ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА




В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Важность развития малого предпринимательства в Российской Федерации часто подчеркивается политиками, предпринимателями, экономистами, социологами. Так, например, на выездном заседании президиума Госсовета, который состоялся в г. Тобольске, Д.А. Медведев подчеркнул, что развитие малого бизнеса — это ключевая задача для стабильного долговременного развития страны [2].

Термин «молодежное предпринимательство» не нашел отражения в современном российском законодательстве. В Федеральном агентстве по делам молодежи «Росмолодежь» под молодежным предпринимательством понимают предпринимательскую деятельность, которая осуществляется лицами в возрасте до 35 лет. Основной функцией молодежного бизнеса является возможность для среднего слоя населения воплотить в жизнь свои креативные идеи. В этом контексте региональным и местным властям РФ следует проявлять заинтересованность и способствовать созданию благоприятных условий для формирования молодёжной предпринимательской среды.

Специалисты Санкт-петербургского университета и «Левада-Центра» опросили 2020 человек в возрасте от 18 до 64 лет, чтобы выяснить в каком возрасте россияне чаще всего открывают свое дело. Исследование показало, что мужчины в возрастной категории от 25 до 34 лет готовы начать собственный бизнес. В России свое дело обычно начинают к 30 годам, или, как минимум, откладывают деньги, чтобы начать свой бизнес в ближайшие год-два [1].

Расширение молодежного предпринимательства способно снизить безработицу путем создания новых рабочих мест, повысить эффективность капиталовложений и налоговых поступлений в бюджет региона. Однако на в настоящее время инициативы молодых предпринимателей сдерживаются некоторыми очень важными моментами, именно:

1) стереотип, сложившийся в молодежной среде, согласно которому проще быть наемный работником, чем работать на себя. Предпринимательская деятельность ассоциируется у молодежи больше с риском, возникновением трудностей, чем с достижением успеха;

2) недостаток базовых знаний в области введения бизнеса. Для формирования стимулов к занятию предпринимательской деятельности знания основ экономики и менеджмента недостаточно;

3) отсутствие стартового капитала. Нехватка финансовых средств -основная причина, возникающая на начальном этапе развития бизнеса.

На данный момент в Тюменской области насчитывается два органа исполнительной власти и пять общественных организаций, которые оказывают государственную поддержку молодежному предпринимательству в регионе.

Наиболее известной общественной организацией по развитию молодежного предпринимательства в Тюмени является ГБУ ТО «Областной бизнес-инкубатор», созданный в 2009 году Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области с целью оказания помощи начинающим предпринимателям, а также бизнес-проектам, ориентированным на реализацию своей продукции не только на территории Тюменской области, но и за ее пределами, включая ближнее и дальнее зарубежье [2].

Одна из крупнейших общественных организаций - Тюменское региональное отделение общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» также набирает популярность в регионе. Её представителями регулярно проводятся мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательства среди молодежи. Основные направления деятельности Молодежной Опоры: менторство, работа с start-up предпринимателями, организация мероприятий и другое.

Отличную возможность для создания собственного бизнеса дает «Студенческий бизнес-инкубатор ТюмГУ», куда может обратиться любой студент, у которого есть инновационные, интересные идеи. Бизнес-инкубатор проводит комплекс мероприятий, дающих возможность студентам Тюменского Государственного университета реализовать свои проекты. Например, конкурс «Бизнес-идей ТюмГУ», где наградой для победителей является финансирование проекта до 100 тыс. рублей. Конкурс «УМНИК» предполагает финансирование развития (до уровня коммерческого применения) некоторой научно-технической идеи на протяжении двух лет [4].

Одна из недавно образованных общественных организаций, получившая известность среди молодых предпринимателей, это «Инвестиционное агентство Тюменской области». Агентство ориентировано на создание так называемого «зелёного коридора» для предпринимателей – сопровождение инвестиционных проектов стоимостью до 300 миллионов рублей (от информационной поддержки до оказания административного содействия в их реализации) [2].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правительство региона заинтересовано в развитии молодежного предпринимательства и предоставляет достаточное количество возможностей для развития и самореализации молодежи в бизнесе. Вовлечение молодых в предпринимательскую среду на уровне региона посредством таких организаций представляется принципиально важным для формирования благоприятной деловой среды. Существующие программы позволяют молодежи пройти путь от осознания себя как предпринимателя до реального воплощения идей в конкретный бизнес.

На федеральном уровне решением перечисленных выше вопросов занимаются следующие организации: Международная и Российская молодежные палаты; Молодежная общественная палата; Российский центр содействия молодежному предпринимательству; Ассоциация молодых предпринимателей России. Эти организации успешно развивают малый и средний бизнес через создание федеральных программ. Федеральным агентством по делам молодежи был разработан комплекс мероприятий «Ты — предприниматель», направленный на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность [3].

Стоит отметить, что не все регионы Российской Федерации участвуют в формировании и развитии такого направления предпринимательской деятельности, как молодежный бизнес. Это подтверждают данные о доли малого и среднего бизнеса в ВВП РФ (всего 20%), тогда как в большинстве зарубежных странах малый и средний бизнес производит от 50% ВВП [1].

Особый интерес для исследования представляют формы поддержки молодежного бизнеса в зарубежных странах. В Великобритании и США актуальны благотворительные фонды, цель которых - финансовая помощь стартап-проектам. Примером подобного благотворительного фонда является организация, основанная в 2000 г. Принцем Уэльским Чарльзом «The Prince`s Youth Business International» (YBI). Сеть YBI обеспечивает тысячи молодых предпринимателей пакетом поддержки: финансовая поддержка (предоставление беспроцентной ссуды); наставничество (за каждым молодым предпринимателем закреплён опытный бизнес-наставник); техническое обучение (консультации в бухгалтерском учете, финансовом менеджменте).

В России, как известно, одна из актуальных проблем среди молодых предпринимателей заключается в нехватке знаний в области бизнеса. Бизнес-инкубатор "University of Wisconsin Entrepreneurship Association» в США решает данную проблему, предоставляя будущим молодым бизнесменам возможность обучаться предпринимательской деятельности [6].

В стимулировании активности молодых начинающих предпринимателей большую роль играют бизнес-тренинги и семинары. Подобные мероприятия организуются всеми общественными организациями по поддержке бизнеса. В России их называют бизнес-клубами, в США молодежными дискуссионными площадками. Эта общая тенденция формирования молодежной предпринимательской среды, которая позволяет молодым людям получать новые знания и опыт, обмениваться информацией, приобретать полезные связи.

Анализ отечественных и зарубежных форм поддержки молодежного предпринимательства показывает, что все страны заинтересованы в создании благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив молодежи. Система поддержки молодежного бизнеса состоит из государственных, общественных, образовательных организаций и учреждений, основной целью которых является предоставление информационных, образовательных, материальных, бухгалтерских и других услуг, способствующих формированию и расширению молодежного бизнеса.

 

Список источников:

1. Аналитический центр Юрия Левады [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.levada.ru (дата обращения 17.02.16)

2. Официальный сайт информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Тюмени [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tmb72.ru (дата обращения 17.02.16)

3. Поддержка предпринимательства на региональном уровне [Электронный ресурс] Режим доступа: https://atmr.ru (дата обращения 17.02.16)

4. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А. Анализ положения молодежи на рынке труда и мер региональной поддержки развития молодежного предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа- https://www.acexpert.ru/public/content/files2/Molodezh_na_rinke_truda.pdf (дата обращения 20.03.16)

5. Тюменский государственный университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.utmn.ru (дата обращения 15.03.16)

6. Wisconsin School of Business Entrepreneurship [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bus.wisc.edu/entrepreneurship (дата обращения 15.03.16)

 

М.В. Лозовенко

Е.А. Шурганова

студентки группы 36ЭБ131

Е-mail: 79222677398@yandex.ru

Н.М. Латушкина

Научный руководитель,

канд. экон. наук, доцент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: