ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
ПО МДК.01.03
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Горловка, 2022 г.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом МОН ДНР № 328 от 20.07.2015г, а также письма УМЦ ПТО МОН ДНР № 5301 от 19.11.2015г. и Дидактических рекомендаций по организации внеаудиторной СР студентов УМЦ ПТО МОН ДНР (письмо №13 от 22.01.2016г.), согласно которым самостоятельная работа обучающегося (студента) определяется как основное средство овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий, т.е. такая форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности обучающегося при обучении. Самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно — переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом. Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели не осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им. Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях. Индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности. Цель данных методических рекомендаций — оказать помощь студентам в организации внеаудиторной самостоятельной работы.
|
В ГОС СПО самостоятельная работа обучающихся регламентируется в разделе «Требования к условиям реализации ОПОП». Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, каждой учебной дисциплине, каждому профессиональному модулю и междисциплинарному курсу, в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или конкретным темам. Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по ОПОП, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой, отведенной на изучение учебной дисциплины или профессионального модуля. Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами должна составлять не более 50% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Донецкой Народной Республики по количеству часов аудиторных занятий в неделю. По МДК01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению 16часов – 41,6% от максимальной учебной нагрузки обучающихся.
|
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, дополнительную литературу;
- развития познавательных и творческих способностей личности студентов;
- творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования навыков самообразования, совершенствования и самореализации как основополагающего компонента компетентности выпускника;
- развития исследовательских умений, формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
|
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развития исследовательских умений.
В учебном процессе профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине - выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Подготовка обучающихся включает в себя следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
для овладения знаниями:
- конспектирование текста, реферирование источников (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- графическое изображение структуры текста;
- выписка из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
- использование аудио- и видеозаписей;
- использование компьютерной техники, интернета и др.;
для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом текста (обработка текста);
- повторная работа над учебным материалом (учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой, аудио- и видеозаписями);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- подготовка презентаций, бесед;
- подготовка сообщений;
- составлений памяток для пациентов и их родственников;
- составление тематических кроссвордов, клинико-ситуационных задач;
- заполнение медицинской документации;
- оформление санитарных бюллетеней;
для формирования умений:
- решение клинико-ситуационных задач;
- решение медсестринских проблем;
- проведение анкетирования пациентов, составление анкет - опросных листов по различным нозологическим единицам с целью выявления факторов риска и ранних симптомов заболевания;
- составление планов реабилитационных мероприятий;
- подготовка выпускных квалификационных работ.