Африканские племена в современном мире




Исследовательская работа

по окружающему миру

 

Африканские племена в современном мире

 

 

Выполнила:

ученица 3б класса

Щитинина Ольга

Руководитель:

учитель начальных классов

Медведева Е.И.

 

 

город Чехов

2008/09 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…… 3

Африка – колыбель человечества…………………………………..…….. 4

Белые негры…………………………………………………………...…… 5

Выбравшие свободу……………………………………………………..… 7

Лодки в центре Африки…………………………………………………… 9

Аристократы восточной Африки…………………………………..….… 11

Заключение……………………………………………………………..…. 13

Литература……………………………………………………………….... 14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Издревле европейцы интересовались Африкой – континентом ужасным и притягивающим. Богатства этой земли неодолимо влекли к себе исследователей и авантюристов. Кому-то были нужны полезные ископаемые (уголь, золото, алмазы, медь, серебро) и новые территории, кто-то интересовался богатейшей природой черного континента, третьим были интересны народы, заселяющие этот огромный материк.

Целью данного исследования является изучение многообразия существующих в настоящее время народов Африки. Методом исследования является изучение образов жизни и отличительных черт этих народов.

 

 

АФРИКА – КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

По общепринятому среди ученых мнению, именно в Африке был первый очаг зарождения человечества. Именно здесь появились первые люди, здесь они развивались. Никто не знает почему, но развитие человечества в основной части Африки затормозилось и до недавнего времени большинство африканских племен находилось на стадии первобытнообщинного строя. Версии ученых разнообразны и зачастую прямо противоположны. Некоторые считают, что все дело в отсутствии необходимости ежедневной борьбы за пищу – мягкий и теплый климат позволял жить на подножном корму. Многие придерживаются мнения, что в древней Африке были развитые цивилизации, однако в конфликтах между собой они истощили силы и разрушились. Конечно, были и очаги культуры – в первую очередь Египет, что объяснялось его исключительно выгодным местоположением вдоль течения реки Нил и южного побережья Средиземного моря, однако большинство негров долгое время служили лишь источником рабской силы. Однако европейские подвижники (в первую очередь христианские миссионеры – монахи, посвятившие жизнь тому, чтобы идти в самые дикие земли и нести язычникам свет христианства) сделали немало для того, чтобы дикие африканские племена приобщились к цивилизации и смогли начать культурное развитие.

 

 

БЕЛЫЕ НЕГРЫ

 

В Гвинее, Камеруне, Сенегале и Северной Нигерии можно встретить рослых и статных людей, чьи черты лица напоминают европейские, а цвет кожи не черный, а смуглый. Это представители народа фульбе.

Сейчас чистокровных фульбе осталось немного (только племена пастухов-бороро), большая часть фульбе (около 20 млн.человек) давно перемешалась с окружающими народами и потеряла чистоту антропологического типа.

О фульбе писал еще древнегреческий ученый Птолемей, упоминая о «белых эфиопах», живших на побережье Атлантического океана. По одному из предположений, именно в Африке в племенах фульбе зародилось приручение скота, именно фульбе были первыми животноводами. По той же гипотезе пустыня Сахара возникла в результате переселения фульбе с востока на запад Африканского континента, они гнали неисчислимые стада быков, которые уничтожили на своем пути всю растительность, оставив только голую землю, которая под воздействием ветра и при отсутствии дождей превратилась в самую большую пустыню на нашей планете. В VIII веке фульбе пришли в долину реки Сенегал, завоевали жизненное пространство в Сенегале и Мали и пошли обратно на восток – искать новые пастбища.

Сейчас на огромном расстоянии от озера Чад до Атлантического океана многомиллионное фульбское население сохранило свое языковое единство.

 

ВЫБРАВШИЕ СВОБОДУ

 

Испокон веков велась ожесточенная борьба за сахарские оазисы. Основными враждующими силами здесь были племена туарегов и тиббу.

В течении сотен лет они воевали за обладание богатыми и прибыльными соляными копями – местами, где добывалась в больших количествах соль. Особенно жестокие бои начались в середине XVIII века, в результате племена понесли большие потери и были вынуждены примириться. Однако в конце XIX века туареги объявили войну тиббу и одержали победу. Через 4 года тиббу жестоко отомстили и война начала развиваться заново, и только французские колонисты положили ей конец, жестоко усмирив и туарегов, и тиббу. Туареги оказали французам героическое сопротивление, но постепенно были захвачены, а тиббу ушли в недоступные горы и скрылись там от захватчиков.

Сейчас тиббу покорились властям, однако в горах и долинах они располагают полной свободой. О их численности нет точной информации – только та, которую сообщают вожди, они не сообщают властям даты рождения и смерти, не обращаются к властям в случае каких-либо внутриплеменных ссор и столкновений. Тиббу худощавы, среднего роста, пропорционально сложены, у них темная кожа различных желтоватых оттенков. Тиббу никогда не создавали своего государства, у них нет ни хроник, ни архивов.

Тиббу кормятся за счет своих садов и стад и поэтому их жизнь подчинена строгому ежегодному ритму. Так, на плоскогорье Тибести живет около 8 000 тиббу, которые вырастили около 56 000 плодоносящих пальм. А еще у них есть 800 верблюдов, 700 ослов и 50 000 овец.с февраля до июня стада пасутся в низинах, а потом их перегоняют в горы, где к тому времени выпадают первые дожди. Зерновые тиббу сажают в феврале, а уже в июне собирают урожай.

У тиббу есть «благородные» и вассалы (те, кто подчинен «благородным», те, чей род считается простым), вассалы платят «благородным» дань, но те не считают зазорным работать. У тиббу нет царя, высший авторитет – вождь племени, однако и он не обладает абсолютной властью – его основное занятие – общение с вождями других племен, а не управление племенем.

В Тибести в настоящее время происходит процесс, противоположный наступлению оседлости.

Если на северо-западе Сахары кочевничество идет на убыль, то у тиббу наоборот. Как только оседлый или полуоседлый тиббу накопит деньги на покупку нескольких верблюдов, он тут же снимается с места, стремясь обрести еще больше свободы.

 

 

ЛОДКИ В ЦЕНТРЕ АФРИКИ

 

В центральных областях Африки есть озеро, о котором еще в XIX веке европейцы знали только по рассказам арабов, говоривших, что в центре Африки есть «море». Это озеро Чад.

Оно расположено на высоте 240 метров над уровнем моря, его площадь более 24 000 квадратных километров и при этом глубина его всего лишь 5 метров. В июне это озеро испаряется почти наполовину, обнажая большую часть дна.

В настоящее время прибрежные районы Чада заселяют племена котоко, которые утверждают, что в давние времена «вышли из-под воды».

Хижины в селениях котоко расставлены в строгом соответствии с расположением звезд в той или иной части неба. Каждому селению соответствует определенное созвездие. Наступает сезон дождей, и равнина с селениями котоко затапливается, дома скрываются под водой, а сами котоко на это время переселяются в лодки и не считают себя жертвами стихийного бедствия. Вода уходит и котоко возвращаются к своим жилищам, радуясь, что отступившие воды оставили на полях слой плодородного ила, ведь основное занятие котоко – выращивание пшеницы. Однако в племенах есть семьи, которые даже в период дождей не переселяются на лодки, а живут в воде, изредка ныряя в дома за нужными вещами. Даже ребенок котоко может проводить на дне озера много времени, изредка выныривая глотнуть воздух. Опасные крокодилы и гиппопотамы просто не обращают внимания на котоко. Феноменальные способности котоко уже заинтересовали европейских ученых, и в скором времени они планируют совершить экспедиции для изучения этих людей.

 

 

АРИСТОКРАТЫВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

 

В пограничных районах Кении и Танзании живут одни из самых известных племен Восточной Африки – масаи.

Сейчас масаев насчитывается около 900 000 человек. Они в некоторых местах почти полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это с каждым годом становится все труднее и труднее. Масаи занимаются ремеслами (делают копья и музыкальные инструменты) и кочевым скотоводством. Они не знают земледелия, но уверены, что верховный бог Энгай подарил им всех животных на свете и поэтому постоянно крадут животных у других племен. Масаи считают себя высшим народом Африки и уважают лишь тех, кто в течении долгих столетий мог оказывать им достойное сопротивление. Питаются масаи молоком или кровью животных, мясо употребляют в исключительных случаях. В голодное время они протыкают артерию у коровы и пьют теплую кровь, а потом замазывают рану свежим навозом, чтобы использовать животное снова.

Начиная с 3-х лет, масаи пасут скот, в 8 лет им протыкают мочки ушей и вставляют в дырки деревяшки. Чем больше оттянуты мочки ушей, тем более красивым и уважаемым считается масай. Количество жен у мужчины-масая зависит от количества его стада. Жен должно быть много, чтобы ухаживать за всем скотом и детьми, делать всю домашнюю работу. Мужчина у масаев – только воин, поэтому в мирное время ведет неспешные беседы с другими воинами и путешествует по саванне.

Сейчас масаев выселили с большей части их земель, их скот почти весь уничтожен, поэтому масаи охотятся на носорогов и слонов, продавая на черном рынке их рога и бивни. Масаи часто нанимаются охранниками в городах и только в дальних уголках саванны на северо-западе Танзании еще есть отдельные кочевья, где сохраняется древний уклад жизни некогда грозных масаев.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Африка даже сейчас, в начале XXI века, во многом остается континентом тайн и загадок. Некоторые центральные области Африки изучены хуже, чем Арктика и Антарктика. До сих пор, в XXI веке, многие африканцы живут племенами и ходят полураздетые, что во многом объясняется экспансией европейцев в XVIII – XIX веках. Именно тогда лучше вооруженные и хорошо организованные белые люди подчинили себе большую часть Африки, используя коренных жителей как рабов и мешая им развиваться, запрещая обучаться. Поэтому в Африке до сих пор множество людей ведет кочевой образ жизни и ни разу не пользовались бытовыми приборами, даже не зная, что такое электричество. Населяющие Африку народы многочисленны и разнообразны, различий между ними неисчислимое множество, жизнь их на взгляд европейца зачастую странна и непонятна, а значит, еще множество интересных открытий ждет нас впереди. Важно только, изучая, не навязывать африканцам свое видение мира, с уважением относится к их обычаям, и тогда общение между различными культурами будет приносить радость, а не боль.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Максаковский В.П. Историческая география мира. – М.: Экопрос, 1997.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.

Тойнби А. Постижение истории. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1996.

Страны, народы, цивилизации: Энциклопедия для детей. – М.: ЗАО «Дом книги «Аванта+», 2002.

100 великих загадок Африки: Энциклопедия. – М.: ЗАО «Издательство Вече», 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: