Енакиев Федор Егорович 1852-1915




План изучения нового материала

1.Роль английского промышленника Джона Юза в основании Донецка.

2.Федор Енакиев.

3.Петр Горлов.

4.Алексей Алчевский.

5. Предприниматели Иловайские.

1.Джон Юз 1814 – 1889

Джон Д. Хьюз родился в 1814 г. в Мертир-Тидвиле, одном из самых богатых промышленных городов Южного Уэльса, в семье инженера-валлийца. Юноша получил домашнее образование и некоторое время работал под началом отца на заводе Сайфарта. а затем решил открыть собственное механическое производство в Ньюпорте. В 1860 г. Джон стал директором железопрокатного завода. Металлург-самоучка уделял большое внимание разработке рецептов бронированной стали. Во время выполнения заказа Хьюз побывал в Кронштадте, где продукцией его завода укрепляли форт «Константин», и познакомился с русскими военными инженерами – генералом Э.И. Тотлебеном и полковником О. Терном. Последний и предложил принять выгодную концессию – постройку на юге страны «завода для выделки железных рельсов». По договору, который был Высочайше утвержден 18 апреля 1869 г., британский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество с капиталом в 3 млн рублей. Через месяц необходимые средства были найдены, устав Новороссийского акционерного общества был утвержден, а Джон был избран инвесторами на должность директора -распорядителя будущего завода. Место для закладки металлургического завода было выбрано на правом берегу реки Кальмиус, южнее села Александровка, где был свой каменный уголь. Возле соседнего села Стыла находились залежи железных руд, а рядом с селом Еленовка необходимый камень – известняк. Источником водоснабжения служила река, рабочей силой обеспечивали близлежащие села. Летом 1870 г. из Южного Уэльса было отправлено оборудование и инструменты. Следом за ними по тому же маршруту отправились около сотни специалистов – металлургов и шахтеров. Восемь груженых кораблей прибыли в порт Таганрога, оттуда по степи на быках добрались до места. Результатом титанических усилий коллектива, возглавляемого Юзом, стал пуск домны в апреле 1871 г. Через три дня работа печи была остановлена, вторично домна была пущена 24 января 1872 г., и с этого времени завод не останавливался ни на минуту несколько десятилетий. Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими и кузнечными мастерскими, водокачкой и водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же момента была начата карьерная разработка камня, извести, глины и производство огнеупорного кирпича. В том же 1879 г. сварили первую мартеновскую сталь и уже в следующем году были произведены стальные рельсы, качество которых не уступало английским аналогам. «Новороссийское общество» имело 15 собственных паровозов и 35 вагонов, а также владело самостоятельно построенными железнодорожными путями широкой колеи, которые были связаны с новой Екатерининской веткой. Завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались электричеством. По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механических заводов получавших уголь, чугун, железо и сталь от главного предприятия. «Новороссийское общество» имело свои представительства в различных городах Российской империи – Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве, Клеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Мариуполе и др. Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, в сжатые сроки успешно организовавшего производственный процесс многопрофильного железоделательного комбината. В историю отечественной металлургии английский бизнесмен вошел как первый специалист, организовавший обширную выплавку чугуна из местных руд на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 18 90-х гг. С целью заключения новых договоров с правительством летом 1889 г. он отправился в Петербург. Там, в гостинице «Англетер» Джон Хьюз внезапно заболел и 17 июня скончался…

