Значение здорового образа жизни. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня; личная гигиена; физические упражнения; отказ от вредных привычек. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах, в том числе и в физкультурном зале, на спортивной площадке. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
Основные виды движений (45 ч)
Ходьба: обычная; на носках, на пятках, прогнувшись; с высоким подниманием бедра; на внутренней и наружной стороне стопы; в полуприседе; приставным шагом вперед, боком; обычный, широким шагом; с высоким подниманием коленей; скрестным шагом вперед; перекатом; широким шагом; гимнастическая; с изменением направления; с преодолением препятствий; по разметкам; в разных построениях.
Бег: обычный, широким шагом; с высоким подниманием коленей; с захлестыванием голеней назад; из различных исходных по-
1 Из расчета 2 ч в неделю.
ложений; с изменением направления; в разных построениях; с изменением темпа; с дополнительными заданиями; челночный бег 30 м; равномерный бег на выносливость в сочетании с ходьбой.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Стоп!», «Ловишки», «Перемени предмет!», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «Краски», «Хитрая лиса», «Коршун и наседка», «Перемена мест», «Ло-вишки-перебежки».
Упражнения в равновесии: ходьба прямо и боком по начерченным линиям с различными положениями рук; ходьба по линии с мешочком на голове; ходьба и бег с остановкой по сигналу; стойка закрыв глаза с различным положением стоп; ходьба по шнуру прямо и боком с различными положениями рук; ходьба по гимнастической скамейке прямо и боком с различными положениями рук.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Канатоходец», «Переправа», «Не оставайся на полу!», «Стой!», «Совушка», «Фигуры», «Через ручей».
Лазанье: ползание по полу на четвереньках с опорой на ладони и стопы; ползание по-пластунски; по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками; подползание под шнур, веревку (высота 40—50 см); подлезание и пролезание в приседе без помощи рук вперед, боком; перелезание через предметы и снаряды разной высоты с различной опорой ног; лазанье по гимнастической стенке одноименным способом.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Проползи — не урони!», «С мячом под дугой», «Крокодил», «Перелет птиц», «Пожарные на учении», «Ловля обезьян».
Прыжки: на месте на обеих ногах, с продвижением вперед в прямом направлении; на правой и левой ноге на месте и с продвижением; на обеих и на одной ноге вправо и влево от шнура; выпрыгивания из глубокого приседа и из различных упоров; спрыгивание с высоты на мат; впрыгивание на горку матов; в высоту с места; в длину с места; через короткую скакалку на месте.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Охотники и зайцы», «Пингвины», «Удочка», «Волк во рву», «Не замочи ног!», «Лягушка и цапля», «Прыгни — пригнись!», «Добеги и прыгни!», «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте».
Упражнения с большим и малым мячами, метание: «Школа мяча» — броски мяча вверх и ловля его двумя руками без падения, одной рукой без падения; ловля мяча после дополнительных движений (хлопок в ладоши); ловля мяча после удара об пол, стену; уда-
![]() |
ры мяча об пол правой и левой рукой на месте; ведение мяча в прямом направлении; метание различных предметов на дальность, в горизонтальную, вертикальную и движущуюся цели; бросок набивного мяча (1 кг) способами снизу и из-за головы из положения стоя; забрасывание мяча в корзину (на высоту поднятой вверх руки ребенка); перебрасывание мяча друг другу (расстояние 2 м) разными способами; перебрасывание мяча через шнур.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Охотники и зайцы», «Кто самый меткий?», «Ловишки с мячом», «Мяч через сетку», «Метко в цель», «Кто дальше бросит?».
Дифференцированная двигательная деятельность (10 ч)
Имитационные упражнения: «Бабочка», «Петрушка», «Пружина», «Звонок», «Маятник», «Бокс», «Растягивание резины», «Деревья качаются», «Ножницы», «Мотор», «Вертолет», «Мельница», «Ловля комаров», «Насос», «Дровосек», «Лодка качается», «Велосипед», «Конница», «Кот проснулся», «Косари», «Гусиный шаг», «Слалом», «Карлики и великаны», «Козлик», «Обезьянка», «Кенгуру», «Мячик», «Паучки» и др.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов: основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног; выполнение ОРУ на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ на развитие координации движений.
Общеразвивающие упражнения с предметами: с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, скамейкой из различных исходных положений.
