ПЕРИОДЫ АВАРИЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА




 

Когда самолет находится в положении потенциальной или реальной опасности, диспетчерская служба оповещает об этом соответствующую организацию аварийно-спасательной службы.

Аварийное положение самолета в соответствии с классификацией, установленной Международной организацией гражданской авиации, подразделяется на следующие периоды:

1. Период неопределенности

 

Этот период характеризуется тем, что вследствие отсутствия сведений о местонахождении самолета, или вследствие заранее известных трудностей в полете, или же по другим каким-либо причинам существует неуверенность относительно безопасности самолета и его пассажиров. В этом случае прежде всего принимаются меры к установлению связи с самолетом для выяснения условий полета и состояния, в котором он находится.

Период неопределенности имеет место в следующих случаях:

а) когда с самолетом отсутствует связь в течение 30 минут с момента, когда по расписанию от него должно было бы поступить сообщение о местонахождении, или

б) когда самолет не прибывает в назначенное место в течение 30 мин. после расчетного времени прибытия, сообщенного в последний раз экипажем самолета или же вычисленного службой воздушного движения. Сюда не относятся случаи, когда есть уверенность, что самолету и пассажирам не грозит опасность.


2. Период тревоги

 

Этот период наступает по прошествии достаточного времени, в течение которого стала очевидной серьезность положения и за которое с помощью средств связи не было получено никаких сведений, свидетельствующих о том, что самолет и пассажиры находятся в безопасности. В этот период в дополнение к мерам, принимаемым с помощью радиосредств, немедленно вводятся в действие поисковые группы.

Период тревоги имеет место тогда:

а) когда после периода неопределенности с помощью средств связи не было получено никаких данных о самолете; или

б) когда самолет, делавший заход на посадку, не совершил посадки в течение 5 мин. после расчетного времени посадки и связь с самолетом прекратилась; или

в) когда получено сообщение о нарушении нормального режима полета, однако не в такой степени, чтобы требовалась вынуженная посадка.

Сюда не относятся случаи, когда имеются достоверные сведения, что самолет и пассажиры находятся в безопасности.

3. Период аварии

 

Если установлено, что самолет потерпел аварию или что ему угрожает серьезная опасность и требуется немедленная помощь, то поисковые и спасательные работы аварийно-спасательной службы должны быть начаты без промедления.

Период аварии наступает тогда:

а) когда запас горючего на самолете кончился или оставшегося количества горючего недостаточно для полета до ближайшего аэродрома; или

б) когда получено сообщение о том, что нормальный режим полета нарушен в такой степени, что неизбежна вынужденная посадка самолета; или

в) когда получено сообщение о том, что самолет готовится совершить или уже совершил вынужденную посадку; или

г) когда имеются данные о том, что самолету или пассажирам требуется помощь.

Сюда не относятся случаи, когда есть уверенность в том, что самолету и пассажирам не грозит серьезная опасность и им не требуется немедленная помощь.

Примечание. Приведенные здесь определения периодов аварийного положения самолета во многом сходны с определениями периодов, данными Администрацией гражданской авиации.


ПЛАНЫПОЛЕТОВ

Общие положения

 

Одна из наиболее серьезных трудностей аварийно-спасательной службы состоит в том, что пилоты пренебрегают своей обязанностью представлять планы полетов органам службы движения гражданской авиации, а также не соблюдают заявленных планов полета и не сообщают наземным радиостанциям Администрации гражданской авиации о произведенных от них отклонениях.

Аварийно-спасательной службе приходится ежегодно разыскивать тысячи гражданских самолетов. Во многих случаях после длительных и дорогостоящих поисков оказывалось, что пилот просто никому не сообщил об изменении маршрута своего полета. Так, например, самолеты Береговой охраны, а также эскадрильи Аварийно-спасательной службы ВВС в юго-западном районе США много раз вылетали на поиски пропавших частных самолетов по просьбе родственников или знакомых. И сегодня летчики аварийно-спасательной службы продолжают облетывать тысячи квадратных километров в плохую погоду в опасной местности на северо-западе страны и, рискуя своей жизнью, разыскивают самолеты, пилоты которых, изменив свой маршрут, пренебрегли сообщить об этом наземной радиостанции.

 

Планы полетов

 

Перед каждым полетом местного или любого другого характера пилот должен заявить соответствующей организации на земле о маршруте своего полета и расчетном времени прибытия. Если все пилоты будут выполнять это требование, то количество ненужных поисков и несчастных случаев значительно уменьшится. Своевременное сообщение соответствующим органам на земле плана полета увеличивает степень безопасности полета. Сообщение плана полета не стоит пилоту ни копейки. Это, правда, связано с некоторым беспокойством, но оно окупается сторицей.

Поэтому каждый пилот должен: v

1. Сообщить план своего полета на радиостанцию

авиационной связи Администрации гражданской авиации

лично, по телефону или по радио.

2. Сообщить время прибытия в пункт назначения; при этом пилот должен всегда помнить следующее:

а) если самолет сделал посадку в другом пункте, необходимо сообщить о месте посадки на ближайшую радиостанцию связи Администрации гражданской авиации;

б) если самолет совершил посадку в одном из пунктов на своем маршруте и задержался там более одного часа, необходимо сообщить об этом на ближайшую радиостанцию связи Администрации гражданской авиации;

в) если пилот в течение часа по истечении расчетного времени прибытия в пункт назначения не сообщит о посадке, начнутся поиски его самолета; если же такого сообщения не будет в течение трех часов после расчетного времени прибытия, то для розыска самолета будут приведены в действие все средства аварийно-спасательной службы.

Поиски самолета обходятся чрезвычайно дорого; в них участвуют люди, которые во многих случаях рискуют своей жизнью, разыскивая пропавший самолет. Об этом необходимо помнить каждому пилоту.

 


СВЯЗЬ

Общие положения

 

Связь имеет решающее значение для успешного выхода из создавшегося аварийного положения. Она необходима в любой период аварийного положения самолета. В том случае, когда существует какая-либо возможность спасения, умелое использование связи приобретает жизненно важное значение. Связь является тем звеном, которое объединяет в единую систему всю организацию аварийно-спасательной службы. Без связи не может быть единства действий для достижения общей цели.

При составлении «Стандартов и рекомендаций» относительно радиочастот для связи в случае аварии учтены правила, принятые Международной организацией гражданской авиации, а также определенные положения, предусмотренные Международным союзом электросвязи в «Регламенте радиосвязи».

Порядок радиосвязи, принятый ИКАО, требует, чтобы радиосвязь, ведущаяся терпящим бедствие самолетом при нахождении его в воздухе, осуществлялась на той частоте, которая предназначена для нормальной связи с наземными радиостанциями. Однако после вынужденной посадки на сушу или на воду радиосвязь должна осуществляться на другой частоте или нескольких частотах, специально выделенных для использования в подобных случаях во всем мире, с тем чтобы сигналы бедствия, передаваемые с самолетов, могли быть приняты возможно большим количеством радиостанций, включай радиоиеленгаторные станции и радиостанции морской подвижной службы.

На конференции Международного союза электросвязи, состоявшейся в Атлантик-Сити в 1947 году, были выделены определенные частоты, на которых должна вестись радиосвязь между самолетом и радиостанциями морской подвижной службы. Такими частотами являются: 4182, 6273, 8364, 12 546, 16 728 и 22 245 кгц. Кроме того, установлена частота 8364 кгц, на которой должен держать радиосвязь потерпевший аварию самолет в том случае, когда его радиооборудование позволяет вести передачи на частотах от 4000 до 23 ООО кгц и если для связи во время аварийно-спасательных работ используются радиостанции морской подвижной службы1.

 

Рекомендации по ведению радиосвязи в условиях бедствия

 

А. Общие положения.

В данном параграфе сигналы бедствия, тревоги, опасности и безопасности имеют в основном такое же определение, какое дается в «Регламенте по радиосвязи», Атлантик-Сити, 1947.

 

К. Порядок передачи сигнала бедствия.

По радиотелеграфу сигнал бедствия SOS

передается как единый сигнал, в котором тире должны четко отличаться от точек. По радиотелефону сигнал бедствия передается словом MAYDAY, которое произносится как французское m'aider2. Сигнал бедствия посылается кораблем, самолетом и т. п., когда угрожает серьезная опасность и требуется немедленная помощь.

 

В. Порядок передачи сигнала тревоги.

 


 
 

В том случае, когда радиосвязь ведется на частоте 500 кг if,

 

 

В том случае, когда радиосвязь ведется на частоте 500 кг if, выделенной для международной аварийной связи, перед передачей сигнала бедствия, если возможно, следует передавать сигнал тревоги—12 тире, каждое длительностью 4 сек., с перерывом между ними в 1 сек., используя излучение типа А2. Если условия позволяют, полный вызов с сигналом бедствия должен отделяться от сигнала тревоги промежутком времени, равным 2 мин. Однако за сигналом тревоги должен всегда сразу же следовать сигнал бедствия SOS, переданный три раза, для того чтобы привести в действие автоматическую аппаратуру, включение которой происходит при приеме сигнала бедствия.

 

Г. Вызов с сигналом бедствия.

Вызов с сигналом бедствия и передача сообщений о бедствии производится только по приказу командира корабля:

1. Вызов с сигналом бедствия, передаваемый по радиотелеграфу, содержит:

сигнал бедствия;

служебный сигнал DE;

позывной сигнал самолета, терпящего бедствие.

2. Передача вызова с сигналом бедствия по радиотелефону начинается передачей сигнала SOS, производимого свистком или каким-нибудь другим способом.

Вызов с сигналом бедствия, передаваемый по радиотелефону, включает:

сигнал бедствия MAYDAY; слово «Я...» или «Говорит...»;

позывные сигналы самолета, терпящего бедствие.

Вызов с сигналом бедствия принимается радиостанциями вне всякой очереди. Все радиостанции, принявшие сигнал бедствия, должны немедленно прекратить любую передачу, которая может помешать приему сигналов о помощи, и слушать на частоте, которая использована самолетом для вызова с сигналом бедствия. Сигнал бедствия не адресуется какой-либо отдельной радиостанции, поэтому его прием не требует подтверждения, прежде чем не > удет принято сообщение о бедствии.

 

Д. Сообщение о бедствии.

1. За вызовом с сигналом бедствия должно немедленно последовать сообщение о бедствии. Это сообщение включает:

вызов с сигналом бедствия; позывные самолета, терпящего бедствие; местонахождение самолета, характер бедствия и вид требуемой помощи;

другие сведения, которые могли бы облегчить спасательные действия.

2. Как правило, если позволяет время, сообщение о бедствии, передаваемое самолетом, должно содержать следующие сведения:

расчетное место нахождения и время его определения; истинный курс и воздушная скорость по прибору; высота;

тип самолета; характер бедствия;

решение командира.

3. Самолет, находящийся в воздухе, как правило, сообщает свое местонахождение путем:

указания своих координат с добавлением к цифрам, обозначающим градусы и минуты, слова северная или южная, восточная или западная;

указания названия ближайшего пункта и приблизительного расстояния до него, а также направление от него по азимуту;

указания названия ближайшего пункта и приблизительного расстояния до него; направление же от пункта определяется главным румбом: север, юг, восток, запад—или же, если возможно, промежуточным—северо-восток и т. п.

4. После передачи сообщения о бедствии самолет передает два тире длительностью по 10 сек., за которыми следует позывной самолета, с тем чтобы радиопеленгатор-ные станции могли засечь местонахождение самолета. При необходимости этот сигнал повторяется через короткие промежутки времени.

 

Е. Повторные сообщения о бедствии.

1. Передача сообщения о бедствии должна повторяться через определенные интервалы, особенно в период радиомолчания, до тех пор, пока не будет получен ответ. Сигнал тревоги также можно повторять в случае необходимости. Интервалы между передачами должны быть достаточно продолжительными, с тем чтобы радиостанции, принявшие сигнал, имели время переключиться на передачу.

Если находящийся в опасности самолет не получает ответа на сообщение о бедствии, переданное на предназначенной для этой цели частоте, он переходит к передаче сообщения на другой наиболее употребительной частоте.

2. Перед вынужденной посадкой самолета на воду или на сушу, а также перед оставлением самолета экипажем с парашютами радиопередатчик должен быть, если обстоятельства позволяют, включен на непрерывное излучение.

 

Ж. Действия подвижной радиостанции, принявшей сигнал бедствия.

1. Подвижная радиостанция, принявшая сообщение о бедствии, может взять на себя дальнейшую передачу сообщения о бедствии в следующих случаях:

а) если экипаж самолета, терпящего бедствие, не в состоянии сам это сделать;

б) если командир воздушного корабля, на котором находится подвижная радиостанция, найдет, что терпящему бедствие самолету необходима дополнительная помощь.

2. Подвижные радиостанции, приняв сообщение о бедствии от экипажа самолета в случае, когда им точно известно, что последний находится вблизи местонахождения станции, должны по возможности немедленно подтвердить получение такого сообщения. Если перед сигналом о бедствии не был передан сигнал тревоги, подвижные радиостанции могут передать этот сигнал с разрешения начальника, отвечающего за работу радиостанции. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не помешать другим радиостанциям передать подтверждение приема сообщения о бедствии.

а) Подвижные радиостанции, получившие сообщение о бедствии от самолета, который, вне всякого сомнения, не находится в районе их расположения, прежде чем посылать подтверждение приема сообщения, должны выждать некоторое время, с тем чтобы дать возможность радиостанциям, расположенным ближе к самолету, беспрепятственно передать ответ и подтвердить прием сообщения о бедствии.

б) Подтверждение приема сообщения о бедствии по радиотелеграфу передается в следующем порядке:

позывной самолета, терпящего бедствие; служебный сигнал DE {от);

позывной радиостанции, подтверждающей прием сообщения; группа RRR; сигнал бедствия SOS; служебный сигнал AR; позывной радиостанции, подтверждающей прием сообщения.

в) Подтверждение приема сообщения о бедствии по радиотелефону передается в следующем порядке: позывной самолета, терпящего бедствие; слово «Я...» или «Говорит...»;

позывной станции, подтверждающей прием; кодовое слово ROGER; кодовое слово MAYDAY; слово OUT.

г) Каждая подвижная радиостанция, подтвердившая прием сообщения о бедствии, если она в состоянии оказать помощь самолету, должна передать по возможности скорее следующие данные в указанном порядке:

свой позывной;

свое местонахождение;

скорость, с которой носитель данной подвижной радиостанции приближается к самолету, терпящему бедствие.

д) Прежде чем передать это сообщение, радиостанция должна убедиться в том, что она не помешает передаче сообщений другими радиостанциями, имеющими больше возможностей оказать немедленную помощь терпящему бедствие самолету.

3. Подвижная радиостанция, принявшая сообщение о бедствии, если она не в состоянии оказать помощь терпящему бедствие самолету, должна принять все возможные меры для того, чтобы привлечь внимание тех подвижных радиостанций, которые в состоянии оказать ему помощь.

а) С этой целью по указанию начальника, ответственного за работу радиостанции, могут быть повторены вызов с сигналом бедствия или сообщение о бедствии. Передача в этом случае ведется на полной мощности и на частоте, предназначенной для передач в случае бедствия, или же на одной из частот, которыми разрешено пользоваться в случае бедствия. В то же время должны быть приняты все меры для того, чтобы известить местные власти, которые могут оказаться полезными.

б) Радиостанция, которая повторяет вызов с сигналом бедствия или сообщение о бедствии, сразу же после окончания передает служебный сигнал DE и свой позывной.

в) Перед повторением вызова с сигналом бедствия или сообщения о бедствии по радиотелеграфу обычно передается сигнал тревоги. Между передачей сигнала тревоги и повторением вызова с сигналом бедствия или сообщения о бедствии должен быть достаточный интервал, чтобы подвижные радиостанции, которые не вели постоянного прослушивания передач и которые были предупреждены звучанием автоматических аварийно-сигнальных аппаратов, успели настроиться на соответствующую волну.

 

3. Порядок радиообмена при бедствии.

1. Радиообмен при бедствии включает все передачи, относящиеся к оказанию немедленной помощи терпящему бедствие самолету.

2. При радиообмене о бедствии перед позывным и перед началом каждой передачи необходимо передавать сигнал бедствия.

3. Ведение такого радиообмена осуществляется терпящим бедствие самолетом или подвижной радиостанцией, которая согласно пункту Ж, 1 передала вызов с сигналом бедствия. Однако они могут передать ведение радиообмена бедствия третьей радиостанции.

4. Терпящий бедствие самолет может потребовать молчания либо от всех подвижных радиостанций в данном районе, либо от одной из радиостанций, которая мешает радиообмену бедствия. Соответственно он адресует свое требование либо всем радиостанциям, либо только одной определенной станции. В любом случае при передаче по радиотелеграфу самолет будет пользоваться кодовой фразой QRT, за которой следует сигнал бедствия SOS; при передаче же по радиотелефону самолет, терпящий бедствие, будет в любом случае употреблять фразу STOP TRANSMITTING, за которой должен следовать сигнал бедствия MAYDAY.

а) Любая подвижная радиостанция, находящаяся вблизи терпящего бедствие самолета, также может потребовать радиомолчания, если она считает это необходимым. Для этой цели она пользуется теми же сигналами и в том же порядке, какой указан в пункте 3, 4, за исключением сигнала бедствия, вместо которого она передает словоDISTRESS и за ним свой позывной.

б) Право передачи кодовой фразы QRT по радиотелеграфу и фразы STOP TRANSMITTING по радиотелефону должно по возможности ограничиваться терпящим бедствие самолетом и радиостанцией, ведущей радиообмен о бедствии.

5. Любая радиостанция, услышав вызов с сигналом бедствия, должна действовать в соответствии с пунктом Г, 2, стр. 40.

а) Любая подвижная радиостанция, которой известно о радиообмене бедствия, должна следить за ним, даже если она и не принимает в нем участия.

б) Всем радиостанциям, которым известно о происходящем радиообмене я которые не принимают в нем участия, запрещается в течение всего времени радиообмена вести передачи на частотах, используемых при этом радиообмене.

в) Подвижная радиостанция, следящая за радиообменом о бедствии, может вести свои обычные передачи только в том случае, когда радиообмен уже хорошо налажен, при условии соблюдения ею правил, указанных в пункте, и если она не мешает такому радиообмену.

6. Наземная радиостанция, принявшая сообщение о бедствии, должна без промедления дать об этом знать соответствующим органам аварийно-спасательной службы.

7. После того как радиообмен о бедствии прекратился или же когда необходимость в радиомолчании отпала, радиостанция, ведущая радиообмен, передает на аварийной частоте или же на частоте только что закончившегося радиообмена сообщение, адресованное «всем радиостанциям», о том, что радиообмен о бедствии закончен.

а) По радиотелеграфу это сообщение передается в следующем порядке:

сигнал бедствия SOS;

вызов СО;

служебный сигнал DE;

позывной передающей радиостанции; время передачи;

позывной самолета, терпящего бедствие;

кодовая фраза QUM;

служебный сигнал AR.

б) При передаче по радиотелефону это сообщение имеет следующий вид:

слово MAYDAY;

фраза ALL STATIONS; слово «Я...» или «Говорит...»; позывной передающей радиостанции; время передачи;

позывной самолета, терпящего бедствие; фраза DISTRESS TRAFFIC ENDED; слово OUT.

 

И. Сигнал срочности.

1. По радиотелеграфу сигнал срочности передается в виде трех групп XXX, четко отграниченных одна от другой. Сигнал срочности передается перед вызовом.

2. По радиотелефону сигнал срочности передается трижды повторяемым словом PAN перед вызовом.

3. Сигнал срочности указывает на то, что данная радиостанция намерена передать срочное сообщение, касающееся безопасности самолета или кого-нибудь из людей на борту самолета или вблизи него.

а) Сообщение с сигналом срочности передается вне очереди, оно имеет преимущество в этом отношении перед всеми передачами, за исключением передач с сигналом бедствия. Все подвижные и наземные радиостанции, принявшие сигнал срочности, должны соблюдать осторожность в своей работе, чтобы не помешать передаче сообщения, которое последует за сигналом срочности.

б) Сигнал срочности, передаваемый самолетом, должен быть адресован, как правило, определенной радиостанции.

4. Сигнал срочности может передаваться только по распоряжению командира самолета, на борту которого находится подвижная радиостанция.

5. Сигнал срочности может передаваться наземной радиостанцией только с разрешения начальника, отвечающего за работу станции.

6. Сообщения, которым предшествует сигнал срочности, должны составляться на простом, понятном языке.

7. Подвижные радиостанции, приняв сигнал срочности, должны продолжать прием в течение 3 мин.; если же по истечении этого срока никакого срочного сообщения не поступило, они могут возобновить нормальную работу.

Однако если наземные и подвижные радиостанции работают на частотах, отличных от предназначенных для передачи сигнала срочности и вызова, то они могут продолжать свою работу без перерыва при условии, что сообщение, которое следует за сигналом срочности, не адресовано всем радиостанциям.

8. В том случае, когда с самолета было передано срочное сообщение, адресованное всем радиостанциям, с просьбой о помощи, но необходимость в этой помощи отпала, самолет должен немедленно отменить свое сообщение с просьбой о помощи. Сообщение об отказе от помощи должно быть также адресовано всем радиостанциям.

 

К. Сигнал безопасности

1. Сигнал безопасности, передаваемый по радиотелеграфу, состоит из трех групп ТТТ. Буквы каждой группы, так же как и сами группы, должны быть четко отделены друг от друга. Сигнал безопасности передается перед вызовом.

2. Сигнал безопасности передается но радиотелефону словом SECURITE.

3. Передача сигнала безопасности означает, что радиостанция готовится передать сообщение, относящееся к обеспечению безопасности полетов, или же сообщение, в котором содержится важное предупреждение о состоянии погоды.

4. Сигнал безопасности и последующее сообщение передаются на частоте, предназначенной для аварийной радиосвязи, или на частотах, которые разрешены для радиопередач, связанных с бедствием.

5. Все радиостанции, принявшие сигнал безопасности, должны продолжать прием на той частоте, на которой был передан сигнал, до тех пор, пока не убедятся в том, что сообщение не представляет для них интереса. При этом они не должны вести никаких передач, которые могли бы помешать передаче сообщения.

 

Порядок радиопередач с сигналом бедствия, срочности и безопасности с борта самолета

 

Примечание. Указанный в данном параграфе порядок радиопередач терпящим бедствие самолетом не исключает применения любых других средств, имеющихся в распоряжении самолета, для того чтобы сообщить о бедствии, указать свое местонахождение и получить помощь.

 

А. Радиопередачи о бедствии

Передача сигнала бедствия означает, что самолету угрожает серьезная опасность и что ему требуется немедленная помощь.

Скорость передачи сообщений о бедствии по радиотелеграфу не должна, как правило, превышать 60 знаков в минуту.

1. Действия экипажа самолета, терпящего бедствие.

а) Пилот должен без колебаний объявить о состоянии бедствия, если есть какие-нибудь признаки, указывающие на такое состояние. Если впоследствии состояние бедствия прекратится, с самолета должно быть передано сообщение, отменяющее переданный сигнал бедствия.

б) В случае возникновения состояния бедствия должны быть приняты следующие меры:

1) Перед передачей сигнала бедствия необходимо включить все автоматическое аварийное оборудование.

2) Если время позволяет, передать на той частоте, на которой велись передачи, вызов с сигналом бедствия и вслед за ним сообщение о бедствии по радиотелеграфу и радиотелефону, в зависимости от имеющегося оборудования.

 

ПРИМЕРЫВЫЗОВА С СИГНАЛОМ БЕДСТВИЯ

По радиотелеграфу: SOS SOS SOS MAYDAY MAYDAY

По радиотелефону: DE WET В A WHTBA MAYDAY WHTBA Я Дуглас-123М, Дуглас-123М, Дуглас-123М.

 

ПРИМЕРЫСООБЩЕНИЙ О БЕДСТВИИ

По радиотелеграфу: SOS SOS SOS MAYDAY MAYDAY

По радиотелефону: DE WHTBA WHTBA MAYDAY WHTBA Я Дуглас-123М, Дуглас- QTH 15 миль SSE Туна 123M, Дуглас-123М.

Мое 1215 Z [1] ATI 359 AT J местоположение один пять 130 узлов QAH 8000 футов миль юго-юго-восточнее Туны DC-4 отказали два мотора, один два один пять часов зеб-посадка на воду WHTBA К. отказали два мотора. Посадка на воду. Я Дуглас-123М. Прием.

3) Правомерность передачи сообщения о бедствии обусловлена степенью срочности требуемой помощи и имеющегося в распоряжении времени. Поэтому по усмотрению пилота предварительный вызов с сигналом бедствия, о которомречьшла выше в пунктах А, 1, б и А, 2, может не передаваться.

4) Если самолет, терпящий бедствие, не может установить радиосвязь на той частоте, на которой осуществлялась связь между ним и землей, сообщение о бедствии можно повторить на любой другой частоте, пока не будет получен ответ.

5) При наличии достаточного времени самолет, оборудование которого позволяет вести передачу на частоте 500 кгц, должен повторить вызов с сигналом бедствия и сообщение о бедствии на этой частоте, с тем чтобы оповестить о бедствии морские суда и береговые радиостанции, находящиеся в районе бедствия.

Примечание. Передачи на частоте 500 кгц могут быстрее услышать во время периодов молчания.

6) Непосредственно перед вынужденной посадкой на воду или на сушу или же перед вынужденным покиданием самолета радиотелеграфный ключ необходимо замкнуть. Если самолет оборудован радиотелефонным передатчиком, то его обязательно нужно включить на непрерывное излучение.

2. Действия других самолетов.

а) Самолет, принявший по радио сигнал бедствия, должен передать сообщение о бедствии от имени терпящего бедствие самолета.

По радиотелефону: MAYDAY MAYDAY MAYDAY

Я Дуглас-456К, Дуглас-456К, Дуглас-456К Дуглас-123М, Дуглас-123М упал на землю. Местопадения один пять миль юго-юго-восточнее Туны. Вижулюдей.Я Дуглас-456К.

Прием,б) Самолет, принявший по радио сообщение о бедствии,должен в случае, указанном в разделе «Рекомендации поведению радиосвязи в условиях бедствия», передать порадио подтверждение приема по следующей форме.По радиотелеграфу: По радиотелефону:

WHTBA WHTBA Дуглас-123М, Дуглас-

WHTBA DEWHKTB 123М, Дуглас-123М. Я Ду-

WHKTB WHKTB RRR глас-456К, Дуглас-456К,SOS WHKTB AR

Дуглас-456К. Вас понял,MAYDAY. Дуглас-456К. Конец передачи.

3. Прекращение положения бедствия, а) Когда пилот найдет, что состояние бедствия прекратилось, с самолета должно быть послано сообщение о прекращении состояния бедствия на аварийной частоте. Это сообщение должно быть адресовано радиостанции, ведущей радиообмен о бедствии. Последняя должна послать подтверждение получения сообщения о прекращении состояния бедствия, составленное по определенной форме.

ПРИМЕРЫПо радиотелеграфу: SOS WHKTB DE WHTBA QTA Бедствие. Моторы заработали QRF Айдлуайлд WHTBA К.

По радиотелефону: MAYDAY Дуглас-456К. Я Дуглас-123М. Прекращаю состояние бедствия. Моторы заработали, возвращаюсь на аэродром Айдлуайлд. Дуг-лас-123М. Прием.

6) два тире продолжительностью 10 сек. каждое и 7) позывной.

По радиотелефону: 1) сигнал срочности PAN; 2) вызов; 3) запрос пеленга, курса или местоположения; 4) расчетное место и время, курс и скорость, высота, тип самолета, запас времени полета; 5) решение командира корабля о ближайших действиях; 6) два нажатия кнопки микрофона продолжительностью по 10 сек.; 7) позывной.

 

ПРИМЕРЫ

По радиотелефону: PAN PAN PAN, Нью-Йоркская авиалиния. Я Дуглас-123М, запрашиваю местонахождение. Запас времени полета только два ноль минут. Дуг-лас-123М. Прием.

2. Если самолет не может установить связь с наземной радиостанцией или же не знает, какой радиостанции послать вызов, он должен перед вызовом «всем радиостанциям» передать международный сигнал срочности XXX или PAN.

3. Когда опасность миновала, с самолета должно быть передано сообщение с отменой переданного ранее сигнала срочности. Примеры такого сообщения приведены выше.

В тех районах, где имеются возможности для установления подлинности радиопередач, необходимо обратить особое внимание на проверку подлинности передач, отменяющих состояния опасности.

 

В. Передачи с сигналом безопасности

1. Когда самолет на маршруте полета попадает в опасные метеорологические условия, он должен связаться с наземной радиостанцией. При этом перед вызовом должен быть передан международный сигнал безопасности. Сигнал безопасности адресуется одной или нескольким определенным радиостанциям или же всем радиостанциям.

По радиотелеграфу сигнал безопасности передается в виде трех групп ТТТ, причем буквы каждой группы и сами группы должны быть четко отделены друг от друга. По радиотелефону сигнал безопасности передается словом S ECU RITE.

 

ПРИМЕРЫ

ОТВЕТ НАЗЕМНОЙ РАДИОСТАНЦИИ

По радиотелеграфу: По радиотелефону:

WHTBA DE WSY AR. _ Дуглас-123М. Я Нью-Йоркская авиалиния. Вас понял. Конец передачи. 2. Первая передача с самолета должна вестись на используемой им частоте для связи самолета с землей. Если же самолет не может установить связь со связной радиостанцией «земля—воздух», то он должен вести передачу на любой запасной частоте или на частоте для аварийных передач.

 

Частоты, выделенные для радиосвязи в условиях бедствия и аварийно-спасательных работ

 

А. Ниже приводятся частоты, которыми пользуются самолеты в чрезвычайных условиях. Необходимо точно знать как сами частоты, так и их преимущества и ограничения, а равно правила их использования.

1. Частота для регулярной радиосвязи самолета с землей.

2. Частота международного использования для авиационной связи при аварийном положении—121,5 мгц.

3. Частота для телефонной аварийной связи, установленная для международного судоходства,—2182 кгц.

4. Частота для вызова Береговой охраны—2670 кгц.

5. Частота международного использования для вызова и радиопередач в случае бедствия—500 кгц.

6. Частота международного использования для радиосвязи при аварийно-спасательных работах—8364 кгц.

7. Частота для радиосвязи «воздух—воздух».

8. Приводная частота для. радиосвязи «воздух—воздух».

Примечание. Диапазон частот от 200 до 400 мгц используется в настоящее время почти исключительно для связи в военной авиации. В настоящее время очень немногие самолеты гражданской авиации имеют оборудование, позволяющее вести прием и передачу на таких частотах. Однако в системе Администрации гражданской авиации несколько частот из этого диапазона выделено для радиосвязи, которая ведется междуштатными радиостанциями авиалиний Администрации гражданской авиации и диспетчерскими центрами и вышками с военными самолетами. Так, например, частота 243,0 мгц установлена для аварийной радиосвязи, частота 257,8 мгц—для ведения радиосвязи диспетчерскими вышками, частота 348,6 мгц— для управления воздушным движением с земли, частота 301,4 мгц—для связи с самолетами, летящими на высоте более 5000 м, а частота 255,4 мгц—для связи с самолетами, летящими ниже 5000 м.

Если самолету грозит опасность, то об этом необходимо широко объявить по радио. Прежде всего должны быть оповещены спасательные органы. Заблаговременное предупреждение об опасности в большой степени способствует успешному проведению спасательных мероприятий. Следует помнить о том, что при происшествиях с самолетами время играет чрезвычайно важную роль.

Б. Частоты для радиосвязи при аварийном положении.

В распоряжении пилотов имеются приемопередающие радиостанции, которые могут работать на самых различных частотах. Сюда в первую очередь относятся чрезвычайно важные частоты, на которых самолет держит связь с ближайшей радиостанцией Администрации гражданской авиации, метеорологической станцией, радиомаяком, все-направленным УКВ радиомаяком, с центром диспетчерской службы и др. Сюда можно отнести также ряд частот, используемых для радиосвязи на линиях отдельных авиакомпаний, а также Компанией авиационной радиосвязи АРИНК1. Какой бы частотой ни пользовался пилот для связи в чрезвычайной обстановке, он не должен переходить на другую частоту до тех пор, пока ему не будет предложено это сделать. Все прочие переговоры будут немедленно перенесены на другую частоту, для того чтобы освободить данный канал для связи самолета, терпящего бедствие. Надо помнить, что самолету, находящемуся в опасности, предоставляется право единоличного использования частоты до прекращения состояния бедствия или же до того момента, когда он передаст ведение передач на этой частоте другой радиостанции.

1. Частота международного пользования для радиосвязи при аварийном положении—121,5 мгц.

Федеральная комиссия связи получает много запросов относительно частоты 121,5 мгц, выделенной для международной авиационной радиосвязи при аварийном и бедственном положении. Эти запросы касаются характера допустимых радиопередач, видов разрешенных проверочных передач, а также непрерывного дежурства на этой частоте.

Частота 121,5 мгц выделена с целью обеспечения свободной связи между самолетом, терпящим бедствие или попавшим в чрезвычайную обстановку, и наземными радиостанциями. Самолеты не имеют права пользоваться этой частотой, если имеются другие специально предназначенные для них свободные частоты, обеспечивающие самолету нормальную связь.

Как правило, частотой 121,5 мгц пользуются в следующих случаях:

а) при аварийно-спасательных действиях для обеспечения связи на УКВ между самолетом и морскими судами, а также между самолетами в воздухе;

б) для восстановления связи терпящего бедствие самолета с землей;

в) для радиосвязи на УКВ между самолетом и морскими судами в случае, когда все другие УКВ каналы заняты;

д) для связи в чрезвычайных условиях, когда по не зависящим от пилота обстоятельствам связь между самолетом и наземными радиостанциями на обычных служебных частотах невозможна.

•В отдельных случаях частотой 121,5 мгц можно пользоваться:

1) для обеспечения связи самолета с землей в том случае, если передача на частотах, установленных для обычной связи, невозможна вследствие повреждения радиоаппаратуры;

2) для зап



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: