Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не
подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставить на первое место, менее важную - на второе и т.д.
Работа с информацией.
Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.
Сбор информации.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал,
сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).
Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения –
фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для
этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить
их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Методы исследования:
Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
Изучение источника исследования.
Опрос.
Интервью.
Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
Анализ информации.
Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия:
описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
|
Мозговой штурм.
Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их
характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
Сравнение.
Обобщение.
Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится
чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он
делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим
выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся
образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий
вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой
нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод
аналогия обозначает: выполни действие так же.
Анкетирование.
Тестирование.
Результаты исследования.
Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка,
алгоритм, презентация.
Вывод.
Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
|
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
План защиты проекта
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Гипотезы.
5. Методы и средства исследования.
6. Актуальность проекта.
7. Этапы работы.
8. Полученные результаты.
9. Выводы.
Текст выступления
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления.
Введение
Тема моего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому что …
Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить
все промежуточные этапы).
Подготовительный этап:
выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
сбор информации (_ недели).
Практический этап:
эксперимент и анализ материалов (_ недели);
изготовление продукта (_ недели).
Обобщающий этап:
подготовка выступления (1 неделя);
подготовка к презентации проекта (1 неделя);
защита проекта (1 неделя).
Основная часть
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Заключение
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано,
получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…