ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ГЛОБАЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО КОМПАНИИ «EXXONMOBIL»




Компания «ExxonMobil» (далее – ЕМ) на сегодняшний день является самой крупной частной нефтяной компанией в мире. Осуществляя свою операционную деятельность более чем в ста странах мира, включая Россию, компания ежедневно производит почти 4 млн. баррелей нефтяного эквивалента в стуки. Авторитетность компании также подтверждается тем фактом, что ее акции учитываются при расчете индекса «Dow Jones».

Одним из ключевых факторов, способствовавших международному развитию компании явились высокие технологии. На протяжении многих лет компания выступала в качестве пионера в сфере научных исследований и разработок в своей отрасли. Традиционно технологические разработки ЕМ можно разделить на 4 ключевые направления:

Разработка новых видов топлива. Так в 1885 году были созданы абсолютно новые моторные масла для генераторов и двигателей до 1000 оборотов/мин. В 1926 году выпущено первое топливо под брендом «Esso». А в 1952 году на рынок поступило первое в мире автомобильное всесезонное масло, рекомендованное к применению как летом, так и зимой.

Производство качественно новых материалов. В 1937 году в результате научных исследований был получен бутил. Это синтетический каучук, который нашел широкое применение в производстве автомобильных шин, киперных лент, защитных покрытий.

Усовершенствование существующих способов разведки, добычи и переработки полезных ископаемых. Компания внедряет новые способы разведки месторождений: сейсмическая разведка методом преломленных волн(1927), революционная технология трехмерной сейсмосъемки, которая полностью изменила применявшиеся в отрасли методы поиска залежей нефти и газа (1963). К тому же не стояли на месте и методы добычи. В 1975 году при активном участии ЕМ прошел ввод в эксплуатацию в Северном море добывающей установки «Берил А», ставшей прототипом будущих глубоководных добывающих платформ в северных широтах. В 1936 году была введена в эксплуатацию первая промышленная установка каталитического крекинга. Разработка команды ученых ЕМ позволила повышать октановое число бензина посредством ввода глинистого катализатора.

Материальное обеспечение научных разработок. Смазочные материалы компании использовались в первой центральной электрогенераторной установке Томаса Эдисона. Топливо ЕМ использовалось братьями Райт для совершения первого в истории человечества полета над городом, а масла компании использовались в первых одиночных полетах через Атлантику.

С момента основания компании в 1870 году до текущего момента времени технологическое направление деятельности ЕМ сделало большой шаг вперед. Среди наиболее значимых современных разработок корпорации можно выделить следующие:

— Технология Controlled Freeze Zone (CFZ). Данная технология позволяет более эффективно очищать добытый природный газ, сокращая тем самым выбросы парниковых газов в атмосферу. К безусловным преимуществам данной технологии можно отнести: производство «в один шаг», содержание углекислого газа и сероводорода в исходном сырье может быть неограниченно большим, к тому же данный способ является альтернативным источником получения серы и отличается экономией затрат. Первое применение технологии прошло в 1986 году, а сегодня она уже имеет широкое коммерческое применение.

— Глубоководные технологии позволяют осуществлять добычу углеводородов на глубине более 1,5 км, что приводит к ежегодному увеличению ресурсной базы компании на более чем 3 млрд. баррелей нефтяного эквивалента в год (начиная с 2010 года).

— Remote Reservoir Resistivity Mapping (R3M) представляет собой высокоэффективную систему дистанционного картографирования залежей нефти и газа. Используется в западной Африке, Бразилии, Колумбии, Канаде и Мексике.

— 3-D сейсморазведка. Впервые была реализована именно компанией ЕМ, а на сегодняшний день является неотъемлемой частью операционной деятельности практически любой компании отрасли. К тому же технология была усовершенствована до 4-хмерной модели, позволяющей сравнивать результаты 3-D сейсморазведки за разные периоды времени.

Технологическое развитие всецело укладывается в стратегию ЕМ по расширению диверсификации бизнеса и увеличению степени участия компании в формировании цепочки создания добавленной стоимости продукции (см. рис. 1).

Поддерживающие направления
Базовые направления


 

Рис. 1. Цепочка создания добавленной стоимости компании ЕМ

 

Базовыми направлениями деятельности корпорации традиционно являются закупки, операционное направление, дистрибуция, продажи и маркетинг, а также сервисное сопровождение выпускаемой продукции. В свою очередь поддерживающими для базовых служат такие направления как НИОКР и технологическое развитие, управление человеческими ресурсами и общее администрирование работы компании.

Эффективно построенная модель производства ЕМ находит свое отражение в операционных показателях деятельности корпорации (2014 год):

— увеличены доказанные запасы нефти и природного газа на 1,5 млрд. баррелей н.э.;

— разведаны 2,7 млрд. баррелей н.э. за счет разведочного бурения;

— завершены 8 крупных проектов с ежегодной добычей 6,9 млн. т.;

— успешно пробурена первая разведочная скважина в Арктической зоне;

— инвестировано 3 млрд. долл. в более технологичное производство и энергоэффективность;

— достигнуты рекордные продажи ведущих в отрасли смазочных материалов Mobil 1 и Mobil Delvac 1;

— начало установки нового оборудования для замедленного коксования на НПЗ для преобразования бункерного топлива с более низким стоимостью в дизельные продукты с более высокой стоимостью;

— завершено расширение завода смазочных материалов в Китае;

— строительство нового завода в Сингапуре с ежегодным производством полимеров в 230 тыс. тонн;

— запуск производственных мощностей мирового масштаба в штате Техас для производства синтетических базовых масел.

Согласно существующим на сегодняшний день моделям долгосрочный экономический рост у фирмы может быть обеспечен единственным фактором. Этим фактором выступают инновации и непрерывное технологическое развитие. Что и подтверждают экономические и операционные показатели ExxonMobil. Успешно выбранная стратегия позволила компании не только занять лидирующие позиции на мировом рынке нефти, но и удерживать их на протяжении десятилетий.

 

Список литературы

1. Официальный сайт ExxonMobil [Электронный ресурс] – режим доступа: https://corporate.exxonmobil.com/.

2. Русскоязычный сайт ExxonMobil [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.exxonmobil.ru/Russia-Russian/PA/default.aspx.

3. Strategic Analysis of ExxonMobil Corporation https://roshmalai2013.blogspot.ru/2013/04/strategic-analysis-of-exxonmobil_24.html

 

Ц.Г. Сарашвили

студент группы 36С131

Е-mail: tsiala1995@bk.ru

Н.В. Мальцева

Научный руководитель,

канд. социол. наук, доцент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: