В основе конфликтов, возникающих в плоскости «учитель – родитель ученика» может лежать неудовлетворенность родителей в области организации учебно-воспитательного процесса, обеспокоенность положением ребенка в системе внутриклассных связей или напряжённость отношений между учителем и ребенком или родителем.
Возникающие конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Неприязнь или недовольства могут быть обоюдными.
Опросы родителей показывают, что основными пунктами зарождающегося конфликта становятся:
· некомпетентность учителя;
· неумение педагога найти подход к ребенку;
· успеваемость ребенка.
В свою очередь педагоги жалуются на:
· несостоятельность родителей в воспитании ребенка;
· завышенные, нередко безосновательные требования к учителю.
· Для конструктивного преодоления имеющихся конфликтов необходимо учитывать существование различных способов поведения в конфликтной ситуации и уметь выбрать такой способ, который максимально соответствует сложившейся ситуации. Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации:
· 1. Соревнование (конкуренция);
· 2. Приспособление (улаживание;
· 3. Избегание (уклонение);
· 4. Компромисс;
· 5. Сотрудничество.
Соревнование – такая модель поведения в конфликте, при которой человек стремится добиться удовлетворения собственных интересов в ущерб интересам оппонента. Человек, следующий этой стратегии, полагает, что победителем в сложившемся противостоянии может выйти только один его участник. Следовательно, победа одного из конфликтующих неизбежно ведет к поражению другого. Такой человек будет настаивать на своей позиции, чего бы ему это не стоило, а позицию противника не станет принимать во внимание. Эта модель поведения строго ориентирована на победу. Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем.
|
Приспособление – это такая модель поведения участника конфликта, при которой он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку с целью избегания противостояния. Такая позиция свойственна людям с заниженной самооценкой, которые полагают, что их интересы и желания не обязаны учитываться. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум на достижении личных целей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению.
Избегание. Нередко люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае не происходит отстаивания человеком собственных интересов, но при этом и нет учета интересов других. Подобное поведение - пассивно-страдательная установка жертвы, которую затянуло в конфликт внешними обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют. От жертвы отпадает необходимость самостоятельного разрешения проблемы. Трагедия этой роли заключается в неспособности оставить ее, происходит бессознательное укоренение установки на неспособность изменить обстановку и беспомощность.
|
Компромисс является частичным удовлетворением интересов обеих сторон конфликта. Для данной модели поведения равнозначны и отстаивание личных целей, и сохранение взаимоотношений. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, для того, чтобы каждый из участников чего-то добился. Компромиссное решение проблемы предполагает, что результат – это какая-то конечная величина, однако, в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение.
Сотрудничество. При выборе этой модели поведения участник стремиться разрешить проблему таким образом, чтобы в выигрыше оказались оба оппонента. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться того, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. От противника он ожидает ответного сотрудничества. Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками. Модель конфликтного поведения «сотрудничество» является наиболее оптимальной для разрешения противоречий.