Смазка подшипников скольжения




При вращении вала в подшипнике скольжения, масло образует масляный клин, заполняющий серповидное пространство между валом и вкладышем. Проходя через самую узкую часть клинового зазора, масло приподнимает цапфу, принимая на себя нагрузку. Это понимается как несущая способность подшипника, которая увеличивается с уменьшением толщины смазочного слоя. Для рациональной работы подшипника давление в масляном клине должно быть высоким.

Подача смазки к трущимся поверхностям подшипника скольжения производится несколькими способами. Наиболее часто применяют картерную, циркуляционную, кольцевую смазки, осуществляемые при принудительной подаче масла, а также через индивидуальные смазочные устройства (капельные, фитильные и др.).

Масла, применяемые для смазки подшипников скольжения

Таблица № 1

Наименование масла Вязкость кинематическая υ 50, мм2 Температура вспышки, градус Цельсия Температура застывания, градус Цельсия Основное назначение
Масло для высокоскоростных механизмов Л (велосит)   4 – 5.1   -   - 25 Для точных механизмов с малой нагрузкой при больших оборотах
Масло для высокоскоростных механизмов Т (вазелиновое)   5.1 – 8.5   -   - 20   То же
Приборное (МВП)   6.3 – 8.5   -   - 60 Для приборов КИП, работающих при низких температурах
Сепараторное Л   6.1 - 10     + 5 Для центрифуг, автоматов для фасовки продуктов
Индустриальное 12 (веретённое 2)   10 - 14     - 30 Для быстроходных машин, для кольцевой смазки
Сепараторное Т   14 - 17     + 5 Для скоростных машин с небольшими нагрузками

 

 

Продолжение таблицы № 1

Наименование масла Вязкость кинематическая υ 50, мм2 Температура вспышки, градус Цельсия Температура застывания, градус Цельсия Основное назначение
Индустриальное 20 (веретённое 3)   17 - 23     - 20 Для кольцевой смазки, центробежных насосов, зубчатых передач, трансмиссии, средней нагруженности
Индустриальное 30 (машинное Л)   27 - 33     - 15 Для валов зубчатых передач, станков с большой загрузкой и малыми скоростями
Индустриальное 45 (машинное С)   38 - 52     Для тяжелых станков с малыми скоростями, редукторов, кривошипно – шатунных механизмов
Индустриальное 50 (машинное СУ)   42 - 58     - 20 То же при повышенных нагрузках и малых скоростях
Цилиндровое 11 (цилиндровое 2)   9 -13     + 5 Для червячных передач, редукторов большой мощности
Цилиндровое 38 (цилиндровое 6)   32 - 44     + 17 Для механизмов, работающих при большой температуре, арматуры для перегретого пара

 

Тяжело нагруженные подшипники скольжения необходимо обильно смазывать жидкой циркуляционной смазкой под давлением от 0.05 до 0.35 МПа. Ручная смазка, а также капельная и фитильная применяются только в неответственных подшипниках, работающих с небольшими скоростями и большими перерывами. В остальных случаях рекомендуется использовать циркуляционную смазку.

Периодичность смазывания при ручной смазке – один-два раза всмену.

В таблице 2 приведены нормы расхода масла в граммах для подшипников скольжения при капельной и фитильной смазке

 

Нормы расхода масла при капельной и фитильной смазке

Таблица № 2

Диаметр вала, мм. Скорость вращения вала, об./с
  1.5 2.5 4.0 6.0 8.0 11.0 15.0
Расход масла, грамм, за 8 часов работы
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                -
                -
              - -
              - -

 

 

Для тихоходных валов применяют пластичные смазки, которыми также целесообразно смазывать подшипники скольжения, установленные в труднодоступных для смазки местах или в открытых и пыльных помещениях.

Режим смазывания подшипников пластичной смазкой рекомендуется применять в соответствии с данными таблицы № 3.

 

Расход пластичной смазки за 8 часов работы при ручной набивке подшипников скольжения равен 0.5 грамм

Таблица № 3

Система смазки Условия работы Режим смазывания
Централизованная Непрерывная работа деталей при высоких температурах и с большой нагрузкой   2 -3 раза в смену
Непрерывная работа в нормальных температурных условиях   2 раза в смену
Смазка шприцом через пресс-маслёнку Периодическая работа при незначительной нагрузке 1 раз в смену
Периодическая работа при малой нагрузке 1 раз в сутки
Ручная смазка колпачковой маслёнкой Кратковременная работа деталей 1 – 2 раза в неделю

Вид пластичной смазки для подшипников скольжения выбирается из таблицы № 4

 

Выбор пластической смазки в зависимости от условий использования

Таблица № 4

Наименование смазки Основное назначение
Универсальная низкоплавкая УН-1 (вазелин технический) Для подшипников скольжения с малыми нагрузками при температуре менее 35 градусов. Для защиты от коррозии и для консервации деталей при хранении
Универсальная низкоплавкая УН-2 (вазелин технический высокоплавкий) То же при температуре менее 45 градусов
Универсальная УН-3 (пушечная смазка) Для защиты от коррозии при хранении
Универсальная среднеплавкая УС-2, УС-3, УС-М (солидол жировой марок Л и М Для подшипников скольжения и других пар трения, работающих при малых и средних нагрузках и скоростях при температуре 53-75 градусов
Универсальная смазка УС-1 (солидол эмульсионный) То же при температуре менее 75 градусов. Заменитель жирового солидола
Мазь графитовая (смазка УС-А) Для открытых зубчатых шестерён, цепных передач
Универсальная тугоплавкая смазка марок УТ-1, УТВ, УТс-1, УТ-2, УТс-2 (консталины) Для шарико- и роликоподшипников и других узлов трения, работающих в условиях большой влажности при температуре до 90-130 градусов
ЦИАТИМ-201 Для быстроходных подшипников и узлов трения до температуре 120 градусов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: