Определение здорового образа жизни, забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. Сведения о получении помощи в экстренных случаях. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Правильное дыхание во время выполнения упражнений.
Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения (34 ч)
Ходьба: с изменением направления и техники; широким свободным шагом с сохранением правильной осанки; с замедлением и ускорением; в полуприседе и приседе; с остановками по сигналу; приставным шагом вперед, боком, назад; скрестным шагом вперед, назад; в разных построениях.
Бег: с изменением направления; с выбрасыванием прямых ног вперед; в разных построениях; бег наперегонки; равномерный медленный бег в чередовании с ходьбой; бег на скорость — 20 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Великаны и карлики», «Летчики», «Наступление», «Ястребы и утки», «Перемени предмет!», «Коршун и наседка», «Два Мороза», «Гуси-лебеди» и др.
Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, с предметами в руках; ходьба при-
1 Из расчета 2 ч в неделю.
ставными шагами вперед, с высоким подниманием коленей, на носках; стойка закрыв глаза с различным положением стоп на месте; продвижение вперед с закрытыми глазами; повороты в полуприседе на ограниченной опоре.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Фигуры», «Не оставайся на полу!», «Стоп!», «Переправа», «Канатоходец», «Совушка».
Лазанье: по гимнастической скамейке на спине и на животе, подтягиваясь двумя руками; на четвереньках по гимнастической скамейке, установленной под углом до 20°, вверх; подползание под шнур, веревку, дугу (высота 40 см); подлезание и пролезание в группировке в приседе вперед и боком; перелезание через предметы и лазанье по гимнастической стенке одноименным способом; захват каната ногами, сидя на гимнастической скамейке, сгибание и разгибание ног из положения захвата каната ногами.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Медведи и пчелы», «Кто скорее через обручи к флажку?», «Смелые верхолазы», «Ловля обезьян», «Пожарные научении».
Прыжки: на двух и на одной ноге с мягким приземлением на месте и с продвижением; прыжки на двух ногах с поворотом на 90°; с высоты (до 60 см) с мягким приземлением; впрыгивание на мягкое препятствие (40 см); прыжки через короткую скакалку на двух ногах с промежуточным прыжком на месте; многоскоки с мягким приземлением.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Скакуны», «Кто выше?», «Парашютисты», «Волк во рву», «Удочка», «Прыжки по кочкам».
Упражнения с большим мячом: передача мяча по кругу вправо, влево; передача мяча в колонне по одному вправо, влево; подбрасывание мяча вверх и ловля его; удары мяча об пол и ловля его; перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 2—3 м; перебрасывание мяча через сетку, натянутую на высоте 1,5 м.
Упражнения с малым мячом: подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками; удары мяча об пол и ловля его после дополнительных движений (хлопнуть в ладоши перед грудью, присесть и выпрямиться); перебрасывание мяча друг другу на расстоянии 2 м.
Метание: метание малого мяча из-за головы в цель, в ориентир, расположенный на высоте до 2 м, с расстояния 4 м; метание мяча и других предметов (мешочек с песком, шишка и др.) на дальность по коридору до 10 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Мяч сбоку», «Мяч над головой», «Мяч соседу», «Мяч в кругу», «Эстафеты с мячом», «Чей мяч дальше?», «Мяч через веревку», «Лови мяч!», «Целься вернее!», «Метко в цель», «Меткий снайпер», «По названным мишеням».
Дифференцированная двигательная деятельность (12 ч)
Общеразвивающие упражнения без предметов: основная стойка; стойка ноги врозь; стойка ноги на ширине плеч; положение рук: вниз, вперед, в стороны, вверх, за голову, на голову; поднимание прямой ноги вперед, отведение в сторону, назад; наклоны вперед, вправо, влево; повороты головы вправо, влево; наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики.
Общеразвивающие упражнения с предметами: с мячами разных размеров, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, лестницей, скамейкой.
Пространственные ориентировки и строевые упражнения: ориентировка относительно самих учащихся: справа, слева, между, рядом, сзади, спереди, внизу; построение в шеренгу, в колонну по одному; равнение в затылок (колонна), равнение по носкам (шеренга); повороты на месте направо, налево переступанием; движение в колонне в обход, по кругу, на указанные ориентиры; выполнение команд' «На месте шагом марш!», «Прямо шагом марш!», «Класс, стой!», «Класс, разомкнись!».
Подвижные игры и игровые упражнения: «У ребят порядок строгий», «Быстро по своим местам!», «Все скорее ко мне!», «Кто тише?», «По тропинке».
Элементы ритмической гимнастики: соотнесение движений с ритмом и темпом музыки; выполнение комплексов ритмической гимнастики, включающих серии общеразвивающих упражнений из исходных положений стоя, сидя, лежа (упражнения с движениями рук, ног, туловища), различные прыжковые упражнения, упражнения на расслабление и регуляцию дыхания, имитационные упражнения, танцевальные упражнения (танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, простейшие сочетания изученных танцевальных шагов).
Элементы акробатики: подводящие упражнения к кувырку вперед; из упора присев кувырок вперед в упор присев со страховкой и без; подводящие упражнения к стойке на лопатках; стойка на ло-
патках из положения лежа на спине; из упора согнувшись, выпрямляясь, удержать равновесие на правой (левой) ноге, руки вперед — вверх; прыжок вверх прогнувшись.
Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеч), другая рука на поясе, поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; с грузом на голове (150-200 г) поднимание на носки, полуприсед, передвижение шагом по полу; для укрепления свода стопы: скольжение стопой вперед и назад с помощью пальцев; захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов; ходьба на носках (ноги прямые); ходьба на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь); ходьба на пятках; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); для развития координации движений: маховые движения правой рукой вперед-назад с подключением (по команде) движений левой рукой в противоположном направлении (аналогично движениям рук при ходьбе); одновременное отведение правой руки вперед и левой ноги назад и наоборот; комплексы упражнений разной координационной сложности; профилактические и специальные дыхательные упражнения: имитационные упражнения с произнесением звуков на выдохе; медленное поднимание рук через стороны вверх — вдох, опускание рук вниз, скрестив перед собой, — выдох с произнесением звука шш-шш-шш; из положения сидя, руки на поясе, отведение правой руки в сторону — назад с поворотом туловища в ту же сторону — вдох, возвращение в исходное положение — продолжительный выдох, то же в левую сторону; для формирования тонких движений пальцев рук: комплексы упражнений пальчиковой гимнастики: «В гости», «Домик», «Дружба», «Дом и ворота» и др.
Лыжная подготовка: построение с лыжами в руках в шеренгу, в колонну по одному; переноска лыж в руках; укладка лыж на снег; повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж; передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом; спуск на лыжах со склона до 15 градусов; подъем на лыжах по склону ступающим шагом; передвижение в медленном темпе до 800 м.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Лыжные рельсы», «Лыжный поезд», «Кто самый быстрый?», «Не задень!», «Лыжные буксиры», «Лыжные дуэты».
Плавание: упражнения для освоения в воде; движения ног с поддержкой партнера, стоящего на месте; одновременные и поочередные движения рук стоя и с продвижением по дну; выдохи в воду с поворотом головы на вдох; правила поведения учащихся на воде; гигиенические правила во время купания и занятий плаванием; общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения на суше и в воде.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Невод», «Жучок-паучок», «Караси и щука», «Карусель», «Медуза», «Поплавок», «Лягушата».
Элементы спортивной деятельности. Сведения о спорте (8 ч)
Сведения о спорте: сведения об истории возникновения различных видов спорта, их названий. Ознакомление с элементарными правилами некоторых спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) и правилами проведения соревнований.
Игровые задания с элементами спортивных игр: баскетбол: «Слушай сигнал», «Передал — садись!», «Гонка мячей»; волейбол: «Вперед—назад», «Навстречу через сетку», «Эстафеты с мячом», «Мяч соседу», «Метание в цель», «Кто точнее?»; футбол: «У кого больше мячей?», «Кузнечики», «Мяч соседу», «Летящий мяч».
Легкая атлетика (14 ч)
Правила поведения учащихся на занятиях по легкой атлетике.
Ходьба и бег: ходьба с преодолением препятствий (гимнастическая скамейка, горка матов), перешагивая и наступая на них; быстрый бег парами, группами на расстояние до 30 м; бег в медленном темпе до 2,5 мин, в сочетании с ходьбой до 4 мин.
Подвижные игры: «Поезд», «Самолеты», «Принеси предмет!».
Прыжки: прыжки на месте с поворотом на 90°; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега, толчком одной ноги и приземляясь на обе ноги (длина разбега 5-6 м); прыжки в высоту с прямого разбега, толчком одной ноги с мягким приземлением на обе ноги (высота веревочки до 40 см).
Подвижные игры: «Поймай комара!», «С кочки на кочку».
Метание: метание малого мяча или мешочка с песком на дальность; метание набивного мяча (масса 1 кг) двумя руками из-за головы на расстояние 3—4 м.
Подвижные игры: «Охотники и утки», «Медведь и пчелы».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся1
Учащиеся должны знать:
• гигиенические правила при выполнении физических упраж
нений, правила приема воздушных и солнечных ванн, водных про
цедур уметь ими пользоваться;
• правила поведения на воде и гигиенические правила во время
купания и занятий плаванием;
• правила поведения на занятиях легкой атлетикой;
• правила подвижных игр и игровых заданий с элементами
спортивных игр.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять все пройденные команды для построений и перестро
ений, основные положения и движения рук, ног, туловища, головы;
• выполнять комплекс утренней гимнастики;
• выполнять упражнения в бросании и ловле мяча (большого и
малого) в парах;
• выполнять комплексы упражнений ритмической гимнастики;
• лазать по гимнастической стенке и перелезать через предметы
одноименным способом;
• прыгать через короткую скакалку на месте на двух ногах с про
межуточным прыжком;
• сохранять устойчивое равновесие на повышенной опоре;
• выполнять кувырок вперед из упора присев в упор присев со
страховкой;
• передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, в
медленном темпе до 800 м.
IV класс (68 ч)2
Формирование системы элементарных знаний