ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При планировании учебно-методической работы и разработке рабочей программы было обращено внимание на следующее нормативно-правовые и инструктивно-методическое обеспечение:
- ФГОС среднего общего образования 10-11 класс (углубленный уровень).
2. Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» 01-14/377 от 30.08.2022
3. Кодификатор ЕГЭ 2022-2023 учебного года.
4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организация Ярославской области в 2022–2023 уч. г.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение курса «строение живых организмов» на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· обобщение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
· применение умений обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, в ходе работы с различными источниками информации;
|
· воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
На освоение курса «Физиология живых организмов» согласно действующему Базисному учебному плану на базовом уровне в 10 классе отводится 35ч (1ч в неделю). С учетом продолжительности данного учебного года 34 недели (приказ по школе 01-14/377 от 30.08.2022), отвожу на изучение курса в 10А классе 34ч (1ч в неделю).
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексной контрольной работы.
УМК для 10 класса
- Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,В.С. Кучменко; под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
2. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.–5-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2017. – 288 с.: ил.
- Биология 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций (углубленный уровень)/Теремов А.В., Петросова Р.А,/ -М: Мнемозина 2019-397 стр.: ил.
|
Планируемые предметные результаты.
Выпускник получит возможность научиться |
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; К8, П9 – характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; – сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); П3, К8, П9 – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); – решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; – устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности. |
Тематическое планирование
«Физиология живых организмов» 10 класс (1ч в неделю, всего 34ч)
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Из них | |
лабораторные и практические работы работы | тематические зачеты | |||
Введение. | ||||
Клетка. Ткани. | ||||
Растения. | ||||
Животные. | ||||
Промежуточная аттестация в виде комплексной контрольной работы. | ||||
ИТОГО |
|
Календарно-тематическое планирование раздела «Физиология живых организмов».
(1ч в неделю, всего 34ч)
№ | № | Тема урока | Основные умения и способы действий | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
Тема 1. Введение. | ||||||
Структура заданий ЕГЭ. Источники информации. | ||||||
Профессии, связанные с живыми системами. | ||||||
Вводный контроль. Внутренний мониторинг. | ||||||
Тема 2. Клетка. Ткани. | ||||||
Способы выявления наличия органических веществ. | ||||||
Решение задач по матричному синтезу. | ||||||
Распознавание клеток организмов под микроскопом. | ||||||
Распознавание частей живых клеток на схемах и фотографиях. | ||||||
Решение цитологических задач. | ||||||
Семинар по теме «Способы размножения живых организмов». | ||||||
Семинар по теме «Ткани растений и животных». | ||||||
Определение вида тканей растений и животных на микропрепаратах, схемах и фотографиях. | ||||||
Решение заданий ЕГЭ по теме Ткани живых организмов. Внутренний мониторинг. | ||||||
Тема 3. Растения. | ||||||
Семинар по теме «Органы растений». | ||||||
Семинар по теме «Видоизменения органов растений». | ||||||
Семинар по теме «Роль растений в природе и жизни человека». | ||||||
Семинар по теме «Вирусы и бактерии – роль в природе и жизни человека». | ||||||
Определение систематического положения растений Ярославской области. Работа с определителем растений. | ||||||
Практическая работа № 1 «Определение разновидностей плодов цветковых растений». | ||||||
Составление таблицы многообразия растений. | ||||||
Решение заданий ЕГЭ по теме Растения. Внутренний мониторинг. | ||||||
Тема 4. Животные. | ||||||
Семинар по теме «Царство животных – основные систематические группы». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие простейших». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие кишечнополостных». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие червей». | ||||||
Семинар по теме «Циклы развития паразитических червей. Профилактика гельминтозов человека и животных». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие моллюсков». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие членистоногих». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие рыб». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие земноводных и пресмыкающихся». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие птиц». | ||||||
Семинар по теме «Многообразие млекопитающих». | ||||||
Составление таблицы «Эволюционное развитие систем органов животных»». | ||||||
Итоговая контрольная работа. Внутренний мониторинг. | ||||||
Анализ результатов освоения курса. | ||||||
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускник получит возможность научиться |
– совместно с учителем организовывать и проводить исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; – выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; – анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии; – моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды; – выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; - использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет. |
Методическая литература для учителя
1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Черняковская Т.Ф. общая биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. – М.: Просвещение, 2008.
2. Батуев А.С., Гуленкова м.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «мир и образование», 2005.
4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: курс для самообразования. – М.: Просвещение, 1992.
5. Зверева И.В., Мамонтова А.Ю. Биология. 10класс. Профильный курс. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Короткова Л.С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.
7. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. – М.: Просвещение, 1984.
8. Щербатых Ю.В. Биология в схемах и таблицах: 11 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
9. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Общая биология. 9 – 11 классы. Тематические тестовые задания (ЕГЭ шаг за шагом). – М.: Дрофа, 2011.
10. Пименов А.А.Биология. 10класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития, 2010.
11. Калинова Г.А., Петросова Р.А., Никишова Е.А. отличник ЕГЭ. Биология / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
12. Лернер Г.И. Биология: сборник заданий к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2010.