Организация личностно ориентированного урока




Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Важна при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета. В работе при организации личностно ориентированного урока важно учитывать следующие рекомендации:

использование разнообразных форм и методов организации урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую);

создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность. Избирательность к способам работы;

обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность. Стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

К критериям анализа личностно ориентированного урока относятся:

Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;

сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;

гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей;

стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения задания;

использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и учётом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;

преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог);

предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения т. п.

Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно ориентированный урок.

Итак, его особенности:

конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;

продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;

проведение наблюдений за школьниками;

предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;

продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

Личностно ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Отличия традиционного и личностно ориентированного урока

  личностно ориентированный урок традиционный урок
1. Методика
1. Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; проблемного обучения, дифференцированного обучения На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников
2. Наличие заданий творческого уровня Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения
3. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую самостоятельность при выборе способов решения учеб задач Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем
4. Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность
5. Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария
6. Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников Домашнее задание едино для всех учеников
2. Мотивационный аспект
7. На уроке создается эмоционально-положительное отношение к изучаемому предмету Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке
8. Поощряется выполнение заданий повышенной сложности Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач
9. Высокая познавательная активность на уроке Познавательная мотивация не сформирована
3. Учебная деятельность ученика
  Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся: осознанное целеполагание; индивидуальная постановка учебной задачи; высокий уровень самоконтроля; развитый рефлексивный анализ. Критерии учебной деятельности не определены: ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы; учебная задача формулируется учителем; деятельность учеников контролирует учитель; самоанализ не поощряется.

Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда:

учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии;

учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке;

субъективная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа;

учебный процесс будет организован через диалог или полилог.

Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Можно предложить основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:

учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.

Применение на уроке разнообразного дидактического материала:

использование учителем различных источников информации. побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

Цель дидактического материала, применяемого на уроке, состоит в

том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Использование дидактических материалов на уроках ИЗО.

Приложение А

Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке изобразительного искусства:

 

Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке
Приложение В

Использование исторического материала

Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь изобразительного искусства, повышается интерес к предмету.

Приложение С

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: