Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых, когда они включены в конкретную ситуацию. Этап в развитии речи, когда ребенок понимает то, что ему говорят, но сам еще говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания являются дальнейшее развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью и преодоление ее ситуационной связанности.
Пассивная и активная речь развиваются в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов (в быту, игре). При этом ребенок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.
Важно создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей. С этой целью нужно давать соответствующие образцы и побуждать малышей использовать в речи предложения, состоящие из двух и более слов, вопросительные и восклицательные формы предложений, разные части речи.
Необходимо также уделять внимание развитию у детей фонематического слуха (способности различать звуки и звукосочетания), так как он является одним из важных условий, определяющих способность ребенка понимать речь, воспроизводить звуковые образцы взрослого, самостоятельно произносить слова и фразы.
|
На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями – очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию.
Постепенно речь отделяется от наглядной ситуации. С целью преодоления ситуационности речи взрослые должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том, что они не воспринимают в данный момент (о том, что было вчера, будет завтра, и пр.).
Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок. Знакомя малышей с художественными произведениями, взрослый должен вместе с детьми рассматривать и обсуждать иллюстрации, помогать разучивать короткие стихи, песенки.
Приобщение детей к художественной литературе имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей. Яркие образы, красота и мелодичность слога произведений, выразительные интонации пробуждают у малышей любовь к чтению, способствуют формированию художественного вкуса, чувства родного языка. Приобщаясь к литературному творчеству, малыши учатся сопереживать героям произведений, знакомятся с нормами взаимоотношений между людьми, получают первые представления о положительных и отрицательных поступках и моральных качествах (добрый – злой, честный – нечестный и др.).
|
В раннем возрасте развивается еще одна важнейшая функция речи – регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение сначала слову взрослого, а потом и своему собственному. Эта способность возникает не сразу. Бывает, что малыш понимает просьбу или инструкцию взрослого, даже начинает действовать в соответствии с ней, но не может до конца реализовать намерение. Например, ребенок по просьбе взрослого идет за книжкой, но по пути отвлекается на какую-нибудь игрушку. Долгое время воспринимаемые предметы и сложившиеся двигательные стереотипы остаются более сильными побудителями действий, чем значение слов взрослого. Развитию у ребенка способности подчинять свое поведение словесной инструкции следует уделять специальное внимание.
Отдельным направлением педагогической работы является развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга.
Итак, в сфере речевого развития ребенка перед педагогами и родителями стоят следующие задачи:
• развитие понимания речи;
• развитие активной речи;
• приобщение к художественной литературе.
|
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создавать специальныеусловия.
Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности с ребенком: кормление, одевание, гигиенические процедуры и т. п.
Ребенку необходима уверенность в том, что взрослый его слушает и понимает, поэтому так важно, чтобы взрослый откликался на все обращения малыша, поощрял и поддерживал их.
Важно создавать жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую ребёнку хорошее настроение.
На этапе становления речи большое влияние на ее развитие оказывает речь окружающих взрослых. Речь, адресованная детям, должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть:
• эмоционально окрашенной.
• правильной, отчетливой, неспешной;
• понятной, касаться интересных для ребенка тем.
• более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и лексически.
В течение дня нужно разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Обсуждая с малышами события дня, следует побуждать их к высказываниям, задавать вопросы. Совершая ежедневные процедуры, взрослый должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие присказки, стихи, песенки.
Существенное значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыша разных сторон речи.
К специальным играм и занятиям, направленным на развитие речи, относятся:
• разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.);
• чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
• разгадывание загадок;
• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Игры-потешки, хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения, устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого.
В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству.
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.
Можно организовать несложные импровизации с использованием игрушек, персонажей кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песенок, стихов. Во время инсценировок взрослый разыгрывает сценки, разговаривая от имени персонажей, комментирует их действия, обращается к ребёнку с вопросами. Со временем можно привлекать ребёнка к участию в таких спектаклях.
Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение книг, рассматривание красочных иллюстраций. Помимо сказок, о которых речь шла выше, рекомендуем читать детям «Телефон» К. Чуковского, «Глупый мышонок», «Ребята и зверята» С. Маршака, короткие стихи А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, З. Александровой, Ю. Тувима, И. Токмаковой, Э. Мошковской, В. Лунина и др.
Во время чтения взрослый должен показать детям иллюстрации, задать вопросы, в случае затруднения сам называть предметы, персонажей, их действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов.
Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и называя их, дети называют и те предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту; развитию у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самостоятельно пересказывать их.
В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов (игры в «магазин», «зоопарк», «больницу» и др.).
Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.
Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию.
Список литературы:
1.Рузская А.Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. / А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова – М.; Мозаика-Синтез, 2007. - 64с.