Енакиев Федор Егорович 1852-1915

Енакиев Ф.Е. - инженер путей сообщения, статский советник. Промышленник, один из основателей Енакиевского металлургического завода. Основатель города Енакиево. Федор Егорович родился 11 января 1852 г. в семье потомственных дворян. Окончив в 1876 г. институт, он вместе с институтским дипломом и званием гражданского инженера получает право на чин коллежского секретаря. Свою трудовую биографию Ф. Енакиев начал на Николаевской железной дороге. В начале 90-х гг. он учреждает Общество подъездных железнодорожных путей и активно берется за его организацию. Изучив возможности строительства металлургического завода в Донецком крае, предприниматель начинает искать сторонников и финансы для реализации этого проекта. В конечном итоге его идею поддерживают инженер Б. А. Яловецкий и бельгийские предприниматели Октав Неф-Орбан и Оскар Бие. Федор Егорович добивается того, что в 1895 г. в трех километрах от старого завода, на землях, приобретенных Русско-Бельгийским обществом у князя Долгорукого, началось сооружение нового металлургического завода, получившего то же название — Петровский. Строительство продолжалось почти два года и потребовало от начинающего донецкого промышленника напряженной и кропотливой работы — по подбору специалистов и рабочих кадров, отработке технологических циклов, закупкам и транспортировке необходимых механизмов и материалов. Напряженная работа не пропала даром: 27 ноября 1897 г. была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла. Одновременно с заводом были построены каменноугольные рудники: Веровский, Нарьевский, Бунге. Рядом с предприятиями росли рабочие поселки, которые вбирали в себя как местных жителей, так и пришедших на заработки людей из различных регионов Украины и России. Федор Егорович Енакиев большое внимание уделял развитию социальной инфраструктуры заводских поселков. Отмечая его заслуги в этом направлении, Бахмутское уездное и Екатеринославское губернское земские собрания в 1898 г. приняли решение местность, где были расположены Петровский завод, рудники и поселки Русско-Бельгийского металлургического общества, назвать именем его основателя — Енакиево.

 

 

Петр Горлов 1839 - 1915

Горлов Петр Николаевич, один из пионеров развития угольной промышленности Донбасса, основатель города Горловка, родился 11 (23) мая 1839 года в семье бывшего председателя Иркутского губернского правления, действительного статского советника Николая Петровича Горлова. В 1859 году Горлов Петр Николаевич окончил петербургский институт Корпуса горных инженеров. С этого времени в течение четверти века он трудился в Донбассе, разведывал и разрабатывал угольные месторождения, строил шахты. Начав со службы на Лисичанском руднике, продолжил трудовую деятельность в Области Войска Донского. Здесь он стал составителем третьей пластовой карты в России – Грушевского месторождения (совр. Шахтинский район Ростовской области России); участвовал в строительстве Грушевского рудника; был устроителем и смотрителем водоотлива на нем. В 1865-1866 годах был награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны 3-х степеней.

В 1868 году Горлов Петр Николаевич был приглашен для устройства рудников и копей вдоль линии строившейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Он убедил строителя дороги С.С. Полякова купить участок угленосной земли у крестьян с. Железного, на котором усовершенствовал добычу угля на двух бывших крестьянских шахтах. В 1871-1873 годах Горлов Петр Николаевич построил на этом месте мощную шахту "Корсуньская копь" (совр. ш-та "Кочегарка"), которая по техническому оснащению и организации горных работ была одной из лучших шахт Донбасса. Здесь, впервые в России, Горлов Петр Николаевич внедрил потолкоуступный способ обработки крутопадающих угольных пластов, который применяется и сегодня. Современники считали это особой заслугой Петра Николаевича.

Возникший около "Корсуньской копи" горнозаводской поселок и железнодорожная станция Корсунь в середине 1880-х были названы в честь П.Н.Горлова – Горловкой.

По инициативе талантливого инженера в 1878 году в Горловке было открыто второе в Донбассе учебное заведение для подготовки специалистов угольной промышленности - Горное училище имени С.С.Полякова (ныне Горловский техникум ДонНУ).

С конца 1870-х до середины 1880-х Горлов Петр Николаевич жил в Харькове, где неоднократно избирался гласным Городской Думы и председателем городских технических комиссий; участвовал в проектировании зданий Харьковской биржи и Харьковского Дома, где заседала Дума (сегодня в реконструированном здании находится городской Совет).

Немало сделал Горлов Петр Николаевич для развития Донецкого угольного бассейна, как один из учредителей и деятелей Съезда горнопромышленников Юга России, и как член Императорского Русского технического общества.

"За отлично-усердную службу и особые труды" Петр Николаевич в 1874 году был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени, а за особые заслуги после участия во Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года – орденом Святой Анны 2-й степени. Его многолетняя плодотворная деятельность в Донбассе завершилась выходом на пенсию "с мундиром" в 1884 году. В 1885-1892 годах Горлов Петр Николаевич разрабатывал Тквибульское угольное месторождение на Кавказе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: