Очень важный аспект разработки сценария подготовительная работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться.




Работа с материалом

1.При подготовке сценария по возможности не пользоваться
одним источником, т. к. в этом случае не избежать
поверхностности и субъективности.

2. Использованных источников не менее 5 (в том числе и периодических изданий).

3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.

4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.

 

При работе с источниками нужно умело обращаться с устаревшими по времени источниками (издания до 1985 г), т. к они могут быть идеологизированы.

После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать - рождение концепции.

Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастет «плоть» из фактов, доводов, иллюстраций. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.

При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение - 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие. Введение включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.

В основной части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников; предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать участникам применение теоретических и практических знаний, полученных на мероприятии, в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.

Заключительная часть включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и награждение победителей.

Стилистические требования к оформлению текста

1. Основное требование к стилю составляемого текста - нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.

2. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).

3.Признак любого стилистически грамотного текста - наличие переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли.

Как сделать переход? Самый распространенный способ - использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Но часто, когда нужно связать два на первый взгляд не очень связанных тезиса, мысли, необходимо применить переходное предложение. Такое предложение обычно является первым в новом абзаце и логически соединяет предыдущую мысль с последующей. Механизм построения такого предложения прост: в нем нужно сказать о предыдущей мысли и обратиться к новой.

Например, Сценарий по Шолохову, к его основной части, где мы например наметили 3 микротемы. Итак, предположим, что мы раскрыли первую из них «Колорит казачьего быта и языка в шолоховском творчестве» и нам нужно лаконично, одной фразой перейти к следующей - «Казачья душа в донском фольклоре». Каким может быть это предложение? «Неповторим колорит казачьего куреня, певуч и выразителен донской говор, и именно эта яркость народной жизни отразилась в казачьих песнях, пословицах и поговорках».

Содержательные требования к составлению текста.

- Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.

- Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).

- Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных худ произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.

- Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.

- Обязательна ссылка на источники, а также обращение к книге. Популяризация книги, привлечение внимания к ней должно присутствовать на каждом библиотечном мероприятии.

Еще одной немаловажной частью оформления мероприятия является книжная выставка. Это в первую очередь -раскрытие книжного фонда, пропаганда художественной литературы.

Основные этапы подготовки экспозиции (выставки):

- определение темы, соответствующей цели мероприятия, определение читательского назначения мероприятия;

-описание структуры выставки (разделов, рубрик), которая должна способствовать раскрытию содержания темы; подготовка материалов к экспонированию, оформление призванное привлечь внимание читателей (оригинальность цветового решения, нестандартные заголовки, атрибутика); -экспонирование выставки, включая ее пропаганду.

Методы воздействия на читательскую аудиторию при
проведении мероприятия.

Знание этих и других механизмов влияния, умелое их использование способствует повышению эффективности проводимого мероприятия.

Убеждение. Это сознательное аргументированное воздействие на другого человека, оно осуществляется с помощью четко сформулированных аргументов, фактов, примеров, ссылок на авторитет. Например, на мероприятии, посвященном вопросам экологии, приводятся факты загрязнения окружающей среды, нанесения вреда природе, высказывания известных лиц о необходимости выработки экологического мышления к юного поколения, примеры активной защиты окружающей среды, статистические данные об изменении ее параметров и т.д.

Самопродвижение. Открытое проявление своей компетентности и квалификации. Ведущий мероприятия должен всячески демонстрировать свой профессионализм, начитанность, разностороннюю образованность. Имидж библиотекаря в глазах читателя должен быть таким, чтобы создавался образ эрудированного профессионала. Это можно удачно осуществить, когда ведущих двое. Они представляют друг друга, способствуют раскрытию достоинств партнера, повышению его репутации такие же возможности можно представлять краеведам, деятелям науки и т.п. Они улучшат имидж библиотеки, усилят влияние на читателя.

Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на людей. Оно осуществляется с помощью личностных качеств ведущего, проникает в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Оно основано на доверии к авторитету, большое значение имеет невербальное общение - демонстрация уверенности, специфические жесты. Не менее важно создание обстановки - приглушенное освещение, музыка и т. и.

Побуждение к подражанию. Способность вызывать стремление к нему. На библиотечных встречах речь идет о героях, выдающихся деятелях, которых необходимо представлять так, чтобы у читателей возникло желание стать похожими на них.

Формирование благосклонности. Развитие у адресата положительного отношения к себе. В ходе мероприятий, как и во всей своей деятельности, мы должны формировать на таких встречах положительное отношение к библиотеке, к нашей профессии. Следует обратить внимание на то, что, высказывая благоприятные суждения о читателях, мы способствуем формированию уважения к библиотекарю. Также следует помнить о внешнем облике ведущего, не стоит забывать старую истину о том. что встречают по одежке...

Просьба. Непосредственное обращение к читателю принять участие в мероприятии, выступить на нем. Это оказывает более сильное влияние, чем самая яркая реклама.

Требования к оформлению сценария

 

На титульном листе сценария (по возможности - иллюстрированном) необходимо указать:

наименование форма и название мероприятия;

- эпиграф;

- Ф. И. О. и должность автора (составителя);

- адрес и телефон библиотеки-организатора;

- год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль - 14, междустрочный интервал - 1 см, поля - 1,5-2 см.

Сценарий мероприятия - это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.

В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).

К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями ит. д.

Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.

 

Примерный сценарный план мероприятия Название: «Читаем детям о войне»

Форма: заключительное мероприятие акции чтения Дата и время проведения: 7 мая 2017 года в 11.00. Продолжительность: 1 час.

Место проведения: библиотека

С кем совместно проводится мероприятие: с МОУ СОШ

___, Советом ветеранов...

Организаторы: библиотека

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.

Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.

Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.

10.45 11.00 На экране демонстрируется слайдовая электронная

презентация с музыкальным сопровождением «Этот День

Победы».

11.00 11.10 Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.

11.10 11.11 Ведущий объявляет минуту молчания.

11.12—11.30 Театрализованный сюжет по книгам о войне. 11.30—11.40 Читателям предоставляется возможность

поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.

11.40 11.45 Поздравление ветеранов.

11.45 11.50 Подведение итогов, награждение победителей,

выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.

 

 

Паспорт массового мероприятия

Дата проведения «______ »____________________ 201_ г.

Название мероприятия______________________________

Форма проведения мероприятия______________________

Тема мероприятия_________________________________

Место проведения мероприятия______________________

Количество присутствующих, в том числе по основным читательским группам:

всего____________________________

Дети до 14 включительно____________________________

Родители_________________________________________

РДЧ_____________________________________________

Молодежь в возрасте от 15 до 30 лет__________________

Прочие___________________________________________

Организация документной выставки при проведении мероприятия (название)

количество представленных документов_______________

количество выданных документов____________________

Использование технических средств при организации и

проведении мероприятия_________________________________

Содержание и составные части мероприятия (кратко)

Результат______________________________________

Ф.И.О. сотрудника, ответственного за проведение мероприятия подпись

Ф.И.О. руководителя группы участников

мероприятия____________ подпись_________

Примечание____________________________________

Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.

Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

1. Форма и название мероприятия.

2. Основная цель

3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.

4. Место проведения.

5. Участники (количество, состав - школьники (их возраст),

учителя, родители, студенты, и т. д.).

6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).

7. Качество подготовки и проведения.

8. Наличие плана, тезисов, сценария.

9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы, рекомендательные списки и т.д.)

Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей). 11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.

12. Творческие находки.

13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.

14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.

15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.

16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты, рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и др.

17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.

18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

 

Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие - устный обзор, день информации, экскурсии и т. и., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).

Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.)

и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия. Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.

Число и месяц Наименование мероприятия и тема Количество обслуженных Кто проводил мероприятие и где
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.  

 

В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.

После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.  

 

Учет общего числа посещений библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее - в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.

В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.

Этапы проведения вечера, встречи

Как известно, театр начинается с вешалки, так и библиотечный вечер начинается за пределами зала, музыкальной или литературной гостиной.

Необходимо встретить приглашенных, провести их в зал, озвучить название и форму мероприятия. Данный этап задает соответствующий эмоциональный настрой зала и актуализирует заложенные в программе ценности. Использование музыкальных., песенных, видео- приёмов усиливает общее восприятие будущего мероприятия.

Основная часть мероприятия—повествование, задания, конкурсы и оценка. Следует ориентироваться на соответствующие законы сценического действа (завязка, развитие, конфликт, кульминация, развязка), комментарии жюри.

Финал Постановка яркой точки. Это может быть книжная выставка, отдельная книга, финальная яркая картинка презентации, подведение итогов, раздача призов.

При проведении встреч в библиотеке необходимо помнить о некоторых педагогических требованиях, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

• Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленных на формирование определенных установок.

• Следует стремиться в вовлечение в действие широкого круга участников, чтобы каждый был активен, проявлял свои знания, способности и дарования.

• Встреча не должна быть перегруженной и затянутой.

• Встреча должна быть захватывающей, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Например, дети младшего возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им действие было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче материал, тем сильнее будет его влияние.

• Материал не должен быть скучным. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности участников, их интеллектуальных способностей.

• Наконец, особенностью вечеров, проводимых в библиотеке- является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и его поощрения. Поэтому каждое мероприятие какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно ни проходило, в первую очередь подразумевает пропаганду книги и чтения

Советы от специалиста

Опыт работы над сценариями и методическими материалами подсказывает, что, не смотря на то что этой творческой работой занимаются люди взрослые, образованные, в работе над стилем текста, его содержанием возникают мелкие досадные ошибки почти всегда одного и того же характера.

При работе над сценарием избегайте следующего:

• Словесного мусора: «ну», «вот», «и», «наш», «ваш»,

«свой». Пример, «Ну вот и подходит к концу наш вечер». Из восьми слов четыре -мусор. Это касается и употребления казенных слов:: «систематизация». «функционирование»,

«аппарат», «интегрирование», «специфика» и др.;

• Банальных, заштампованных выражений: «через всю историю нашего района красной нитью проходит то-то и то-то», «нелегкие годы войны», «в истории нашего края много судьбоносных дат и событий», «храм искусств», школа жизни», «дети-наше будущее», «хочется сказать вам много теплых слов» и др.;

• Двусмысленных выражений: «ему бросилась в глаза ее улыбка», «наш край -это прежде всего земля, где живут люди»;

• Пошлых шуток и обидных намеков;

• Не стоит в одном абзаце три раза использовать одно и то же слово. Находите по возможности синонимы.

 

•Всем отважимся писать сценарий, хочется посоветовать: не спешите по окончании работы сразу же его распечатывать. Отложите в стол. Через несколько дней, когда эмоциональная связь с работой остынет, прочитав, вы тут же увидите, что можно подкорректировать и исправить.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: