ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

В ОБУЧЕНИИ
1.1 Сущность понятия «личностный подход в обучении»…………………………… 8

Значение личностного подхода в обучении учащихся........................................ 16

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ В ОБУЧЕНИИ
2.1Организация урока с применением личного подхода к учащимся в обучении.. 19

2.2. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства………………………………………………… …………26

Заключение ………………………………………………………………………………29

Список использованных источников…………………………………………………..31

Приложение А
Приложение В
Приложение С
Приложение D

ВВЕДЕНИЕ


Меняется общий взгляд на образование, понимаемое как культурный процесс, "суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников"[4]. Ученика перестают воспринимать как объект целенаправленных педагогических воздействий. Он становится субъектом образования и своей жизни, инициатором и творцом процесса собственного учения, его системообразующим началом.
Изменение статуса ученика связано с изменением представлений о личности. Личность характеризуется самостоятельностью, независимостью, склонностью к рефлексии, способностью к творчеству, потребностью в самосовершенствовании и постоянной работе над собой. Современный мир нуждается в человеке, наделенном подлинной внутренней свободой, достоинством и личной ответственностью. В ответ на это требование педагогика выдвигает новые цели образования:
- создание условий для индивидуально-личностного развития учащихся;
- педагогическая поддержка детской индивидуальности.
В педагогическую науку и практику все настойчивее входят результаты новейших психологических исследований. Важное значение придается таким понятиям, как персонализация, самоидентификация, саморегуляция, самореализация. В современных условиях уже невозможно формирование личности с заданными свойствами, вполне удовлетворявшей советскую школу и советское общество. В связи с этим в современном образовании становятся очевидными тенденции, свидетельствующие о переходе на качественно новый этап.

К таким тенденциям следует отнести "отказ от передачи подрастающему поколению проверенных "истин" и усиление самостоятельной культуросозидающей функции образования" [25]. Инновационное мышление реализуется в созданных за последние десятилетия концепциях личностно-ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Основы личностного подхода были заложены в работах ученых – психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др. Истоки личностного подхода можно увидеть в классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского. Специфика личностно-ориентированного образования видится исследователям в восприятии ребенка абсолютной ценностью образования и воспитания, в создании в образовательном пространстве таких ситуаций, которые активизируют развитие не только познавательных, но и личностных функций учащихся.
В соответствии с Законом «Об образовании Республики Беларусь» государственная политика ориентирована на построение общеобразовательной системы, обеспечивающей развитие каждой личности с учетом ее потребностей и интересов, склонностей и способностей, всемерное поощрение таланта и образованности.
Основные принципы построения системы образования в РБ: доступность, научность, единство национального и общечеловеческого в обучении и воспитании, демократичность, гуманность, вариативность типов школ по содержанию образования и организации учебно-воспитательного процесса.
Многообразие и изменчивость окружающего мира побуждают личность к его осмыслению и освоению, структурированию, упорядочению и преобразованию. Динамизм и многоукладность социальной жизни делают этот процесс непрерывным (постоянно продолжающимся). И современная система образования должна быть ориентирована на формирование новых природо-социокультурных отношений охранно-созидательного типа между человеком, обществом, природой. Главной целью образования сегодня выступает развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира, созданию новых форм общественной жизни, культуры в целом. Именно эта деятельность и готовность к ней должны воспроизводиться и формироваться новым образованием. Современная ситуация такова, что от ответственности и деятельности каждого человека зависит благосостояние окружающих людей, природного мира, судьба планеты. Поэтому каждый человек должен обладать критическим мышлением, иметь плюралистическое мировоззрение, мыслить глобально, совершая локальное действие в многообразном, постоянно меняющемся мире. В этой связи основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:
ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;
изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования).
Педагог призван оказать учащимся помощь в познании себя, окружающего мира в усвоении и принятии общечеловеческих и культурных ценностей и норм, личностном и профессиональном развитии. При этом учебный предмет, наука рассматриваются как часть культуры, а научные способы познания — одними из форм человеческой жизнедеятельности. Обращение к культуре в целом предполагает выделение в содержании обучения объема современных научных знаний, соответствующих достижениям и открытиям в науке; определение общекультурного значения учебных дисциплин и культурологической составляющей в их содержании. Другими важными положениями новой парадигмы образования являются:
ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;
установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок — ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме — как показатель культуры общества).
Таким образом, образование должно готовить обучающихся к жизни в разнообразном, динамичном и противоречивом мире. В этих условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации. При этом деятельность по известному образцу чаще всего неприемлема. Однако в школе не получили широкого распространения способы и технологии анализа и понимания разных ситуаций (исторических и современных, в мире и в стране, в школе и в классе, в семье и на улице, и т. д.), а также пути и технологии построения нешаблонного поведения в новых условиях. Вместо этих умений, необходимых человеку в самостоятельной жизни, у учащихся чаще формируются навыки-автоматизмы, связанные с выполнением несложных операций и ограничивающие понимание новых ситуаций и освоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.
Выход видится в переходе от «школы памяти» к «школе мышления и действия», т. е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика развитой системы мыследеятельностных способностей.
Следовательно, важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.
Актуальность данной работы заключается в том, что личностный подход позволяет решить задачи обучения, не решаемые в рамках других педагогических подходов и его востребованность в современной педагогике. При личностном подходе к учащимся основной целью образования становиться развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости. В процессе обучения учитываются ценностные ориентиры ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира.

Цель исследования: выявить особенности личностного подхода к учащимся в процессе обучения.
Объектом курсовой работы является личностный подход в обучении.
Преметом - личностный подход к учащимся в обучении.
Основные задачи курсовой работы:
изyчить и проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования;
раскрыть и обосновать сущность понятия «подход к обучению», «личностный подход»;
рассмотреть организацию урока с применением личного подхода к учащимся в обучении;
выявить эффективность использования личностного подхода в обучении к учащимся.
Методы исследования: анализ понятийно-терминологической системы, педагогической литературы; исследование практического применения личностного подхода; разработка рекомендаций.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ


1.1 Сущность понятия «личностный подход в обучении»

 

Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель – ученик» в последнее время получил название авторитарной педагогики.

Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика. Так, профессора В. Г. Пряникова и З. И. Равкин полагают, что «личностно-ориентированный подход к каждому ученику» был уже у Конфуция (VI–V вв. до н. э., Китай). Эти идеи мы найдем у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в., Франция) Эразма Роттердамского (XV–XVI в., Голландия) и др. Педагогические мысли Ж.-Ж. Руссо (XVIII в., Франция), Л. Н. Толстого (XIX – начало XX в., Россия) также пронизаны требованиями уважения к личности ребенка, идеей свободного воспитания. В середине XX в. и позднее о себе заявили представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль,Р. Берне и др.). Я-концепция, которую они разработали, исходит из того, что поведение человека есть внешнее проявление его внутреннего мира. Школьное обучение будет успешным только тогда, когда учитывается реальная Я-концепция учащегося любого возраста. Этот фактор может быть и стимулирующим, и тормозящим учебную деятельность. Я-концепция признает изначальную ценность человека как уникальной личности.

Эти идеи под названием «личностный подход» разрабатывают с начала 80-х годов российские и белорусские педагоги и психологи К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, В. В. Давыдов, В. Е. Зинченко, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.). [18]

Прежде чем дать комплексное определение понятию «личностный подход в обучении», дадим сначала определения его составляющим понятиям: «обучение», «подход» и «личностный».
В.А. Сластенин считает, что «Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» [26].
Бордовская Н.В. и Реан А.А. дают такое определение: «Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение» [8].
«Обучение – 1. Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека; 2. Планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности»[27].
И.П. Подласый же считает, что обучение – это сложный процесс, и дать полное и всестороннее определение ему очень трудно. Он дает такое определение: «Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» [22].
В подтверждение этих слов можно привести определение данное в педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. «Обучение - 1. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. Пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. Целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4. Двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение)» [13].
Теперь дадим определение понятию «подход». В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение:
«Подход - совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [17].
Данное определение дает общее представление об этом понятии, поэтому необходимо рассмотреть «подход» с различных точек зрения. Так, например в социологическом словаре приводится следующее определение:
Подход - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории подход, обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы.
Рассмотрев понятия «обучение» и «подход» по отдельности, следует дать теперь определение «подхода к обучению» в целом.
Подход к обучению - базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний. Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь тактической моделью процесса обучения.
Зимняя И.А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). [11]
В различных науках категория «личность» трактуется по-разному. В психологии, например, под личностью понимается человек, достигший определённого уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»[7]

. Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности». Во взглядах большинства современных социальных философов (А. Г. Спиркина, В. С. Барулина, О. А. Митроненкова) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик. Другая группа философов (С. Э. Крапивенский, И. А. Гобозов, А. Е. Ерыгин и др.) придерживаются точки зрения, при которой всякая личность является человеком, но не всякий человек – личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственность за свои действия или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.
Степень проявления индивидуальности у разных людей различна. Поэтому человек становится личностью, когда начинает проявлять свою индивидуальность, обладая представлением о собственном «Я». И. Кант даёт следующее определение личности: «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своём «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность».
Исходя из этого, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Личность – это конкретный человек как носитель разума, сознания и социальной ответственности. Чем креативнее сознание и чем выше самосознание человека, тем полноценнее и ярче проявляет себя личность.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями. Личностный подход, по К.К.Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуальнопсихологических особенностей.
Личностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.
Личностный подход предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуальнопсихологические, статусные особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания, задания в условиях личностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность. Существенно подчеркнуть, что в своем личностном компоненте этот подход может быть соотнесен с формируемым на основе гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходе, центрированном на ученике — student-centred approach. В современных отечественных работах (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) выдвигается целостная концепция личностно ориентированного обучения. Согласно этой концепции, обучение направляется на развитие личности ученика, который «изначально является субъектом познания» (И.С. Якиманская), предполагая специальную организацию его учебной деятельности. Поэтому точнее личностно-ориентированный подход соотнести с более общим личностно-деятельностным подходом, ибо организация учебной деятельности обучающегося, взаимодействие с ним — самостоятельная проблема. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «сделать личностный аспект единственным - значит закрыть себе путь для исследования закономерностей психической деятельности» и тем более, добавим, деятельности и поведения человека в целом.

Краткие характеристики личностного подхода собраны воедино и для четкого обозначения его специфики изложены в тезисной форме.

Парадигма. Личностная парадигма предполагает такую организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности обучаемого, его самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Здесь на первый план выходят задачи организации законосообразной (природосообразной и культуросообразной) деятельности ученика.

Ценностные ориентации. Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Педагогическое целеполагание. Сущность личностно-ориентированного обучения раскрывается через создание условий для их (личностных функций) акти­визации на основе личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа.

Отбор содержания образования. И. С. Якиманская включает

1) предметы, представления, понятия;

2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);
3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы» «Содержательно личностный опыт переживания обеспечивается за счет противоречивости точек зрения, несоответствия иерархии смыслов, неоднозначности учебного текста, изменения статуса и др., задаваемых в условиях учебной ситуации» [2]

Методы реализации образования.

наличие комфортных и безопасных условий обучения;

осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

формирование и развитие мышления;

учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Методологические принципы. Личностно-ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не "учет", а "включение" его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.

Основной практический метод подхода. В качестве «единицы» в рамках личностно-ориентированного обучения рассматривается учебная ситуация. Подобный «масштаб» как бы снизу определяет требования к организации всех компонентов дидактической модели учебного процесса. Однако это не означает подстраивания обучения под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности «природе» учащегося, востребованность его личности.

Принципы обучения. Личностные функции рассматриваются В.В. Сериков не как характерологические качества личности, а как проявления человека, которые и реализуют феномен «быть личностью».
мотивирующая (принятие и обоснование деятельности);
опосредующая (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
коллизийная (видение скрытых противоречий действительности);
критическая (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
рефлексивная (конструирование и удержание в сознании стабильного образа «Я»);
смыслотворческая (личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов. Чем чаще задумывается, зачем живет, тем больше развита);
ориентирующая (построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения);
функция обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая, самореализующая (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими), обеспечение уровня духовности в соответствии с притязаниями (предотвращение редукции жизнедеятельности к утилитарным целям).
Таким образом, обобщая вышесказанное личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий» [26].

 

 

1.2 Значение личностного подхода в обучении учащихся

 

Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях.
Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику как к личности.
В центре всей воспитательной работы учреждений должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая цель, смысл педагогической заботы. Именно это и является основой личностно ориентированного подхода.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанника. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
Гуманизацию учебно-образовательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
максимально опирался на собственную активность личности;
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Но как сочетать, а главное - как реализовывать столь разнонаправленные задачи: с одной стороны, сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний, а с другой - находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности, о которых говорилось выше.

При этом необходимо подчеркнуть, что современный урок стал очень гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда его можно назвать личностно-ориентированным.

 

 

2 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
ПРИ ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: