Конфликт «Учитель – ученик».




Тип конфликта «учитель – ученик» наиболее часто встречается в школе. По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно дифференцировать следующим образом:

· действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;

· поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

· отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

В качестве причин конфликта «учитель-ученик» выделяют следующие:

· отсутствие единства в требованиях учителей к своим подопечным;

· непостоянство требований одного учителя;

· чрезмерное количество требований к отдельному ученику;

· невыполнение поставленных требований самим учителем;

· различное понимание событий и их причин;

· личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

Следует также учитывать, что присутствие других учеников превращает их из простых наблюдателей в участников конфликта, а сам конфликт приобретает воспитательно-дидактический смысл.

Возникающие противоречия между учителем и учеником могут проявляться в отказе последнего выполнить учебное задание или плохом его выполнении.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в восприятии учебного материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время отмечается рост числа школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство дисциплинарного наказания.

Конфликты отношений нередко возникают как следствие неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и зачастую приобретают затяжной характер. Эти конфликты отличаются ярко выраженной личностной окраской, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

2. Конфликт «Ученик – ученик»:

В педагогической конфликтологии обозначены основополагающие факторы, которые определяют дальнейшие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе. Как известно, основной деятельность в является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностногоопосредования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов.

Третьим фактором, обуславливающим протекание конфликтов во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Конфликты «ученик – ученик» возникают в таких ситуациях:

· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;

· из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;

· в связи с борьбой за лидерство — 7%;

· из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;

· в связи с общественной работой — 6%;

· у девочек — из-за парня — 5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе, и из-за нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Их нарушение нередко приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: