АВИАЦИОННАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА




Поиск и спасение самолетов, потерпевших бедствие

 


Аварийным положением называется «непредвиденное стечение обстоятельств, требующее немедленных действий».

В случае возникновения аварийного положения самым лучшим первоначальным шагом пилота явится хладнокровный анализ сложившейся обстановки с тем, чтобы избежать принятия поспешного решения, о котором впоследствии пришлось бы сожалеть. Произведя такой анализ, он должен правильно наметить последовательность своих действий, чтобы максимально обеспечить сохранность самолета и безопасность пассажиров. В случае необходимости пилот должен произвести вынужденную посадку на сушу или на воду.

 


АВИАЦИОННАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

В США не существует единой военной и гражданской организации, которая бы осуществляла руководство поисковыми и спасательными операциями. Однако Администрация гражданской авиации действует в самом тесном контакте со Спасательной службой Береговой охраны и Аварийно-спасательной службой ВВС США в деле оказания помощи самолетам, терпящим бедствие на суше или на море. Через широкую сеть радио-, телефонной и телетайпной связи вооруженных сил, авиакомпаний и Администрации гражданской авиации поддерживается надежная связь с большинством самолетов. Таким образом, по первому же сигналу бедствия, переданному самолетом, силы и средства этих организаций могут вступить в 'действие.

Авиационная аварийно-спасательная служба имеет своей задачей спасение жизни людей объединенными усилиями Администрации гражданской авиации, Спасательной службы Береговой охраны и Аварийно-спасательной службы ВВС США. Согласно официальному определению, аварийно-спасательные мероприятия предусматривают использование самолетов, автомобилей, подводных лодок и других специальных средств для оказания срочной помощи самолетам, терпящим бедствие, и для спасения жизни пассажиров и членов экипажей, пострадавших при аварии самолета на суше или на море. В круг задач аварийно-спасательной службы наряду с оказанием помощи и спасением пострадавших входит: поддержание связи с самолетом, терпящим бедствие, и управление его полетом, разработка методов спасения и спасательных средств, а также необходимое обучение персонала спасательной службы.

Все организации, участвующие в авиационной аварийно-спасательной службе, ведут ежедневное круглосуточное дежурство. Центры по руководству спасательными операциями, получив сообщение об аварии, немедленно принимают меры, направленные на быстрейшее оказание помощи пострадавшим.

Организации, занимающиеся спасательными операциями, можно разделить на основные и вспомогательные. К основным относятся Аварийно-спасательная служба ВВС и Спасательная служба Береговой охраны США, поскольку спасательные операции являются их прямой обязанностью. Эти организации специально подготовлены к спасательным действиям и находятся в постоянной готовности. К вспомогательным относятся организации, имеющие в своем распоряжении спасательные средства, но подготовленные к спасательным действиям только частично. Обычно они действуют в том случае, когда авария произошла в непосредственной близости от района их расположения. Такие вспомогательные организации, как Гражданская воздушная охрана, местные органы самоуправления и др., на практике доказали, что они могут эффективно проводить спасательные мероприятия. Фактически Гражданская воздушная охрана является неотъемлемой частью аварийно-спасательной организации. Ее заслуги в прошлом трудно переоценить; несомненно, что и в дальнейшем она будет с честью выполнять свою миссию.

 

Спасательная служба Береговой охраны

 

Спасательная служба Береговой охраны, обязанностью которой является оказание помощи потерпевшим аварию самолетам и судам в пределах вод, подлежащих юрисдикции США, имеет в своем распоряжении большое количество автомашин, самолетов и спасательных лодок, а также широкую сеть баз, радиостанций, центров управления и связи, расположенных в каждом из округов Береговой охраны на территории США, на Аляске, на Пуэрто-Рико, в Гонолулу и на некоторых передовых базах в Атлантическом и Тихом океанах.

Когда братья Райт в 1903 году совершили в Китти-Хаук свой первый полет, три человека с близлежащей водной спасательной станции Кил-Дэвл оказали изобретателям помощь. Они сфотографировали самолет в воздухе и после полета помогли прочно закрепить их хрупкий летательный аппарат на земле, когда внезапно усилившийся ветер опрокинул его и грозил уничтожить.

Только с 1916 года Береговая охрана начала готовить своих нилотов. С этого времени авиация стала играть большую роль в деятельности Береговой охраны. С самого начала стало очевидно, что самолеты явятся незаменимым средством для патрулирования и спасательных работ.

В настоящее время в авиации Аварийно-спасательной службы Береговой охраны насчитывается до 16 различных типов самолетов. Она имеет 9 авиабаз и 14 авиаотрядов. Спасательные действия, которые раньше ограничивались районом прибрежных вод, осуществляются сейчас в открытом море на расстоянии около 2000 км от берега.

Среди тяжелых самолетов Спасательной службы Береговой охраны имеются четырехмоторные самолеты типа «Летающая крепость», успешно применявшиеся во второй мировой войне. Эти самолеты не приспособлены для взлета и посадки на воду, однако радиус действия, составляющий 2000 км, позволяет использовать их для патрулирования в Арктике и для доставки спасательных лодок в море. Для этих же целей применяются гражданские самолеты R5D и DC-4.

Спасательная служба Береговой охраны первой начала применять вертолеты. Способность вертолетов «висеть» в воздухе, а также взлетать и садиться практически вертикально делает их особенно удобными для спасательных целей. Вертолеты зачастую являются единственным средством спасения людей, потерпевших аварию в местах, недоступных для других видов воздушного или водного транспорта.

По мере того как воздушные перевозки пассажиров через океан с каждым годом все более увеличивались, Спасательная служба Береговой охраны расширяла свои действия, используя авиацию и морские суда для оказания помощи самолетам и судам. Координация спасательных действий осуществляется центрами управления Береговой охраны, которые следят за полетом самолетов над морем и готовы в любой момент оказать им помощь.

Благодаря использованию авиации Спасательная служба Береговой охраны может оказывать помощь на больших расстояниях. Летающая лодка Мартин «Маринэр», например, может покрыть расстояние 2000 км, сесть на воду, подобрать пострадавших, взлететь и возвратиться на свою базу. Помимо большого радиуса действия, эти самолеты обладают значительной грузоподъемностью и могут перевозить большое количество пассажиров. Радиус действия и грузоподъемность можно увеличить, используя при взлете реактивные ускорители, что позволит увеличить запас бензина в самолете и снизить его расход при взлете. Взлетая с помощью этих ускорителей с поверхности моря в обратный рейс, самолет может взять большее количество людей.

Руководство спасательной службой осуществляется начальником округа, который отвечает за все ее действия во вверенном ему округе. Если округ слишком велик, его обычно разделяют на несколько районов. В этом случае в каждом районе ответственность за действия спасательной службы несет начальник данного района. Каждый начальник округа в соответствии со своими возможностями создает Координационный центр спасательной службы для руководства всеми операциями в данном округе, а также для согласования действий с другими организациями.

Например, в Наставлении ИКАО1 по району Северной Атлантики сказано, что все полеты в этом районе производятся согласно правилам полета по приборам, которые требуют, чтобы каждый самолет, по крайней мере один раз в час, сообщал свои координаты.

Для удобства управления воздушным движением Северная Атлантика разбита на несколько зоны; название зон определяется названием пункта, в котором расположен центр управления данной зоной, например существует Нью-Йоркская океанская зона, Гандерская океанская зона и т. д.

Когда между координационным центром спасательной службы и центром океанской зоны устанавливается тесное взаимодействие, обеспечивающее возможность быстрой и эффективной связи, формируется «центр безопасности».

Оперативный и координационный центр начальника Восточного округа держит связь с центром Нью-Йоркской океанской зоны Администрации гражданской авиации, и, таким образом, начальник Восточного округа осведомлен о всех случаях аварий и о действиях спасательной службы в Нью-Йоркской океанской зоне. Начальник округа обменивается информацией и держит связь с другими центрами координации спасательной службы в Северной Атлантике.

 


2. Аварийно-спасательная служба ВВС США

 

Аварийно-спасательная служба ВВС США—это одна из авиационных служб ВВС, предназначенная исключительно для спасения жизни людей. Основной задачей этой службы является спасение жизни членов экипажей, ставших жертвой несчастного случая, пострадавших при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду или при выброске с парашютом. Аварийно-спасательная служба в любой части земного шара всегда готова оказать помощь каждому человеку, терпящему бедствие. Спасательные средства этой службы в случае необходимости предоставляются другим военным организациям США или иностранным организациям, находящимся в районе расположения баз аварийно-спасательной службы, а также государственным или местным гражданским организациям в целях спасения жизни или облегчения страданий человека.

Отлично подготовленные отряды аварийно-спасательной службы, находящиеся в различных частях земного шара, являются практическим подтверждением того, что в США человеческая жизнь действительно считается самым ценным сокровищем на земле. Эти отряды способствуют укреплению дружбы США со всеми странами, от тропических джунглей Центральной Америки до полярных льдов и от Аравийской пустыни до Кореи.

Необходимость в специально обученных и оснащенных отрядах аварийно-спасательной службы появилась еще в начале второй мировой войны, когда экипажи бомбардировщиков и истребителей, возвращаясь через Северное море домой после выполнения задания, иногда вынуждены были садиться на воду или выбрасываться из самолета с парашютами. Следует отметить, что после организации в Британских военно-воздушных силах и в американской 8-й воздушной армии авиаэскадрилий спасательной службы моральное состояние летного состава заметно улучшилось. Уверенность, что в случае аварии будут немедленно высланы спасательные самолеты-амфибии и быстроходные катера, позволяла экипажам боевых самолетов прилагать героические усилия для того, чтобы спасти поврежденный самолет. Такое же влияние на моральный дух и боеспособность экипажей боевых самолетов оказала организация спасательных авиаэскадрилий на Тихом океане.

Аварийно-спасательная служба ВВС США была официально создана 29 мая 1946 года с тем, чтобы установить единые методы и приемы спасательных действий, а также с целью унификации спасательного снаряжения. Существовавшие самостоятельно спасательные авиаэскадрильи в различных пунктах мира были объединены. После этого было создано много новых эскадрилий. В настоящее время деятельность американской аварийно-спасательной службы распространяется на все районы земного шара.

Во главе Аварийно-спасательной службы ВВС США стоит генерал военно-воздушных сил США. В административном отношении она подчиняется Военной авиационно-транспортной службе. Аварийно-спасательная служба включает двенадцать авиагрупп, из которых три базируются в США, а остальные — в стратегически важных пунктах в различных частях земного шара. Как правило, каждая такая авиагруппа состоит из четырех авиаэскадрилий, однако две авиагруппы, базирующиеся за океаном, имеют по пяти эскадрилий. Каждая эскадрилья имеет в своем составе 3—5 основных поисковых самолетов, а также транспортные самолеты и вертолеты.

На территории США находятся три авиагруппы: 5-я, 4-я и 14-я. Штаб 5-й авиагруппы и одна эскадрилья размещаются на базе ВВС Вестовер; остальные три эскадрильи этой группы находятся на базах ВВС: Селфридж, Максуэлл и Эллингтон. Штаб и одна эскадрилья 4-й авиагруппы находятся на базе ВВС Гамильтон; остальные три эскадрильи находятся на базах ВВС: Лоури, Марч и Маккорд. 14-я авиагруппа в настоящее время комплектуется личным составом, который проходит специальную подготовку в Уэст-Палм-Бич. Заокеанские базы авиагрупп аварийно-спасательной службы расположены в районе Карибского моря, на Аляске, в Северной Атлантике, в Арктике, в Европе, в Северной Африке, на Среднем Востоке. Две авиагруппы находятся на Тихом океане и одна на Дальнем Востоке.

Аварийно-спасательная служба имеет в своем распоряжении специальное снаряжение и самолеты следующих типов: «Летающая крепость» SM-29—модификация бомбардировщика В-29 «Суперфортрес», Грумман SA-16 «Альбатрос», SC-47, С-47 и вертолеты Н-5 и Н-19.

Эскадрильи аварийно-спасательной службы обеспечены специальными средствами связи, транспорта и спасательным снаряжением, пригодным для применения в тех условиях климата и местности, в которых находится каждая эскадрилья. Все самолеты аварийно-спасательной службы имеют на борту специальные пакеты, содержащие набор предметов первой необходимости. Пакеты в случае необходимости сбрасываются пострадавшим.

Все оперативные подразделения аварийно-спасательной службы несут непрерывное круглосуточное дежурство. По первому сигналу бедствия личный состав аварийно-спасательных команд немедленно принимает меры для того, чтобы обнаружить людей, потерпевших бедствие, и оказать им необходимую помощь. Наряду с общей подготовкой всего личного состава по оказанию первой помощи и способам спасательных работ проводится также подготовка каждого отдельного работника в его личной специальности.

Опираясь в основном на помощь Гражданской воздушной охраны, Аварийно-спасательная служба ВВС США может также обращаться за помощью к другим авиационным командованиям, а также к различным правительственным органам. Эскадрильи аварийно-спасательной службы, базирующиеся за океаном, часто работают в тесном контакте с иностранными военными и гражданскими органами, находящимися в районе их действий.

Во время войны в Корее эвакуация раненых с передовой линии в тыловые госпитали, осуществлявшаяся с помощью вертолетов аварийно-спасательной службы, позволила достичь значительного снижения процента смертности от ран, полученных на поле боя. Было доказано также, что существует полная возможность вывоза с помощью вертолетов из тыла противника попавших в окружение войск или экипажей самолетов, сбитых над территорией противника.

Под прикрытием истребителей, а зачастую и без него, пилоты Аварийно-спасательной службы ВВС США вывезли из тыла противника к концу войны 996 человек личного состава войск ООН. К тому же времени из районов боевых действий было эвакуировано на самолетах различных типов 8684 человека. Таким образом, общее число эвакуированных с помощью авиации составляет 9680 человек.

Везде, где имеют место войны, наводнения и землетрясения, а также другие бедствия, как стихийные, так и обусловленные людьми, всегда необходима помощь аварийно-спасательной службы, которая производит поиски пропавших людей, доставляет и сбрасывает необходимые предметы питания и снаряжения и эвакуирует раненых. Моральный дух личного состава Аварийно-спасательной службы ВВС США нашел свое отражение в уставе этой единственной в своем роде военной организации, в котором сказано: «Являясь бойцом Аварийно-спасательной службы ВВС США, я считаю своим долгом спасать жизнь людей и оказывать помощь пострадавшим. Я буду всегда готов выполнить возложенные на меня обязанности быстро и умело, ставя этот свой долг превыше личных желаний и интересов. Это я обещаю делать во имя жизни людей».

 

Гражданская воздушная охрана

 

Законом, принятым конгрессом США 1 июля 1946 года, была учреждена организация под названием «Гражданская воздушная охрана». 26 мая 1948 года конгресс принял новый закон, гласящий о том, что Гражданская воздушная охрана является вспомогательной организацией ВВС. По этому же закону министру ВВС вменено в обязанность оказывать Гражданской воздушной охране содействие и использовать ее помощь при выполнении небоевых задач.

Организационно Гражданская воздушная охрана состоит из Национального штаба, районов и авиакрыльев. Национальный штаб находится в Вашингтоне. В каждом из 48 штатов, а также в округе Колумбия, на Аляске, на Гавайских о-вах и на Пуэрто-Рико имеется по одному авиакрылу. Всего имеется 52 авиакрыла, состоящих из 171 авиагруппы, или 1901 эскадрильи. Для оказания помощи Гражданской воздушной охране в вопросах оперативной, административной и хозяйственной деятельности, а также для поддержания связи с ВВС в Национальный штаб, штабы районов и авиакрыльев назначаются офицеры ВВС.

Командующим Гражданской воздушной охраной является кадровый генерал ВВС, назначаемый начальником штаба ВВС США. В вопросах инспекции и руководства деятельностью Гражданской воздушной охраны командующий является заместителем начальника штаба ВВС США. Национальный штаб Гражданской воздушной охраны укомплектован офицерами ВВС, которые являются представителями штаба ВВС.

Руководящим органом Гражданской воздушной охраны является Национальный совет, в состав которого входят 52 командира авиакрыльев, члены Национального исполнительного комитета и один член без определенных функций. Руководство организацией в перерывах между сессиями Национального совета осуществляет Национальный исполнительный комитет, в состав которого входят 8 директоров районов, председатель, вице-председатель и начальник финансов. Командующий Гражданской воздушной охраной наделен всеми правами и привилегиями, которыми пользуются Национальный совет и Национальный исполнительный комитет.

Задачи Гражданской воздушной охраны определены законом, принятым конгрессом в июле 1946 года, в котором сказано, что на нее возложено:

«1) Создание такой организации, которая будет побуждать американских граждан своими усилиями, участием и средствами содействовать развитию авиации, укреплению мощи воздушного флота и поощрять всеми способами добровольное участие граждан в обеспечении общественного благополучия.

2) Распространение авиационных знаний и подготовка авиационных специалистов; содействие развитию гражданской авиации в штатах и обеспечение местных организаций необходимыми средствами на случай чрезвычайного положения в отдельных районах или в масштабе всей страны».

Решая эти задачи, Гражданская воздушная охрана участвует в осуществлении национальной программы обучения населения, способствующего развитию авиации, а также обеспечению господства в воздухе; она создает резерв личного состава путем обучения 100 ООО или более кадетов в возрасте от 15 до 18 лет, которые проходят курс подготовки по основам авиации; создает сеть радиостанций на территории всей страны для подготовки специалистов по связи, а также для обеспечения связи в случаях летных происшествий; проводит силами добровольцев поиски пропавших самолетов и помогает в проведении спасательных действий Аварийно-спасательной службе ВВС и Военной авиационно-транспортной службе, а также выполняет другие срочные задачи.

Кроме помощи военно-воздушным силам, Гражданская воздушная охрана по приказу своего командующего в случае срочной необходимости выполняет также работы для других общегосударственных и местных Органов, например патрулирование лесов, нефтепроводов, коммунальных сооружений и затопленных районов.

В условиях всеобщей мобилизации Гражданская воздушная охрана будет оставаться постоянной вспомогательной организацией ВВС. Эта добровольная гражданская организация будет помогать военным организациям выполнять небоевые задачи, а также оказывать помощь гражданским организациям во время чрезвычайного положения как местного, так и общенационального масштаба.

Гражданская воздушная охрана, существующая уже 13 лет, имеет в своем штате: 36 953 человека командного состава, 43 599 кадетов и 10 383 пилота. В ее распоряжении имеется 8722 радиостанции и 4510 самолетов, в том числе 556 самолетов, полученных от ВВС во временное пользование.

Добровольцы Гражданской воздушной охраны, которые еще в 1943 году участвовали в спасении экипажа В-24 «Либерейтор», сняв его с вершины горы Маунт-Болди в Нью-Мексико, выполняют под руководством аварийно-спасательной службы основную часть поисковых работ. В 1953 году на пилотов Гражданской воздушной охраны падает более 75% общего количества часов, налетанных самолетами всех спасательных организаций.

Аварийно-спасательная служба ВВС США возложила на Гражданскую воздушную охрану основное бремя спасательных работ на том основании, что пилот Гражданской воздушной охраны знает свой район лучше любого другого пилота. Авиация Гражданской воздушной охраны использует 2000 местных аэродромов, рассеянных по всей территории США. Пилоты Гражданской воздушной охраны знают каждый холм и овраг в своем районе. Кроме того, легкие самолеты Гражданской воздушной охраны наиболее приспособлены к выполнению поисковых полетов, где требуется небольшая скорость и малая высота полета.

Добровольцы Гражданской воздушной охраны периодически проходят тренировку, участвуя в учебных спасательных работах, организуемых ближайшей эскадрильей Аварийно-спасательной службы ВВС. На этих учениях Аварийно-спасательная служба ВВС США ставит Гражданской воздушной охране задачи по установлению места условно происшедшей аварии и спасению пострадавших людей. Отряды Гражданской воздушной охраны выполняют поставленную задачу под наблюдением специалистов—представителей аварийно-спасательной службы. Они находят место аварии и спасают пострадавших людей.

Как правило, подразделения Гражданской воздушной охраны получают задачу от ближайшей эскадрильи Аварийно-спасательной службы ВВС США. Если же к ним обращаются за помощью непосредственно, то они начинают поиски немедленно и уже в ходе выполнения задачи докладывают об этом соответствующим органам аварийно-спасательной службы. С местными подразделениями Гражданской воздушной охраны можно связаться, воспользовавшись телефонным справочником, а также через местные власти и органы Администрации гражданской авиации.

Оказывая помощь всем, кто в ней нуждается, будь это взрослый, пострадавший при аварии самолета, или четырехлетний малыш, заблудившийся в лесу, Гражданская воздушная охрана является сейчас полноценным партнером Аварийно-спасательной службы ВВС, готовым по первому требованию оказать им помощь в любой момент в течение 24 часов в сутки и 365 дней в году.

 

Органы и средства Аварийно-спасательной службы ВВС США

 

Для оказания помощи самолетам аварийно-спасательная служба имеет в своем распоряжении:

1) координационные центры аварийно-спасательной
службы;

2) самолеты аварийно-спасательной службы;

3) спасательные суда;

4) парашютные и наземные спасательные команды;

5) аварийные радиотехнические средства. Аварийно-спасательная служба ВВС и Спасательная

служба Береговой охраны приглашают всех летчиков посетить их подразделения, с тем чтобы они могли лично подробно ознакомиться с теми средствами, с помощью которых обеспечивается их безопасность в самые критические моменты. Сведения о местонахождении ближайшего подразделения аварийно-спасательной службы и его адрес можно получить, обратившись к органам Администрации гражданской авиации, а также в любое подразделение ВВС или Береговой охраны.

Всеми указанными средствами можно воспользоваться в любое время суток, сделав вызов по телефону органам

Администрации гражданской авиации или же любой радиостанции, обслуживающей полеты.

Сообщение о потерпевшем аварию или пропавшем самолете может сделать любой человек, позвонив по междугородному телефону на ближайший пункт, где находятся органы Администрации гражданской авиации, ВВС или Береговой охраны.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: