При вращении вала в подшипнике скольжения, масло образует масляный клин, заполняющий серповидное пространство между валом и вкладышем. Проходя через самую узкую часть клинового зазора, масло приподнимает цапфу, принимая на себя нагрузку. Это понимается как несущая способность подшипника, которая увеличивается с уменьшением толщины смазочного слоя. Для рациональной работы подшипника давление в масляном клине должно быть высоким.
Подача смазки к трущимся поверхностям подшипника скольжения производится несколькими способами. Наиболее часто применяют картерную, циркуляционную, кольцевую смазки, осуществляемые при принудительной подаче масла, а также через индивидуальные смазочные устройства (капельные, фитильные и др.).
Масла, применяемые для смазки подшипников скольжения
Таблица № 1
| Наименование масла | Вязкость кинематическая υ 50, мм2/с | Температура вспышки, градус Цельсия | Температура застывания, градус Цельсия | Основное назначение |
| Масло для высокоскоростных механизмов Л (велосит) | 4 – 5.1 | - | - 25 | Для точных механизмов с малой нагрузкой при больших оборотах |
| Масло для высокоскоростных механизмов Т (вазелиновое) | 5.1 – 8.5 | - | - 20 | То же |
| Приборное (МВП) | 6.3 – 8.5 | - | - 60 | Для приборов КИП, работающих при низких температурах |
| Сепараторное Л | 6.1 - 10 | + 5 | Для центрифуг, автоматов для фасовки продуктов | |
| Индустриальное 12 (веретённое 2) | 10 - 14 | - 30 | Для быстроходных машин, для кольцевой смазки | |
| Сепараторное Т | 14 - 17 | + 5 | Для скоростных машин с небольшими нагрузками |
Продолжение таблицы № 1
| Наименование масла | Вязкость кинематическая υ 50, мм2/с | Температура вспышки, градус Цельсия | Температура застывания, градус Цельсия | Основное назначение |
| Индустриальное 20 (веретённое 3) | 17 - 23 | - 20 | Для кольцевой смазки, центробежных насосов, зубчатых передач, трансмиссии, средней нагруженности | |
| Индустриальное 30 (машинное Л) | 27 - 33 | - 15 | Для валов зубчатых передач, станков с большой загрузкой и малыми скоростями | |
| Индустриальное 45 (машинное С) | 38 - 52 | Для тяжелых станков с малыми скоростями, редукторов, кривошипно – шатунных механизмов | ||
| Индустриальное 50 (машинное СУ) | 42 - 58 | - 20 | То же при повышенных нагрузках и малых скоростях | |
| Цилиндровое 11 (цилиндровое 2) | 9 -13 | + 5 | Для червячных передач, редукторов большой мощности | |
| Цилиндровое 38 (цилиндровое 6) | 32 - 44 | + 17 | Для механизмов, работающих при большой температуре, арматуры для перегретого пара |
Тяжело нагруженные подшипники скольжения необходимо обильно смазывать жидкой циркуляционной смазкой под давлением от 0.05 до 0.35 МПа. Ручная смазка, а также капельная и фитильная применяются только в неответственных подшипниках, работающих с небольшими скоростями и большими перерывами. В остальных случаях рекомендуется использовать циркуляционную смазку.
Периодичность смазывания при ручной смазке – один-два раза всмену.
В таблице 2 приведены нормы расхода масла в граммах для подшипников скольжения при капельной и фитильной смазке
Нормы расхода масла при капельной и фитильной смазке
Таблица № 2
| Диаметр вала, мм. | Скорость вращения вала, об./с | |||||||
| 1.5 | 2.5 | 4.0 | 6.0 | 8.0 | 11.0 | 15.0 | ||
| Расход масла, грамм, за 8 часов работы | ||||||||
| - | ||||||||
| - | ||||||||
| - | - | |||||||
| - | - |
Для тихоходных валов применяют пластичные смазки, которыми также целесообразно смазывать подшипники скольжения, установленные в труднодоступных для смазки местах или в открытых и пыльных помещениях.
Режим смазывания подшипников пластичной смазкой рекомендуется применять в соответствии с данными таблицы № 3.
Расход пластичной смазки за 8 часов работы при ручной набивке подшипников скольжения равен 0.5 грамм
Таблица № 3
| Система смазки | Условия работы | Режим смазывания |
| Централизованная | Непрерывная работа деталей при высоких температурах и с большой нагрузкой | 2 -3 раза в смену |
| Непрерывная работа в нормальных температурных условиях | 2 раза в смену | |
| Смазка шприцом через пресс-маслёнку | Периодическая работа при незначительной нагрузке | 1 раз в смену |
| Периодическая работа при малой нагрузке | 1 раз в сутки | |
| Ручная смазка колпачковой маслёнкой | Кратковременная работа деталей | 1 – 2 раза в неделю |
Вид пластичной смазки для подшипников скольжения выбирается из таблицы № 4
Выбор пластической смазки в зависимости от условий использования
Таблица № 4
| Наименование смазки | Основное назначение |
| Универсальная низкоплавкая УН-1 (вазелин технический) | Для подшипников скольжения с малыми нагрузками при температуре менее 35 градусов. Для защиты от коррозии и для консервации деталей при хранении |
| Универсальная низкоплавкая УН-2 (вазелин технический высокоплавкий) | То же при температуре менее 45 градусов |
| Универсальная УН-3 (пушечная смазка) | Для защиты от коррозии при хранении |
| Универсальная среднеплавкая УС-2, УС-3, УС-М (солидол жировой марок Л и М | Для подшипников скольжения и других пар трения, работающих при малых и средних нагрузках и скоростях при температуре 53-75 градусов |
| Универсальная смазка УС-1 (солидол эмульсионный) | То же при температуре менее 75 градусов. Заменитель жирового солидола |
| Мазь графитовая (смазка УС-А) | Для открытых зубчатых шестерён, цепных передач |
| Универсальная тугоплавкая смазка марок УТ-1, УТВ, УТс-1, УТ-2, УТс-2 (консталины) | Для шарико- и роликоподшипников и других узлов трения, работающих в условиях большой влажности при температуре до 90-130 градусов |
| ЦИАТИМ-201 | Для быстроходных подшипников и узлов трения до температуре 120 градусов |