков.

 

Литература:

1. Акимочкина, Р.Г., Дербинская, Г.М. Роль алкоголизма в распространении венерических заболеваний / Р.Г.Акимочкина, Г.М.Дербинская // Вестник дерматол. – 1991. – № 4. – С. 40-43.

2. Афанасьев, Г., Глинский, Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества / Г.Афанасьев, Я.Глинский. – Спб., 2000.

3. Байер, Куртис О., Шейнберг, Луис В. Здоровый образ жизни. / Пер. с англ. / К.О.Байер, Л.В.Шейнберг. – М.: Мир, 2002. – 368 с.

4. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И.Бентам. – М.: РОССПЭН, 1998. – 415 с.

5. Навроцкий, А.Л., Панкратов, В.Г., Савук, Ю.В. Профилактика болезней, передаваемых половым путем / А.Л.Навроцкий, В.Г.Панкратов, Ю.В.Савук. – Мн., 2001.

6. Ольков, С.Г. Общественные болезни / С.Г.Ольков. – Тюмень, 2001.

Ключевые понятия:

Венерические заболевания, ЗПП, сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, особенности течения, проявления, осложнения, профилактика.

Тема 27. ВИЧ-инфекция

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Что следует понимать под термином «иммунный дефицит»?

2. Когда был открыт вирус иммунодефицита человека?

3. В каких жидкостях содержится ВИЧ?

4. Как передается ВИЧ-инфекция?

5. Тождественны ли понятия «ВИЧ-инфекция» и «СПИД»?

6. Как определяется наличие ВИЧ в организме?

7. В чем состоят особенности проявления ВИЧ-инфекции?

8. Расскажите о последствиях ВИЧ-инфекции.

9. Кто входит в группу риска ВИЧ-инфекции?

10. Перечислите меры ответственности за заведомое распространение ВИЧ-инфекции.

11. Какие законодательные акты и нормативно-правовые документы направлены на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции?

12. Что особенно важно знать для специалистов по социальной работе?

13. Как проводится социально-правовая защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей?

14. Кто подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции?

15. Можно ли проводить принудительное обследование на ВИЧ-инфекцию?

16. Назовите меры профилактики ВИЧ-инфекции.

17. Какова роль специалиста по социальной работе в профилактике ВИЧ-инфекции?

18. Какова роль и основные задачи территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом?

 

Темы для докладов и сообщений

1. Эпидемиология и диагностика ВИЧ-инфекции.

2. Клинические проявления ВИЧ-инфекции.

3. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

4. СПИД – чума XX века.

5. Деонтология и этика социального работника в общении с больным ВИЧ-инфекцией.

6. Социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

 

Литература:

1. ВИЧ-инфекция и СПИД: Сб. нормативно-методических материалов. – М.: Грантъ, 1999. – 55 с.

2. Дорошкевич, М.П. Основы полового воспитания / М.П.Дорошевич. – Мн., 2000.

3. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В.Колбанов. – СПб.: Деан, 2000. – 256 с.

4. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В.Марков. – М., 2001.

5. Навроцкий, А.Л., Панкратов, В.Г., Савук, Ю.В. Профилактика болезней, передаваемых половым путем / А.Л.Навроцкий, В.Г.Панкратов, Ю.В.Савук. – Мн., 2001.

6. Приказ Минздравмедпрома РФ от 16.08.94 г. № 170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации».

7. Приложения (от 30.10.95 г. № 295) к Приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.94 г. № 170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации».

8. Федеральный Закон от 30.03.95 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распростра-

9. нения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуно-

дефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

9. Энциклопедический словарь медицинских терминов / Гл. ред. В. И. Покровский. – М.: Медицина, 2001. – 960 с.

Ключевые понятия:

Иммунный дефицит, ВИЧ-инфекция, СПИД, источники заражения, клиника ВИЧ-инфекции, заведомое заражение, последствия ВИЧ-инфекции, профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, социально-правовая защита ВИЧ-инфицированных.

Тема 28. Социальные корни инфекционных заболеваний

Основные инфекционные заболевания

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Расскажите о распространенности инфекционных заболеваний в структуре заболеваемости населения России.

2. Какие социальные факторы влияют на возникновение и распространение инфекционных заболеваний?

3. Что такое «инфекционное заболевание»?

4. Наличие скольких и каких условий (звеньев) необходимо для развития и распространения инфекционных заболеваний?

5. Раскройте понятие «бактерионосительство».

6. Какая наука называется эпидемиологией?

7. Каких возбудителей инфекционных болезней вы знаете?

8. Какие периоды в развитии инфекционного заболевания выделяют? Расскажите о каждом периоде.

9. Какие есть пути передачи возбудителей инфекционных заболеваний?

10. Расскажите классификацию инфекционных болезней.

11. Каковы основные общие симптомы инфекционных болезней?

12. Охарактеризуйте инфекции дыхательных путей.

13. Дайте краткую характеристику кишечных инфекций.

14. Какие болезни относятся к инфекциям половой системы?

15. Что такое инвазии?

Темы для докладов и сообщений

1. Периоды в течении инфекционного заболевания.

2. Факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции.

3. Мероприятия, которые должны проводиться в очаге инфекционного заболевания.

4. Острые респираторные вирусные инфекции, их краткая характеристика и профилактика.

5. Особо опасные карантинные инфекции, их краткая характеристика.

 

Литература:

1. Давыдов В.Я. Кафедре инфекционных болезней Казанского государственного медицинского университета – 80 лет / В. Я. Давыдов // Каз. мед. журн. – 2004. – № 2. – С. 156-157.

2. Давыдов, В.Я. Организация в г. Казани кафедр инфекционных болезней, их роль в подготовке кадров и развитии инфекционной службы Татарстана / В. Я. Давыдов. – Казань: Издательский центр «Арт-кафе», 2004. – 116 с.

3. Жилов, Ю.Д., Куценко, Г.И., Назарова, Е.Н. Основы медико-биоогических знаний / Под ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. – М.: Высшая школа, 2001. – 256 с.

4. Исаева, Л.А. Детские болезни / Л.А.Исаева. – М., 2000.

5. Основы валеологии и школьной гигиены: Учеб. пособие / М.П.Дорошкевич, М.А.Нашкевич, Д.М.Муравьева, В.Ф.Черник. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 238 с.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.

7. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Черносвитов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

Ключевые понятия:

Эпидемия, эпидемиология, инфекционное заболевание, источники инфекции, факторы передачи инфекции, возбудители инфекционных заболеваний, периоды развития болезни, пути передачи инфекции, кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов, симптомы инфекционных заболеваний, инвазии.

 

Тема 29. Профилактика инфекционных заболеваний,





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!