1.Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь (Программа) https://belzakon.net//1996/93446
2.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. С. 66-67
3.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основапедагогического процесса.-Мн.: Университетское, 1990.-560 с.
4.Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к «П.С.».-2001.-№32. с. 6-10.
5.Бондаревская, Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании / Е. В.Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.- Ростов н/Д.: Ростиздат, 2006.
6.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учебное пособие.- Москва; Ростов н/Д, 1999.- 240 с.
7.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука, 1968. -464 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
9.Государственный экзамен по педагогике: методические рекомендации: для студентов педагогического факультета / Т.А.Старовойтова, М.А.Бесова, Г.С.Поддубская; Министерство образования Республики Беларусь, Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова
10.Жук А.И., Казимирская И.И., Коновальчик Е.А. Основы педагогики Учебное пособие. Минск: Аверсэв, 2003.- 349 с. [текст]
11.Зимняя И.А. Гостеева И.В. «Педагогическая психология» Доклад МО-1
https://www.doc.knigi-x.ru/22pedagogika/573142-1-doklad-mo-1-gosteevoy-zimnyaya-pedagogicheskaya-psihologiya-lichnostniy-podhod-obucheniyu-svoemu-opredeleniyu-t.php
12.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса.- Мн.: Выш. шк., 2002.- 95 с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
14.Лысенкова С.Е Методом опережающего обучения.- М: Просвещение., 1988.- 192 с. С.З
15.Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч.-2006.-№2. с.5-12.
16.Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
17.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 6-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2006. — 944 с.
18.Педагогика. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.[Текст]
19.Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И.Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. Ред. И.И. Цыркуна.- Минск: БГПУ, 2012.- 516 с.
20.Педагогические технологии: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Кукушкина.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2004. – 336 с.
21.Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. - М.: «КСП+», 2003. – 432 с. С.7
22. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
23.Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
24.Селевко Г.К. Современные образовaтельные технологии. Народное образование. – М., 1998. С 35
25.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем, М.: Логос, 1999. С 5.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 576 с.
27. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
28.Степаненков Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 496 с.
29. Харламов Н.Ф. Педагогика: учеб. / Н.Ф. Харламов.- 7-е изд. - Мн: Университетское, 2002.- 560 с.
30.Шкуратова М.А. Уроки изобразительного искусства.- Мозырь: Белый ветер, 2014.-131 с.
31.Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
32.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007.
|
|
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности уроков изобразительного искусства.
Статьи, методические материалы по теории искусствознания и методике изобразительного искусства
Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - Режим доступа: https://www.art-education.ru/AE-magazine/
Электронный журнал «Искусство» издательского дома «Первое сентября». - Режим доступа: https://art.1september.ru/index.php
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: https://festival.1september.ru/
Открой искусство. Словарь терминов изобразительного искусства. - Режим доступа: https://artdic.ru/index.htm
Словарь терминов изобразительного искусства с иллюстрациями. - Режим доступа: https://window.edu.ru/resource/600/78600
РАО Институт художественного образования (ИХО). - Режим доступа: https://www.art-education.ru/
Сайты полезны для тех, кто учится по художественной специальности, готовится поступать или преподает. Представлены рисунок, живопись, композиция, наброски, видео уроки, мастер классы, книги ит.д.
|
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки - Режим доступа: https://academy.andriaka.ru/
Школа акварели Сергея Андрияки. - Режим доступа: https://vk.com/andriakaschool
Академическая живопись - Режим доступа: https://vk.com/academic_drawing
Музей филимоновской игрушки. - Режим доступа: https://www.filimonovomuseum.ru/museum/video.html
Приложение А
Дидактический материал | Примеры Название | Применение |
1.Тесты проверочные и контрольные | По темам: - искусствознание; -виды ИЗО: живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ; - первобытное искусство; - искусство Древнего Египта; - искусство Древней Греции и Рима; - Искусство средневековой Западной Европы; - искусство эпохи Возрождения; - искусство Беларуси. | Используются для закрепления нового материала по теме урока, как индивидуально, так и в парах, по группам. Используются для проверки знаний уч-ся (индивидуально). |
2.Шуточные и игровые задания и тесты. | - Художественные омонимы. - Анаграммы. - Загадки и шарады. - Словесное сложение. - Верификатор. - и другие. | Используются (индивидуально, в парах, группах) для повторения и закрепления знаний. Используются для эмоциональной разрядки, снятия напряжения и поднятия хорошего настроения. |
3.Раздаточный материал: - Схемы - таблицы - Карточки с заданиями - Карточки для сравнения - Игровые карточки - Таблицы с поэтапной работой над изображением | -«Символы древних образов сил природы: знаки воды, земли, солнца и растений» -Кроссворды по теме: «Музеи мира и Беларуси» -«Храмы и кремли Руси и архитектура Беларуси» -«ИЗО лото» -«Построение изображения головы человека в пространстве» | Использование на каждом учебном занятии (индивидуально). -Использование для росписи чаши-календаря, русской прялки, полотенца и народных костюмов. Ознакомление, закрепление и применение на практике. -Использование для закрепления и повторения темы. -Уметь сравнить изображения и определить различие в архитектуре. Использование для закрепления нового материала и повторение ранее пройденного. -Используются для проверки знаний по цветоведению, русских народных промыслов, видов ИЗО -Использование для ознакомления с новым материалом по теме: «Изображение человека». |
4. «Музей в чемодане» | Использование на уроке в оставшееся свободное время от практической работы (уч-ся уже справился с темой) для повышения своей художественной грамотности. | |
5.Шаблоны: - фигуры человека - предметов | Кукла – шаблон для создания костюмов различных исторических эпох «Развёртки геометрических тел» | Используются для экономной траты времени над изображением, ознакомления с новым материалом. |
Художественные омонимы.
Не только воспитание, но и школьный предмет (Дисциплина)
Не только вид одежды, но и школьная отметка (Тройка)
Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения функции, но и художник. (График)
Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)
Не только характер, нрав и темперамент человека, но и реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. (Натура)
Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама)
Верификатор.
Скажи «да» или «нет» на утверждение.
Этюдник – это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом помещения этюда.)
Художники – профессионалы предпочитают коленкоровые кисти. (Нет, колонковые.)
Живописцев, работающих маслом, во много сотен раз больше, чем акварелистом. (Да.)
До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Живописцы в основном писали парадные портреты.)
Силуэт – это фамилия важного французского вельможи. (Да. Жил во Франции в XVIII веке Этьен де Силуэт. Служил он при дворе короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. О его скупости, расчётливости и подозрительности было сложено множество анекдотов. Однажды на господина Силуэта кто-то из придворных нарисовал необычную карикатуру в виде тени. И подписал: «Силуэт». С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени, повторяющие очертания предметов.)
Картина Георгия Нисского «Радуга» написана с натуры. (Нет. Её художник написал по воображению, вдохновлённый «Радугой» Архипа Куинджи.)
Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. (Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 г.)
Пазл «Составь картину».
Из кусочков – пазлов составь картину, определи её название и автора по приведённому тексту:
«Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок».
Ответ: Иван Иванович Шишкин и его работа «Корабельная роща» - последняя большая картина, необыкновенно цельная и монументальная по композиции, выполненная в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.
Приложение В
Назначение | Речевые обороты |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | У вас обязательно получиться.. Я даже не сомневаюсь в успешном результате. |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | Возможно, лучше всего начать с.. «Выполняя работу, не забудьте.. |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.. |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | Только ты и мог бы.. Только тебе я и могу доверить.. Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.. |
Побуждает к выполнению конкретных действий. | Нам уже не терпится начать работу.. Так хочется поскорее увидеть.. |
Помогает эмоционально пережить не результат, а в целом, а какой-то его отдельной детали. | Тебе особенно удалось то объяснение.. Больше всего мне в твоей работе понравилось.. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы. |
Приложение С
Что сделано | Кто сделал | |
Как Павел Третьяков соревновался с императором ради создания самой знаменитой картинной галереи в Москве | Братья Третьяковы – Павел Михайлович и Сергей Михайлович | |
Что особенного в пейзажах, которые называют самыми итальянскими: Ведута и каприччио | А.М. Васнецов. Шум старого парка М. Махаев. Вид на Фонтанку Ф. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота М. Риччи. Римские руины Ян Вермеер. Вид Дельфта | |
Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад | «Девушка с письмом» кисти Яна Вермеера | |
Шифры, знаки и автопортреты: Как художники прошлого подписывали свои картины | Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» автопортрет художника - его фигура – крайняя справа, взгляд устремлен на зрителя. На картине Доссо Досси указанием на авторство служит кость. Произведения Пассеротти отмечены фигуркой воробья. На картине Феличе Бозелли в левом верхнем углу – кот. | |
Зонтик для фараона и Папы Римского: Как в древности использовали этот аксессуар | Древний Египет. Росписи из гробницы писца Нахта, Фивы. Новое царство,конец XV века до н.э. Зонт на росписи древнегреческой вазы. Фреска на стенах капеллы Св. Сильвестра в римском храме Sancti Quattrocoronati. Император Константин передает фригий (тиару) Сильвестру, (предп. 1246 г.). Человек сбоку держит папский зонт. | |
Какие загадки о шедеврах Леонардо да Винчи открылись в XXI веке | Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане | |
Утончённое рококо, хрупкие пастушки и арлекины | картины русского художника-эстета Константина Сомова | |
Как воспитывали детей в королевских семьях: Держи подбородок в шее, пой, когда говоришь, и другие монаршие правила | Портрет инфанты Изабеллы кисти Марка Натье. Последний принц Франции, Луи Шарль, дарил маме цветы, которые вырастил сам. | |
10 случайный открытий, которые были сделаны благодаря древнему искусству | Фрески в восьмиугольной гробнице Новые линии Наска Первый Иисус в Трапезице Ретро-могила Последствия римской грамотности Идентичность татуированной женщины в египетской гробнице в Луксоре. Облачка с речью Реальная дата разрушения Помпей Разрисованный ларарий Затерянная цивилизация | |
Как рисунок Врубеля едва не стал причиной дуэли между фабрикантом Кузнецовым и художником Серовым | Яблоко раздора | |
Как меценат Савва Мамонтов возродил русскую керамику: Уникальная майолика Абрамцева | Майолика Александра Головина. Братина «Петух» с ковшами в виде куриц. А. Головин. Блюдо с растительным орнаментом. Скамейка М. Врубеля. Абрамцево. Камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» в Третьяковской галерее. Фриз на здании Третьяковки. | |
Загадочные самшитовые миниатюры: Готические шедевры XVI века величиной с орех | «Вход Господень в Иерусалим», «Христос несёт крест» (миниатюра в закрытом и открытом виде). «Страшный Суд», «Коронование Девы Марии». |