Иоганн Себастьян Бах
(21 марта 1685 — 28 июля 1750)
Немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог.
Бах написал более тысячи музыкальных произведений в практически всех известных на тот момент жанрах. Бах не работал лишь в жанре оперы. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые — переработанными версиями своих произведений.
Интересные факты о детстве Баха.
Потеряв родителей, Иоганна Баха взял к себе старший брат. Именно он начал давать уроки маленькому мальчику и стал ему первым учителем музыки.
С самого детства маленький Иоганн очень любил засыпать под музыку.
Ещё ребёнком он любил слушать, как на органе играл его дядя, а потом — брат. Через какое-то время он сам становится органистом.
Маленькая прелюдия ре минор И. С. Бах.
Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
|
Удивительные факты о жизни Баха.
В начале 18 века было принято решение о создании общества, которые будет заниматься изучением творчества великого композитора. Уже в середине этого века общество было создано и получило название «Баховское общество».
В честь великого композитора было установлено 11 памятников, которые расположены в Германии.
Жизнь и творчество композитора отображаются в более двадцати документальных фильмах.
Музыка Баха была запущена в космос на золотой пластине, которую отправили на космическом корабле «Вояджер».
Трёхголосная инвенция до минор И. С. Бах
Инвенция - небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники: в виде имитации, канона, простого и сложного контрапункта.
Иоганн Себастьян Бах писал инвенции и симфонии для своих учеников как приготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и развития способности к исполнению сложной полифонической музыки на клавесине. Название для своих пьес композитор подобрал точно, так как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов.
«Новая кукла» П. И. Чайковский
Пьеса — от фр. Pièce - кусок, отрывок, часть — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и радиоспектаклей.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц — диалоги и монологи, — и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда — особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т. д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т. п. Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие — явления, эпизоды, картины. В музыкальном искусстве термин пьеса, как правило, употребляется в качестве видового названия произведений инструментальной музыки.
|
Композитор
Пётр Ильич Чайковский
(25 апреля 1840 — 6 ноября 1893)
Русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.
Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов в музыке.
Интересные факты о жизни Чайковского
Интересен факт, что изначально композитор стеснялся собственного голоса, поскольку по его мнению он был «скрипучим и неприятным».
Любопытно, что Чайковский считал себя неважным пианистом.
|
По каким-то причинам Петр Чайковский уничтожил 2 из 20 собственных опер – «Ундину» и «Воеводу». От последней уцелел лишь маленький фрагмент.
«Колыбельная песнь в бурю» П. И. Чайковский
В Колыбельной песни в бурю Чайковский отображает мать и ребёнка в люльке. Мать качает ребёнка и в песне просит бурю утихнуть, чтобы малыш не проснулся. Также она думает про будущее сына, «Каким же он вырастет? Будет хулиганом и безобразником или благородным, добрым человеком?» Она тревожится не только за будущее, но и за эту ночь, сон своего ребёнка. Вдруг буря унесёт его от матери. Или он проснётся, а мама не заметит и с ним что-нибудь случится. В пьесе есть момент, когда буря рвёт ветки, пытается ворваться в комнату, и малыш начинает просыпаться. Но он скоро успокаивается, ведь слышит родной мамин голос и только крепче от этого засыпает.
Тема творчества Чайковского – жизнь человеческого духа, столкновение добра и зла, борьба со злом, которое не всегда победимо. Трагедийность – переживания человека, его страдания, надежды, стремление к свету и невозможность его достижения определяет главную тему творчества П. И. Чайковского. Чайковский стремился к выражению в музыке вечных философских тем. Сила эмоционального напряжения и воздействия его музыки огромна. Это достигается стремлением к развитию, преобразованием образов. Мелодика, гармония, инструментовка, форма подчинены выражению психологического состояния человека. Простая, близкая русской песне, романсу мелодика делают музыку Чайковского очень доступной. Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная».
Колыбельная звучит не совсем привычно для колыбельных – немного тревожно и грустно.
«Колыбельная» Глиэр Р. М.
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора.
Композитор
Рейнгольд Морицевич Глиэ́р
(30 декабря 1874 — 23 июня 1956)
Советский, украинский и российский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1938). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950). Автор музыки гимна Санкт-Петербурга.
«Вальс-шутка» Д. Шостакович
Вальс — общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Композитор
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
(11 сентября 1906 — 9 августа 1975)
Русский и советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.
Герой Социалистического Труда (1966). Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974).
В 1957—1974 годах — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 годах — председатель Правления Союза композиторов РСФСР.
Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
“Родно-танец» Кабалевский
Рондо (от итал. rondo, развившегося из фр. rondeau — «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
Композитор
Дмитрий Борисович Кабалевский
(17 декабря 1904 года — 14 февраля 1987)
Советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель.
Учился в трёхклассном городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву, где в 1922 году окончил сов. школу II ступени № 35. Музыкальное образование получил в 3-й музыкальной школе и Музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского), который окончил в 1925 году. В 1930 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского и по классу фортепиано у А. Б. Гольденвейзера.
Самостоятельную работу начал в 1922 году — аккомпаниатор, секретарь и управделами Музыкального техникума им. А. Н. Скрябина. С 1925 года начал педагогическую деятельность в этом техникуме.
Интересный случай из жизни Дмитрия Кабалевского
Несмотря на то что Кабалевский был "дважды крещен", он все же стал атеистом, о чем не раз повторял на встречах с советскими пионерами. Митю Кабалевского крестили 9 января 1905 года, в день Кровавого воскресенья, когда на улицу выходить было небезопасно. Родители нашли какого-то батюшку, который на дому крестил ребенка. Через полтора года Митя снял с шеи крест, намотал на цепочку и проглотил. На изумленные вопросы, зачем он это сделал, ребенок твердо отвечал: "Так надо!"
Но крест был весьма большой, а цепочка длинная, решено было делать ребенку операцию, до которой, правда, не дошло: крестик и цепочка вышли сами. Хирург по этому поводу пошутил:
- Митя теперь крещеный и снаружи, и изнутри.
«Музыкальный момент» Ф.Шуберт.
Термин «Музыкальный момент» возник в 30-40-х годах XIX века. В 1823—1828 годах композитор Франц Шуберт написал 6 музыкальных пьес (op. 94), изданных в 1828 году. Название этим его произведениям придумал издатель М. Лейдесдорф, бывший одновременно композитором. Незадолго до этого он опубликовал свои произведения под названием «Moments Melancoliques», поэтому можно сказать, что термин «Музыкальный момент» придумал Лейдесдорф, хотя многие считают, что их придумал Шуберт. Из написанных в дальнейшем музыкальных моментов известны 6 моментов Рахманинова (op. 16, 1896) и 3 момента Морица Мошковского (op. 7).
Композитор
Франц Пе́тер Шу́берт
(31 января 1797 — 19 ноября 1828)
Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.
Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.
Удивительные события из жизни Шуберта
В юности Шуберт принял решение бросить учебу, чтобы полностью посвятить свою жизнь музыке.
На протяжении всей жизни Шуберт испытывал серьезные материальные трудности. Порою ему было не за что купить даже нотную бумагу.
На средства, вырученные с единственного концерта Шуберта, на котором исполнялись только его произведения, композитор купил для себя рояль.
Токката Фрид Г. С.
Токката (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для клавира или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.
Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича.
В XVI—XVIII веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха).
Композитор
Григорий Самуилович Фрид
(9 сентября 1915 — 22 сентября 2012)
Советский композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Его отец, скрипач, музыкальный журналист и писатель, в 1922 – 23 был главным редактором московского журнала «Театр и музыка». Мать — пианистка, выпускница Петербургской консерватории.
В 1936—1939 годах Фрид преподавал музыкально-теоретические предметы в Национальной студии при Московской государственной консерватории.
В 1939 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина.
С 1939 по 1945 год служил в Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. Член КПСС с 1944 года.
В 1948 году окончил аспирантуру (научный руководитель — В. Я. Шебалин).
В 1947—1961 годах преподавал композицию в Музыкальном училище при Московской государственной консерватории.
Сонатина соль мажор 1, 2, 3 части. А. Диабелли
Сонатина (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла).
Эта разновидность сонатной формы не очень распространена. Применяется она обычно в произведениях более «легкого» характера.
Основная область применения — увертюра (увертюра к опере, балету, увертюра как самостоятельное произведение).
Композитор
Антонио Диабелли
(5 сентября 1781 - 7 апреля 1858)
Австрийский композитор, редактор и издатель музыкальных произведений. Способности к музыке имел с детства, пел в хоре мальчиков Зальцбурга и, возможно, брал уроки музыки у Михаэля Гайдна. К девятнадцати годам Диабелли уже был автором нескольких композиций, в том числе шести месс. Он, однако, обучался на священника и в 1800 году перешёл в монастырь в Баварии, где оставался до 1803 года, когда все монастыри в этой стране были закрыты.
В 1803 году переехал в Вену и начал преподавать игру на фортепиано и гитаре, устроившись также работать корректором в музыкальное издательство. В 1809 году сочинил оперетту, в 1817 году начал своё дело по изданию музыкальных произведений, а спустя год основал издательскую фирму вместе с Пьетро Каппи, которая вскоре стала очень известна как в широких кругах, поскольку издавала музыкальные произведения, которые многие могли играть у себя дома, так и в профессиональных. В 1824 году партнёрство Диабелли и Каппи было прекращено, и Диабелли создал собственный издательский дом, который продолжал расширять до выхода в отставку в 1851 году.
Соната до мажор В. А. Моцарт
Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
Композитор
В о́льфганг Амадéй Мо́царт
(27 января 1756 — 5 декабря 1791)
Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии (с 1770 года) за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры (1770).
В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов.
Разговор юного Моцарта с Гёте
После выступления Моцарта во Франкфурте на Майне к нему подошел подросток лет четырнадцати и сказал – «ты так замечательно играешь, мне никогда так не научится! Тем более я не смогу сочинять такую чудесную музыку». «Ну, это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию» — ответил композитор. На что неизвестный подросток сказал: "Я и так пишу... Стихи". Собеседником Моцарта был юный Гете.
Этюд
Этюд - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Композитор
Карл Альберт Лёшгорн
(27 июня 1819 — 4 июня 1905)
Немецкий пианист, музыкальный педагог и композитор.
Учился у Людвига Бергера как пианист, а после его смерти, продолжая занятия инструментом у ученика Бергера Рудольфа Килички, изучал также композицию в берлинском Королевском институте церковной музыки у Августа Вильгельма Баха и Эдуарда Греля. С 1847 г. играл в составе фортепианного трио вместе с братьями Адольфом и Юлиусом Шталькнехтами, их регулярные концерты пользовались успехом в Берлине, в 1853 г. трио выступало в России. С 1851 года преподавал фортепиано там же, с 1858 года профессор. В 1883 году вышел в отставку и поселился на собственной вилле, однако через три года, в связи с банкротством банка, которому он доверил свои средства, был вынужден продать её и вернуться к преподавательской деятельности. В мемуарном очерке Константина фон Штернберга Лёшгорн описан как безупречный, но ничем не выдающийся учитель; по словам Штернберга, разорение даже обрадовало музыканта, поскольку ничем, кроме преподавания, он заниматься не мог и не хотел.
Этюд
Этюды А. Лешгорна рассчитаны на период формирования и развития двигательных навыков учащихся-пианистов. Правильная посадка за инструментом, разнообразные приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук,
хороший контакт кончиков пальцев с клавишами — та основа, без которой немыслимо техническое развитие учащегося.
Композитор
Карл Черни
(21 февраля 1791 — 15 июля 1857)
Выдающийся фортепианный педагог, из школы которого выпустились такие музыканты-виртуозы, как Лист, Лешетицкий, Зилоти, Есипова. Карл написал более тысячи произведений, среди которых, симфонии, сонаты, трио, квартеты, песни, этюды и упражнения. Он является также автором многих методических трудов.
В нём сочетались и педагог и пианист. Во всём он был хорош. Он способствовал широкому распространению произведений выдающихся композиторов XVIII – XIX веков: аранжировал в две и четыре руки оратории Генделя, кантаты И.С.Баха, симфонии Гайдна и Моцарта; впервые осуществил редакции сонат Д. Скарлатти, «Хорошо темперированного клавира» и других полифонических сочинений И.С.Баха. Черни не только преподавал уроки музыки, занимался аранжировкой, писал этюды для учеников, но и составил обучающую энциклопедию «Обзор всей музыкальной истории», где очень понятно пояснил основы музыкальной грамоты, музыку различных композиторов всех времён и народов.
Этюд
Этюды Черни ставят перед собой следующие основные цели: развитие и укрепление технической базы, приобретение технического «резерва», большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки.
Композитор
Александр Фёдорович Гедике
(20 февраля 1877 — 9 июля 1957)
В 1898 году Александр Гедике окончил Московскую консерваторию. Занимаясь в консерватории, написал скрипичную сонату, марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы. После окончания консерватории Гедике остался преподавать в ней, начал давать частные уроки. Работал в Николаевском и Елизаветинском женских институтах. Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой - одной из своих частных учениц. Поселившись с женой на Немецкой улице, Александр Фёдорович купил для занятий комнатный орган и установил его в своём доме.
В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах.