Тип конфликта «учитель – ученик» наиболее часто встречается в школе. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно дифференцировать следующим образом:
· действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;
· поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;
· отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
В качестве причин конфликта «учитель-ученик» выделяют следующие:
· отсутствие единства в требованиях учителей к своим подопечным;
· непостоянство требований одного учителя;
· чрезмерное количество требований к отдельному ученику;
· невыполнение поставленных требований самим учителем;
· различное понимание событий и их причин;
· личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).
Следует также учитывать, что присутствие других учеников превращает их из простых наблюдателей в участников конфликта, а сам конфликт приобретает воспитательно-дидактический смысл.
Возникающие противоречия между учителем и учеником могут проявляться в отказе последнего выполнить учебное задание или плохом его выполнении.
Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в восприятии учебного материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время отмечается рост числа школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство дисциплинарного наказания.
|
Конфликты отношений нередко возникают как следствие неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и зачастую приобретают затяжной характер. Эти конфликты отличаются ярко выраженной личностной окраской, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
2. Конфликт «Ученик – ученик»:
В педагогической конфликтологии обозначены основополагающие факторы, которые определяют дальнейшие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе. Как известно, основной деятельность в является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностногоопосредования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов.
Третьим фактором, обуславливающим протекание конфликтов во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Конфликты «ученик – ученик» возникают в таких ситуациях:
· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
· из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
· в связи с борьбой за лидерство — 7%;
· из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
· в связи с общественной работой — 6%;
· у девочек — из-за парня — 5%.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе, и из-за нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Их нарушение нередко приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.