Пространственные ориентировки и строевые упражнения: расширение представлений о пространстве — слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом, друг за другом, через одного, вдали; построение в колонну, шеренгу по одному, по два; в круг; размыкание и смыкание приставными шагами на вытянутые руки вперед (в колонне), в стороны (в шеренге); повороты на месте направо, налево прыжком; расчет на месте на первый — второй, первый — третий.
Элементы ритмической гимнастики: непринужденно двигаться в соответствии с музыкальным ритмом; выполнять серии упражнений ритмической гимнастики, включающие имитационные уп-
ражнения, приставные шаги с разным положением рук, упражнения на расслабление и регуляцию дыхания.
Элементы акробатики: группировка в приседе, сидя; группировка лежа на спине; перекаты назад-вперед лежа на спине в группировке; перекаты назад-вперед из положения упор присев; перекат назад из упора присев и вперед в группировку сидя; из положения лежа на спине в группировке перекаты назад-вперед («качалка»).
Профилактические и коррекционные упражнения: для формирования правильной осанки: укрепление мышц спины, укрепление мышц брюшного пресса, вытяжение позвоночника; для укрепления свода стопы: разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола; захватывание стопами мяча и приподнимание его; максимальное сгибание и разгибание стоп; скольжение стопой вперед и назад с помощью пальцев; сдавливание стопами резинового мяча; захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов; катание палки подошвами; перекат с пятки на носок и обратно; полуприсед и присед на носках с разным положением рук; ходьба по гимнастической палке; ходьба по бруску с наклонными поверхностями и др.; упражнения с различной координационной сложностью; профилактические и специальные дыхательные упражнения; упражнения на формирование тонких движений пальцев рук: пальчиковая гимнастика — «Этот пальчик», «Ну-ка, братцы, за работу!», «По грибы», «Апельсин», «Замок», «Цветок», «Зайцы» и др.
Лыжная подготовка: знакомство с правилами переноски лыж и укладывания их на снег; передвижение ступающим шагом в прямом направлении без палок; скользящим шагом с движениями рук, со сложенными за спиной руками; прохождение в медленном темпе дистанции до 500 м.
Подвижные игры: «Бег на одной лыже», «Лыжные дуэты», «Лыжные буксиры», «На месте» и др.
Плавание: упражнения для освоения с водой: приседания с погружением в воду с головой, доставать предметы со дна, открывая глаза в воде; выдох в воду; лежать на поверхности воды с поддержкой партнера, стоящего на месте; движения ног с опорой и в безопорном положении с различными положениями рук; одновременные и поочередные движения рук, стоя (наклонившись вперед), продвигаясь вперед по дну, в безопорном положении в согласовании с движениями ног.
Подвижные игры: «Поплавок», «Медуза», «Звездочка», «Хоровод», «Фонтан», «Буря на море», «Спрячься в воду!», «Охотники и утки», «Качели».
Элементы спортивной деятельности. Сведения о спорте (5 ч)
Подводящие и имитационные упражнения: произвольно имитировать движения спортсменов: «Боксер», «Пловец», «Штангист», «Горнолыжник», «Лыжник», «Конькобежец», «Фигурист», «Футболист», «Хоккеист», «Фехтовальщик» и др.
Игровые задания с элементами спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол): «За мячом», «Поймай мяч!», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей?», «Мяч — водящему», «Мяч в воздухе», «Передал — садись!», «Перестрелка», «Мотоциклисты», «Ловец с мячом», «Ведение мяча парами», «Вызовы по номерам», «Мяч — ловцу», «Мяч — капитану», «Гонка мячей по кругу», «Из ног в ноги», «Кузнечики», «Гонки».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся1
Учащиеся должны знать:
• правила подвижных игр и игровых заданий с элементами
спортивных игр, выполнять их.
Учащиеся должны уметь:
• понимать значение укрепления личного здоровья;
• выполнять задания на ориентировку в пространстве, поворо
ты прыжком, построение и перестроение в круг, в шеренгу, в ко
лонну;
• выполнять основные движения рук, ног, туловища из различ
ных исходных положений;
• владеть элементами ритмической гимнастики;
• выполнять упражнения «Школы мяча»;
• пользоваться в организованной и свободной деятельности по
лученными навыками метания и прыжков;
• сохранять устойчивое равновесие на повышенной опоре и при
выполнении элементов акробатики;
• пользоваться в организованной и самостоятельной деятельно
сти полученными навыками спортивных упражнений.
1 Учебные нормативы см таблицу 1, с 131
I
II класс (68 ч)1
Формирование системы элементарных знаний