1. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




«Казанский государственный технологический университет»

 

 

ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

 

Учебно-методическое пособие

по организации самостоятельной работы студентов

 

Казань

КГТУ


УДК 572

 

Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов /З. Н. Хисматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 86 с.

 

Включают в себя программу и краткое содержание лекций по дисциплине «Основы социальной медицины, планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, тематику рефератов и темы курсовых работ, а также вопросы для подготовки к экзаменам и список необходимой для подготовки литературы.

Предназначены для студентов специальности «Социальная работа», изучающих дисциплину «Основы социальной медицины».

Подготовлены на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.

 

Печатаются по решению методической комиссии социальных и гуманитарных технологий.

 

 

Рецензенты: канд. соц. наук О. В. Тимуца

док. мед. наук З. М. Аминова

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………………  
1. Роль самостоятельной работы студентов в структуре учебной дисциплины «Основы социальной медицины» …………………………………………..………    
2. Общепрофессиональная дисциплина «Основы социальной медицины» ……...  
2.1.Цели, задачи и место дисциплины в учебном процессе ……………….  
2.2. Структура дисциплины ……………………………………………..……  
3. Содержание дисциплины …………………………………………...…………….  
3.1. Лекции ……………………………………………………………….…….  
3.2. Семинарские занятия ……………………………………………………..  
4. Самостоятельная работа студентов ………………………………………..……..  
4.1. Контрольные вопросы и задания по СРС ……………………….………  
4.2. Тематика рефератов ………………………………………………………  
4.3. Темы курсовых работ ………………………………………….…………  
4.4. Вопросы к экзамену ………...………………………….…………………  
4.5. Содержание и структура тестовых материалов ……………………...…  
5. Требования к написанию и защите работ ……………………………….……….  
5.1. Требования к содержанию контрольных и курсовых работ ……….…..  
5.2. Требования к оформлению контрольных и курсовых работ ………..…  
5.3. Порядок написания и защиты работы ………………………………...…  
Словарь …………………………………………………………………………….….  
Библиографический список …………………………………………………………  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социального и медицинского характера. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика её форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности, как самостоятельное направление социальной работы.

Профессия специалиста по социальной работе за длительный период своей эволюции претерпела серьезные изменения, как в самом содержании, так и в отношении со стороны общества. Роль специалистов социальной работы в многогранном процессе оказания социально-медицинской помощи клиентам, требования к уровню их профессиональной подготовки неуклонно возрастают. Фундаментом, обеспечивающим соответствие этим требованиям, должны стать знания в области общественного здоровья и здравоохранения.

При решении разнообразных социально-медицинских проблем клиентов специалист по социальной работе вступает во взаимодействие с органами здравоохранения и общественными организациями медико-социального направления в качестве организатора, координатора. Поэтому знание основ социальной медицины, включающей знание основных понятий, значение образа жизни, экологии и наследственности в формировании общественного здоровья, знание вопросов организации отечественного здравоохранения выступает необходимым элементом подготовки специалистов социальной работы.

Учебно-методическое пособие составлено таким образом, чтобы помочь студентам изучить дисциплину «Основы социальной медицины», входящую в государственный стандарт по подготовке специалистов специальности «Социальная работа». Освоение данной дисциплины позволит будущим специалистам социальной работы оказывать помощь своим клиентам в решении медико-социальных проблем, помогать им и их семьям получать пользу от социальных программ здоровья; способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы; оценивать и улучшать медико-социальную поддержку; участвовать в анализе сложившейся ситуации и разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения; способствовать повышению уровня информированности клиентов о правах на получение медико-социальной помощи, об этапах оказания медико-социальной помощи и совместно с органами здравоохранения способствовать формированию установки на здоровый образ жизни.

Преподавание дисциплины «Основы социальной медицины» преследует цель активного познания студентами наиболее актуальных в современном мире социально-медицинских проблем, умения распознавать их в структурах социальной ситуации и жизненных обстоятельств, в которых может оказаться человек или группа людей в наше время, и на основании правильной диагностики социально-медицинской проблемы грамотно и профессионально её решать.


1. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это систематическая ежедневная проработка учебного программного материала, выполнение всех предусмотренных учебным планом заданий. Является важным элементом учебного процесса.

Цель СРС – закрепить и углубить получаемые знания, приобрести навыки самостоятельного труда, чтобы активно и творчески применять полученные знания и информацию к решению конкретных задач.

СРС при изучении дисциплины «Основы социальной медицины» занимает важное место, так как она направлена на формирование у студентов научных знаний и представлений о социальной медицине, на формирование практических умений в решении социально-медицинских проблем клиентов.

По дисциплине «Основы социальной медицины» предполагаются следующие формы СРС:

ü Подготовка к семинарским занятиям.

ü Изучение лекционного материала.

ü Поиск и изучение дополнительной литературы.

ü Выполнение творческих заданий.

ü Выполнение контрольных работ.

ü Подготовка рефератов.

ü Работа над курсовыми проектами.

СРС при изучении «Основ социальной медицины» требует использования аналитического, исследовательского и проблемно-поискового типов самостоятельной работы.

Аналитическая самостоятельная работа студентов предполагает глубокий анализ, проработку пройденного материала и обоснование ответа на тот или иной вопрос. Варианты ответов на вопросы могут быть представлены в виде контрольных работ письменных, устных, в виде тестов или словарных диктантов.

Исследовательский тип СРС предполагает проникновение в сущность рассматриваемых вопросов, установление новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых решений и выработку объективно новой информации. Это необходимо, например, для работы над научно-исследовательскими курсовыми проектами.

Проблемно-поисковая самостоятельная работа студентов предполагает поиск и изучение нового материала, затем на базе уже изученного и усвоенного ранее, проявление нового опыта, знаний, умений и навыков, например, при выполнении творческих заданий и курсовых работ.

Организация СРС должна соответствовать следующим принципам:

ü сознательность и активность;

ü системность;

ü прочность усвоения знаний;

ü систематичность и последовательность;

ü индивидуализация заданий с учетом усвоения знаний;

ü планирование СРС с учетом трудоемкости учебных блоков;

ü научность.

Специфика дисциплины «Основы социальной медицины» заключается в значительном объеме материла, и соответственно, сложность СРС по данной дисциплине состоит в необходимости уделения большего времени на подготовку заданий, на углубленное изучение лекционного материала и поиск дополнительной литературы, которая зачастую имеется, но весьма разрозненна. Все это требует от студентов при организации самостоятельной работы большого терпения, усидчивости, творческого подхода при выполнении домашних работ и исследовательских проектов.

 


2. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

2.1. Цели, задачи и место дисциплины в учебном процессе

 

Целью преподавания дисциплины «Основы социальной медицины» является формирование у студентов научных знаний и представлений о социальной медицине, об организации медико-социальной работы, санитарного просвещения, а также выработка у молодых специалистов умений и навыков в решении социально-медицинских проблем клиентов.

 

Задачи дисциплины:

ü ознакомить студентов с основными понятиями социальной медицины: «здоровье», «болезнь», «индивидуальное и общественное здоровье», «показатели здоровья населения», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «профилактика заболеваний» и др.;

ü предоставить знания об организации медико-социальной помощи населению, об этапах социальной работы при решении медико-социальных проблем клиента;

ü научить проводить обследование с целью выявления медико-социальных проблем клиента (включая расспрос, осмотр, ознакомление с документами, общение с окружением клиента, медицинскими работниками, психологами, юристами и т.д.);

ü сформировать умение помочь клиентам и их семьям получить пользу от социальных программ здоровья;

ü развить у будущих специалистов желание способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы;

ü научить оценивать ситуацию, приведшую к социальной нестабильности и оказывать помощь в решении медико-социальных проблем.

 

Перечень дисциплин, необходимых для изучения курса:

Содержание курса «Основы социальной медицины» основано на знаниях анатомии и физиологии человека, генетики, экологии (курс «Антропология»).

Место дисциплины «Основы социальной медицины» в учебном процессе определяется тем, что в современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социального и медицинского характера. Поэтому освоение данного курса является важнейшим условием эффективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

 

2.2. Структура дисциплины

 

Государственный образовательный стандарт предусматривает для дисциплины «Основы социальной медицины» 266 часов. Эти часы рассчитаны
на 4-ый и 5-ый семестры. Всего же на изучение данной дисциплины выделено 70 часов лекционных занятий и 88 часов практических занятий, а на самостоятельную работу студентов – 64 часа.

Оценка знаний предусматривает зачет в 4-ом семестре и сдачу экзамена в 5-ом семестре.

При изучении дисциплины проводятся:

ü текущие контрольные точки для проверки уровня знаний студентов по изучению предмета, которые могут проходить в виде:

- устных ответов;

- письменных контрольных;

- тестов;

- терминологических диктантов;

ü контрольные срезы для проверки остаточных знаний студентов;

ü творческие задания по тем или иным темам дисциплины;

ü подготовка рефератов;

ü работа над курсовыми проектами.

 


 

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Лекции

РАЗДЕЛ I. Основные понятия и задачи социальной медицины

Тема 1. Предмет социальной медицины

Определение социальной медицины. Цель медико-социальной работы. Предмет и объект изучения в социальной медицине. Область социальной медицины в структуре медицинского и социального знания. Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения.

Тема 2. Основные задачи и разделы современной социальной медицины

Появление в современном мире социальной медицины как самостоятельной отрасли. Составляющие предмета социальной медицины, его содержание. Задачи социальной медицины. Основные направления развития социальной медицины.

Тема 3. Истоки социальной медицины. Становление основных понятий

Египет времен фараона Эхнатона. Гиппократ как социальный врач. Милосердие по-спартански. Спартанский опыт решения проблем общественного здоровья. Ибн-Сина (Авиценна) как социальный врач. Роль социал-утопистов в развитии общественной медицины. Расцвет социальной медицины в США и странах Западной Европы после Второй мировой войны. Медицина и общество XX века.

Тема 4. История социальной медицины в зарубежных странах и в России

Основные этапы в развитии социальной медицины за рубежом. Этапы развития отечественной медицины. Роль И.Л.Данилевского, С.П.Боткина, А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана, Е.А.Осипова, Н.А.Семашко, З.П.Соловьева, З.Г.Френкеля и др. в развитии отечественной социальной медицины.

РАЗДЕЛ II. Здоровье, предболезнь, болезнь, профилактика

Тема 5. Здоровье и болезнь

Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья. Социальные условия и социальные факторы, их значимость в формировании здоровья. Различие между психическим и социальным здоровьем.

Определение понятий «предболезнь» и «болезнь». Третье состояние. Факторы, определяющие здоровье. Факторы риска заболеваний.

Тема 6. Профилактика заболеваний

Определение профилактики. Смысл первичной, вторичной и третичной профилактики, индивидуальной и общественной. Центры медицинской профилактики. Социально-экономическое значение профилактических мероприятий. Основные слагаемые экономической эффективности.

РАЗДЕЛ III. Общественное и индивидуальное здоровье

Тема 7. Показатели здоровья населения

Общественное здоровье – характеристика важнейшего качества общества как социального организма. Показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, показатель средней продолжительности предстоящей жизни, показатель постарения населения.

Показатели механического движения населения: эмиграция и иммиграция.

Показатели заболеваемости: показатель заболеваемости, показатель болезненности, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Показатели инвалидности. Показатели физического развития.

Пути улучшения общественного здоровья населения России.

Тема 8. Индивидуальное здоровье

Понятие здоровья индивида. Норма – биологический оптимум живой системы. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Контроль за состоянием здоровья детей. Критерии оценки здоровья детей по С.М.Громбаху. Группы здоровья детей.

РАЗДЕЛ IV. Здоровье и образ жизни

Тема 9. Образ жизни

Определение понятия «образ жизни». Три категории образа жизни: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Структура образа жизни. Особенности жизнедеятельности современного человека.

Тема 10. Здоровый образ жизни

Понятие здоровый образ жизни. Необходимость ЗОЖ. Принципы ЗОЖ.

Понятие о медицинской активности.

Двигательная активность и здоровье. Понятие о гипокинезии и ее влияние на здоровье человека. Место физической культуры в жизнедеятельности человека. Принципы физической тренировки. Общие эффекты физической тренировки. Общие подходы при формировании физической культуры.

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни.

Тема 11. Питание и здоровье

Рациональное питание. Значение основных питательных веществ, их энергетическая ценность. Роль питания в развитии болезней. Пять групп заболеваний, связанных с нарушением питания.

Первичные (экзогенные) болезни недостаточного или избыточного питания. Белково-энергетическая недостаточность. Железодефицитные состояния и анемии. Йододефицитные состояния. Ожирение. Последствия ожирения.

Вторичные болезни недостатка и избытка питания (эндогенные). Заболевания с алиментарными факторами развития патологии. Заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью. Заболевания с алиментарными факторами возбудителя. Современные основы рационального питания.

 

РАЗДЕЛ V. Экология и здоровье

Тема 12. Понятие экологии человека

Определение термина «экология». Имена и направления исследований наиболее выдающихся деятелей науки в данной области. Влияние неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека. Законодательная и нормативно-правовая база в области экологии в России.

Тема 13. Влияние атмосферного воздуха и питьевой воды на здоровье человека

Атмосферный воздух и здоровье. Понятие атмосферного воздуха. Антропогенные выбросы в атмосферу. Парниковый эффект. Озоновый экран Земли.

Питьевая вода и здоровье. Значение воды для жизни человека. Химическое загрязнение воды. Биологическое загрязнение воды. Пути обезвреживания питьевой воды.

Тема 14. Экология почвы. Экология жилых и общественных помещений

Понятие экологии почвы. Новое научное направление – геохимическая экология эндемичных заболеваний. Примеры эндемичных заболеваний. Химическое загрязнение почвы. Биологическое загрязнение почвы. Последствия загрязнения почвы для здоровья человека.

Основные источники загрязнения воздушной среды помещений. Вещества, поступающие в помещение с загрязненным воздухом. Продукты деструкции полимерных материалов. Антропотоксины. Продукты бытовой деятельности. Радиоактивность в доме. Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений. Шум в жилой среде.

Тема 15. Экология продуктов питания. Климат и здоровье

Пища – регулятор биохимических процессов. Экологическая чистота современных продуктов питания. Пищевые добавки.

Природные и климатические факторы. Связь здоровья человека и климатических факторов. Негативные последствия солнечной радиации для здоровья человека. Пути профилактики. Особенности воздействия холода на организм человека. Влияние на человека изменений атмосферного давления.

Понятие термина «эндоэкология». Проявления «эндоэкологической болезни».

РАЗДЕЛ VI. Здоровье и наследственность

Тема 16. Азбука генетики

Биологический потенциал здоровья. Генетика человека. Медицинская генетика как отдельная отрасль общей генетики. Наследственные болезни. Механизм наследования болезней. Причины наследственных болезней, «груз мутаций».

Болезни с наследственной предрасположенностью. Хромосомные наследственные болезни. Наследственные болезни, вызванные генными дефектами обмена веществ (ферментопатии).

Тема 17. Генная терапия

Современная генетика, требования к генной терапии. Цель и основные принципы осуществления генетической помощи. Общие этические принципы в медицинской генетике. Клонирование. Медицинские, социальные и моральные проблемы клонирования.

Биологические и социальные компоненты наследственности человека.

Евгеника. Социальное и биологическое значение евгеники.

Медико-генетическое консультирование. Главная цель, задачи и показания к этому виду консультирования. Основные методы медико-генетического консультирования.

РАЗДЕЛ VII. Организация здравоохранения

Тема 18. Система охраны здоровья населения

Определение понятия здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения.

Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России. Конституция РФ и другие законы об охране здоровья граждан. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Права пациента. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья. Согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства. Первичная медико-санитарная помощь. Врачебная тайна. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Тема 19. Организация и структура здравоохранения в России

Характеристика уровней организации лечебно-профилактической помощи в России. Первичная медико-санитарная помощь. Ее цель, задачи, виды.

Амбулаторно-поликлиническая помощь населению. Поликлиника – предназначение, основной принцип работы, задачи. Отличие поликлиники от амбулатории.

Диспансеризация населения. Определение и сущность понятия.

Стационарная медицинская помощь. Функции стационаров, формы организации стационара.

Принципы организации скорой медицинской помощи. Цель, функции скорой помощи.

Новые формы организации внебольничной помощи населению. Причины появления различных подразделений догоспитальной медико-социальной помощи.

Специализированная медицинская помощь населению. Диспансер, основные принципы его работы. Деятельность консультативно-диагностических центров (КДЦ).

Медико-социальное значение восстановительного лечения. Определение реабилитационно-восстановительного лечения. Принципы медицинской реабилитации.

Медико-социальная помощь сельскому населению. Три этапа оказания врачебной помощи сельским жителям. Врачебный участок. Организация работы фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа). Центральная районная больница. Областная больница.

Медико-социальные основы охраны материнства и детства. Определение «охраны материнства и детства». Осуществление в России охраны здоровья женщин и детей. Этапы оказания профилактической и лечебной помощи в системе охраны материнства и детства. Организация акушерско-гинекологической помощи. Организация гинекологической помощи. Социально-правовая защита женщин в период беременности и после. Организация медико-социальной помощи детям. Медико-социальный патронаж в системе охраны материнства и детства.

Организация стоматологической помощи. Медико-социаьные проблемы стоматологической помощи населению. Профилактика стоматологических заболеваний.

Организация деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права граждан. Обязанности граждан. Задачи предупредительного санитарного надзора. Текущий санитарный надзор. Отделение коммунальной гигиены. Отделение гигиены питания. Отделение гигиены труда. Отделение гигиены детей и подростков. Гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Тема 20. Медицинское страхование

Система страховой медицины в РФ. Законодательная база медицинского страхования. Основные организационно-экономические и правовые принципы обязательного медицинского страхования.

Субъекты медицинского страхования. Страховой медицинский полис. Права граждан в системе медицинского страхования.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

Тема 21. Перспективы здравоохранения в России. Деятельность ВОЗ и РОКК

Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения. Основные задачи реформы здравоохранения. Приоритет ПМСП в развитии системы охраны здоровья населения.

Всемирная организация здравоохранения. Цель, основные задачи ВОЗ. Принципы, содержащиеся в Уставе ВОЗ. Структура ВОЗ. Программная деятельность ВОЗ. Экспертная деятельность ВОЗ. Издательская деятельность ВОЗ.

Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Основная цель Международного Красного Креста. Основополагающие принципы Международного Красного Креста. Краткий исторический очерк развития обществ Международного Красного Креста.

Российское Общество Красного Креста (РОКК). История создания РОКК. Деятельность РОКК в настоящее время.

 

РАЗДЕЛ VIII. Медико-социальная экспертиза и реабилитация

Тема 22. Организация экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности)

Понятие экспертизы трудоспособности. Причины нетрудоспособности. Виды нетрудоспособности: временная и стойкая, полная или частичная. Временная нетрудоспособность. Экспертиза временной нетрудоспособности. Организация работы клинико-экспертной комиссии (КЭК).

Временная нетрудоспособность по уходу за членами семьи. Временная нетрудоспособность при инфекционных заболеваниях. Особые случаи выдачи листка нетрудоспособности.

Понятие стойкой нетрудоспособности (инвалидности). Группы и причины инвалидности.

Медико-социальная экспертиза. Бюро медико-социальной экспертизы. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.

Тема 23. Медико-социальная реабилитация

Понятие реабилитации. Принципы государственной политики в области реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов.

Виды реабилитации. Программа медицинской реабилитации. Программа профессиональной реабилитации. Программа социальной реабилитации. Программа психолого-педагогической реабилитации.

Реабилитационные учреждения.

 

РАЗДЕЛ IX. Репродуктивное здоровье

Тема 24. Репродуктивное здоровье. Планирование семьи

Понятие репродуктивного здоровья. Определение репродуктивного здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения. Охрана репродуктивного здоровья.

Понятие планирования семьи. «Планирование семьи» согласно определению ВОЗ. История развития области деторождения.

Регулирование рождаемости. Работа служб планирования семьи. Подготовка к желанной беременности. Предупреждение наступления нежелательной (непланируемой) беременности. Методы контрацепции. Обследование и лечение бесплодных пар. Бесплодный брак.

Искусственное прерывание беременности. Определение аборта. Социальные показания для прерывания беременности. Последствия аборта. Отношение Церкви к аборту и контрацепции.

РАЗДЕЛ X. Социально-медицинские проблемы наркотизма

Тема 25. Алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания как социально-медицинские проблемы

Алкоголизм. Понятие алкоголизма. Классификация потребления алкогольных напитков. Алкогольные мифы. Причины алкоголизма. Последствия алкоголизма. Меры борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Наркомания и токсикомания. Понятие наркомании. Понятие токсикомании. Особенности наркотического опьянения. Причины наркомании и токсикомании. Последствия наркомании. Меры борьбы с наркоманией и токсикоманией.

Курение. Понятие никотинизма. Понятие табакокурения. История зарождения самого «молодого» порока. Медико-социальные последствия курения. Меры борьбы с курением.

РАЗДЕЛ XI. Социально-медицинские аспекты венерических заболеваний и инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Тема 26. Венерические заболевания

Понятие заболеваний, передающихся половым путем. Общая характеристика венерических заболеваний. Сифилис: возбудитель, пути передачи, причины, признаки, осложнения, лечение. Гонорея: возбудитель, пути передачи, причины, признаки, осложнения, лечение. Трихомониаз и хламидиоз, краткая характеристика.

Профилактика венерических заболеваний. Роль специалиста по социальной работе в профилактике распространения венерических заболеваний.

Тема 27. ВИЧ-инфекция

Определение термина «иммунный дефицит». Пути передачи ВИЧ-инфекции. Определение наличия ВИЧ в организме. Особенности клинического проявления ВИЧ-инфекции в организме. Медико-социальные и экономические последствия ВИЧ-инфекции. Группа риска ВИЧ-инфекции. Меры ответственности за заведомое распространение ВИЧ-инфекции. Законодательные акты и нормативно-методические документы, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции. Меры профилактики ВИЧ-инфекции. Роль специалиста по социальной работе в профилактике ВИЧ-инфекции. Территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом.

РАЗДЕЛ XII. Инфекционные заболевания как социально-медицинская проблема

Тема 28. Социальные корни инфекционных заболеваний. Основные инфекционные заболевания

Распространенность инфекционных заболеваний. Понятие об инфекционном заболевании. Возбудители инфекционных болезней. Периоды развития инфекционного заболевания. Классификация инфекционных заболеваний. Основные симптомы инфекционных болезней.

Основные инфекционные заболевания. Инфекции дыхательных путей. Кишечные инфекции. Инфекции половой системы. Паразитарные болезни – инвазии.

Тема 29. Профилактика инфекционных заболеваний, реабилитация и диспансерное наблюдение инфекционных больных

Обезвреживание факторов передачи инфекции. Понятие дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие противоэпидемических мероприятий. Отличие инфекционных больных от всех других больных. Реабилитация инфекционных больных. Понятие, этапы реабилитации. Диспансерное наблюдение инфекционных больных.

3.2. Семинарские занятия

Тема 1. Предмет социальной медицины

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Дайте определение понятию «социальная медицина».

2. Охарактеризуйте цель и предмет медико-социальной работы.

3. Перечислите объекты социальной медицины.

4. Кто является субъектом социальной медицины?

5. Дайте характеристику области знаний и умений специалиста по социальной работе по социальной медицине.

6. В чем проявляется взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины?

7. Пациент и клиент – что отражают данные понятия в структуре медицинского знания и врачебной практики?

8. На стыке каких наук находится социальная медицина?

9. Перечислите другие названия социальной медицины.

Темы для докладов и сообщений:

1. Предмет социальной медицины.

2. Место современной социальной медицины в системе наук.

3. Область социальной медицины в структуре медицинского и социального знания, клинической и общественной практики.

4. Социальная медицина и здравоохранение.

5. Социальная медицина и социальная защита населения.

6. Актуальность развития социальной медицины в современной России.

Литература:

1. Давыдовский, И.В. Избранные произведения / И.В.Давыдовский. – М.: Медицина, 2000. – С. 12-23, 342-360.

2. Изуткин, А.М., Петленко В.П. Социология медицины / А.М.Изуткин, В.П.Петленко. – Киев, 2001.

3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение (Серия «XXI век»): Учебник для ВУЗов / Ю.П.Лисицын. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.

4. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра. – М.: 2004.– 393 с.

5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник / Е.Е.Тен. – М.: Мастерство, 2002. – 256 с.

6. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Черносвитов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

Ключевые понятия:

Здоровье общества, здравоохранение, клиническая медицина, клиент, медицина, общество, пациент, проблема, ситуация, социальная защита населения, социальная медицина.

Тема 2. Основные задачи и разделы современной социальной медицины

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Когда возникла социальная медицина как область знания и совокупность прикладных методов в системе социальной работы?

2. Является ли социальная медицина частью социальных структур, обеспечивающих и защищающих здоровье человека?

3. Назовите факторы, определяющие статус здоровья в обществе?

4. Каковы основные задачи социальной медицины?

5. Дайте характеристику каждому из направлений развития социальной медицины.

6. Необходимо ли социальному врачу знать симптомы и синдромы заболеваний? Если «да», то с какой целью?

7. В чем принципиальное различие понятий «симптом», «синдром» и «стигма»?

8. В чем различие в понятиях «профилактика» и «превенция» заболеваний? Что относится к компетенции социального, а что – клинического врача?

9. Какие проблемы и ситуации человека входят в сферу компетенции социального врача?

10. В каких случаях болезнь оказывается еще и личностной проблемой человека?

 

Темы для докладов и сообщений:

1. Общественное здоровье и здоровье общества – два аспекта предмета социальной медицины.

2. Здоровье как статус общества.

3. Основные формы и виды нарушения здоровья, не являющиеся болезнями. Роль социальной медицины в их превенции и коррекции.

4. Основные стигмы современного цивилизованного общества как признаки его мутаций.

5. Основные задачи социальной медицины на современном этапе.

6. Понятие качества жизни в структуре предмета социальной медицины.

7. Факторы, нарушающие качество жизни граждан современной России.

8. Социальная медицина и ее роль в качестве жизни.

9. Лишенцы современной России.

10. Публичная медицина.

11. Общественная медицина.

12. Пенитенциарная медицина.

13. Социологическая медицина.

14. Военная социальная медицина.

Литература:

1. Артюнина, Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов / Г.П.Артюнина. – М: Академический проект, 2005. – 576 с.

2. Черносвитов, Е.В. От эпидемиологии здоровья к институту социальной медицины (к постановке проблемы) / Е.В.Черносвитов // Психология зрелости – М.: Центр геронтол., 2000. – С. 115-122.

3. Черносвитов, Е.В. Проблема акитивизации жизни пожилых людей / Е.В.Черносвитов // Психология зрелости и старения. – М.: Центр геронтол., 2000. – С. 19-40.

4. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Черосвитов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

Ключевые понятия:

Военная социальная медицина, качество жизни, клиент, общественная медицина, пенитенциарная медицина, психогенетика, психогения, публичная медицина, социогения, социологическая медицина, стигма.

Темы 3, 4: Истоки социальной медицины. Становление основных понятий.

История социальной медицины в зарубежных странах и в России

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Как представляли болезни и здоровье в древнем Египте до реформ фараона Эхнатона?

2. В чем состоит основная заслуга Гиппократа перед современной социальной медициной?

3. Что такое «милосердие по-спартански»? «За» и «против» с точки зрения современной социальной медицины.

4. Каковы истоки современной эвтаназии?

5. В чем состоит основной вклад Ибн Сины в социальную медицину, чрезвычайно актуальный и в наши дни? Что такое деонтология с точки зрения Авиценны?

6. «В здоровом теле – здоровый дух» – как понимается этот девиз сегодня?

7. Раскройте современное понимание «традиционной медицины», «народной медицины», «нетрадиционного» или «традиционного целительства» с позиций исторического знания основ социальной медицины.

8. Каковы основные этапы в развитии социальной медицины за рубежом?

9. Каковы основные этапы в развитии социальной медицины в России?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: