Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Важна при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета. В работе при организации личностно ориентированного урока важно учитывать следующие рекомендации:
использование разнообразных форм и методов организации урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую);
создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность. Избирательность к способам работы;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность. Стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
К критериям анализа личностно ориентированного урока относятся:
Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;
сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;
гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей урока (его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей;
стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения задания;
использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и учётом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;
преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог);
предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения т. п.
Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.
Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно ориентированный урок.
Итак, его особенности:
конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
проведение наблюдений за школьниками;
предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
Личностно ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Отличия традиционного и личностно ориентированного урока
личностно ориентированный урок | традиционный урок | |
1. Методика | ||
1. | Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; проблемного обучения, дифференцированного обучения | На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников |
2. | Наличие заданий творческого уровня | Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения |
3. | Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую самостоятельность при выборе способов решения учеб задач | Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем |
4. | Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала | Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность |
5. | Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения | Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария |
6. | Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников | Домашнее задание едино для всех учеников |
2. Мотивационный аспект | ||
7. | На уроке создается эмоционально-положительное отношение к изучаемому предмету | Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке |
8. | Поощряется выполнение заданий повышенной сложности | Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач |
9. | Высокая познавательная активность на уроке | Познавательная мотивация не сформирована |
3. Учебная деятельность ученика | ||
Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся: осознанное целеполагание; индивидуальная постановка учебной задачи; высокий уровень самоконтроля; развитый рефлексивный анализ. | Критерии учебной деятельности не определены: ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы; учебная задача формулируется учителем; деятельность учеников контролирует учитель; самоанализ не поощряется. |
Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда:
учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии;
учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке;
субъективная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа;
учебный процесс будет организован через диалог или полилог.
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Можно предложить основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечить контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.
Применение на уроке разнообразного дидактического материала:
использование учителем различных источников информации. побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля. |
Цель дидактического материала, применяемого на уроке, состоит в
том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.
Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.
Использование дидактических материалов на уроках ИЗО.
Приложение А
Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке изобразительного искусства:
Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке
Приложение В
Использование исторического материала
Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь изобразительного искусства, повышается интерес к предмету.
Приложение С