Содержание
1. Человек в системе животного мира
. Смысл жизни человека
. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
. Биоэтика
Список литературы
Человек в системе животного мира
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
Человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами естественно-научного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает, когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление - социобиология - изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественно-научным путем мозга человека, его сознания, души и т.п., которое называется нейтрофизиологией.
Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. На планете Земля людям принадлежит уникальное место среди других существ, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза особого качества - социальной сущности. Однако социальность не противопоставляет людей остальной живой природе. Человек остается включенным в систему органического мира. Люди составляют своеобразный, но неотъемлемый компонент биосферы.
|
Человек как вид имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, очень большой мозг по отношению к массе тела, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого отдела черепа, очень длительный период, предшествующий половому созреванию, членораздельную речь, общественный образ жизни.
Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к разделу приматов, подотряду высших.
Однако существует представление о Божественном творении человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему и по подобию Своему…».
Но в науке господствует вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX в. генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.
Сходство человека и животного определяется вещественным составом, строением и поведением, одинаковостью эволюции человеческого зародыша и животного, а также наличием у человека рудиментарных органов. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Происхождение человека - уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным процессам. Под критериями человека понимается некое фундаментальное свойство, в котором отразилась бы специфичность человеческого общества.
|
Смысл жизни человека
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:
. полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
. принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю, принимаю тебя таким, какой ты есть».);
. профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
. автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
. постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
. различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
. спонтанность, естественность поведения;
. юмор;
. саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;
. готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.
|
Если человек достиг уровня самоактуализации, то у него высшие потребности начинают доминировать над низменными.
Для самоактуализации необходимо добиваться поставленных целей, понять свое место в жизни и следовать Божественной предначертанности. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо не поддаваться всему тому, что может помешать поставленной задаче; причем, если спортсмен показывает возможности тела, то самоактуализация - это высший показатель возможностей духа. Смысл жизни человека состоит в максимально полном развитии, развертывании всех заложенных от Бога талантов, задатков и способностей.
Человек имеет внутреннюю потребность стать всем тем, кем он может и по своей свободной мотивации должен стать. Творческая работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворенности данной потребности. Однако, в отличие от других существ, человек как потенциально безграничное, космическое создание природы, в принципе, не может реализовать себя в полной мере. Это приводит к неудовлетворенности жизнью, которая выступает побудительной причиной творческой деятельности. Назначение любого человека - всесторонне развивать свои способности и дарования.
Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества
Назначение любого человека - всесторонне развивать свои способности и дарования. Это может стать целью любой жизни. Но правильно ли назвать эту цель высшей? Возникает вопрос: а для чего развивать свои способности, для какой высшей цели? Это и есть один из основных вопросов философии. Еще Иммануил Кант заметил, что философия должна ответить всем на два вопроса: «Кто мы такие?» и «Куда мы идем?» Очевидно, что данный круг вечных или «роковых» вопросов стимулируется осознанием человеком конечности своего существования. Смерть низводит человека к этим вопросам, властно побуждает напрягать ум и волю в поисках ответа на них.
Очевидно, что проблема смысла и цели человеческого бытия, проблема жизни и смерти - это центральная проблема философии.
Жизнь противоположна безжизненности, а смерть противоположна рождению, ибо смерть и рождение - полюсы и границы человеческой жизни, ее пределы. Смерть даже более необходима, чем рождение, так как тот или иной человек мог и не родиться, поскольку его рождение зависело от многих случайностей. Но раз он родился, то уже ничто не может спасти его от смерти. «Против смерти нет никаких средств», - писал Ф.Энгельс.
Все понимают, что человек в своем физическом теле не может жить вечно, но отношение людей к этому факту различно. Одни считают, что ценность жизни очень мала из-за ее ограниченности. И как было бы хорошо, если бы человек мог жить вечно. Но человек нерасторжимыми узами связан со своим поколением, с окружающей его с детства социальной средой, а все это - с конкретным историческим временем. И человек не может выпрыгнуть за границы своего времени и своего поколения. Но человек в принципе, никогда не может примириться с необходимостью своего ухода из этого мира. И, очевидно, лучший выход из ситуации, которую мы изменить не в силах, - это изменить свое к ней отношение. Ведь ограниченность жизни побуждает людей ценить и беречь время, жить интенсивно и насыщенно. Мысль о бесконечности жизни, о бесконечности будущих наслаждений сделала бы людей равнодушными к сегодняшней радости, к сегодняшнему удовольствию. Философы не без основания считают, что все великое и нужное всем было создано людьми, которые хотели успеть совершить что-то значительное, которые стремились оставить свой след в истории, увековечить свое имя в памяти потомков.
Римские философы-стоики даже сформулировали главный жизненный принцип, по которому должен жить каждый человек: «Думай о смерти». Из этого принципа следует, что каждое свое действие, каждый поступок, каждое высказывание и даже слово человек должен совершать так, как будто это его последнее слово и последнее действие в жизни. Следование такой жизненной установке наполняет ее содержанием и глубиной любое событие в жизни человека. Человек, думающий о смерти, способен часами любоваться цветком, морским прибоем, огнем очага. Вся восточная культура построена на созерцании земной красоты: японец может всю ночь просидеть и получить громадное удовольствие, наблюдая за падающим снегом или цветком сакуры. Большинство же людей следуют в своей обыденной жизни прямо противоположной позиции - вообще стараются не думать о смерти.
Да, мысли о неизбежности смерти невыносимы, но некоторые философы не без основания считают, что вечная жизнь была бы для человека проклятием, подлинной мукой. Смертность делает жизнь трагичной, но зато может наполнить ее глубоким смыслом. Каждый период в жизни человека вносит свое содержание и свои способы решения важнейших проблем, стоящих перед человеком.
Как писал Хорхе Луис Борхес: «Смерть (или память о смерти) наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной. Ощущая себя существами недолговечными, люди и ведут себя соответственно: каждое совершаемое деяние может оказаться последним; нет лица, чьи черты не сотрутся, подобно лицам, являющимся во сне».
Такой же, как и Борхес, точки зрения на проблему бессмертия придерживается и наш известный генетик - академик Н.Дубинин. По его мнению, в основе развития и общечеловеческого прогресса лежит процесс смены поколений. Индивид, отдавший все для развития вида (человечества) должен уйти. Мавр сделал свое дело - Мавр должен умереть. По мнению Дубинина, личное бессмертие человека явилось бы непреодолимой преградой на пути его духовного развития.
Живая природа устроена так, что жизнь питается жизнью, т.е. жизнь поддерживается смертью. Так, если взглянуть на проблему смерти с точки зрения биолога, то она неотделима от жизни. И дело не в том, что смерть следует за жизнью, а в том, что смерть обеспечивает саму жизнь.
Когда мы говорим о смерти и бессмертии по отношению к человеческой личности, то речь идет главным образом о психике, или душе. Для материалистов «душа» - это синоним психики и обозначает совокупность психических явлений, являющихся системным свойством мозга. В христианстве душа - это непостижимое, бесплотное духовное начало, которое Бог вдохнул в сотворенное им из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать во временное пользование. Когда физическое тело умирает, то душа отлетает в мир иной.
Согласно христианству - цель жизни - это приготовление к смерти. «Помни час смертный и во век не согрешишь», - взывает к нам святая наша мать Церковь. «Во век не согрешишь!» Забыли мы об этом для всех неизбежном часе: и во что грехами своими обратили мы теперь весь окружающий нас мир? Забыли думать о смерти; но она не забыла о нас и с силой ужасающей все больше и яростнее, день ото дня, час от часу все безжалостнее вырывает она из рядов живых свои намеченные жертвы: война, голод, болезни, землетрясения, страшные и внезапные наводнения; общественные и семейные раздоры, доходящие до кровопролитий, в которых сыновья поднимают руку на отцов и матерей, брат на брата, мужья на жен, жены на мужей; междуусобная брань, в которой общественные отбросы и увлеченная богоборным учением молодежь наша в ослеплении восстает на власть предержащую и на всех, кто живет по заповедям Божьим, а не по стихиям мира.
Однако, всему живущему на земле определено «единою умрети, а затем - суд». Вопрос: как умереть? Умереть ли для вечной жизни в грехе и в муке греха, или же для нескончаемой радости в блаженстве для правды, в вечном созерцании Источника всякой правды Отца светов, Бога Истинного?
Как мне кажется, большинство наших современников очень мало знают о смерти и не готовятся к ней. Люди не задумываются о том, как происходит умирание и что их ждет после него. А между тем, смерть - единственный для всех путь, от которого никто не может уклониться ни вправо, ни влево, от смерти никто не может отказаться.
В Библии (книге Екклезиаста) есть такая фраза: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его» (12, 7).
Отношение к смерти - это одна из величайших проблем, с какой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в литературе, искусстве, философии), но она даже мало продумана. Решение ее представлено каждому человеку в отдельности.
Жизнь и смерть. Величайшее благословение и проклятие во Вселенной.