История возникновения связующего игрока




ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА В ВОЛЕЙБОЛЕ

История возникновения связующего игрока

В практике волейбола в настоящее время прочно утвердился термин «связующий игрок». Действия этого игрока предопределены игровой функцией — поддерживать и осуществлять связь между обороной и атакой. Мы настолько привыкли к роли связующего, что и представить команду без него не можем. Даже далеко не классные команды играют как по нотам. Смотришь и удивляешься: все известно на много ходов вперед, все выверено до сантиметра. Как отмечает ветеран волейбола профессор Д. Федоров, все это рождалось в творческих муках. В двадцатые годы игра, по существу, сводилась к тому, чтобы хоть как-нибудь, чаще одним ударом, перебить мяч на другую сторону. Каждый стремился, что называется, проявить свою прыть. Однако так продолжалось недолго. Счастливый случай помог волейболу обрести четкость взаимодействий. Очевидец первых волейбольных баталий и первый председатель Всесоюзной секции волейбола А. Поташник вспоминал, что в двадцатые годы игроком и тренером сборной команды Москвы был гимнаст, волейболист и музыкант Михаил Кочержинский. Как музыканту ему, видимо, было понятнее, что такое слаженный ансамбль. Кочержинский ввел на площадке четкую игровую дисциплину, разработал систему распасовок: игроки знали, кто принимает мяч, куда его направить и кто должен завершать взаимодействия. В ту пору это было подлинное новаторство. Конечно, с нынешней организацией игры эти изменения не сравнить, но лиха беда начало. Так счастливый случай ускорил закономерный процесс развития игры и положил начало появлению целой плеяды прославленных мастеров второй передачи. 8 В тридцатые годы на ролях пасовщиков, как их тогда называли, закреплялись игроки, виртуозно выполнявшие защитные действия. Это заслуженные мастера спорта А. Соколов, А. Якушев, А. Эйнгорн. В сороковые годы на этих «должностях» больших успехов достигли В. Васильчиков, Н. Михеев, С. Нефедов, В. Саввин. С именами этих замечательных мастеров неразрывно связаны и первые выдающиеся победы советских волейболистов на крупнейших международных соревнованиях. Они и были первыми. У них учились сегодняшние мастера, признанные диспетчеры отечественного и мирового волейбола. В пятидесятые годы ряды связующих пополнили В. Гайлит, Е. Кошелев, М. Крылов, Т. Смольянинов, С. Щербаков, Л. Стрельникова. Появляются мастера, в полной мере соответствующие роли диспетчера, - Г. Мондзолевский, Ю. Поярков, А. Рыжова. Профессора паса, как тогда их называли, они вписали яркую страницу в историю этой игровой роли. Шестидесятые годы характерны появлением плеяды замечательных мастеров второй передачи, отличавшихся ярким индивидуальным дарованием: Г. Гайковой, А. Цирков, П. Райг, Ю. Венгеровский, В. Калачихин, В. Михальчук, В. Мокрушев, Ж. Саурамбаев, Б. Терещук, Л. Булдакова, Л. Михайловская, В. Виноградова, Н. Абрамова, Т. Родионова. В семидесятые годы эстафету связующей игры приняли Ю. Старунский, В. Домани, В. Зайцев, В. Кривов, Г. Леонтьева, Л. Берген, Т. Гонобоблева, Е. Назаренко, Н. Мурадян, Л. Логинова. Сегодня многие из них завершают свой спортивный путь. Однако своей виртуозной игрой ветераны не только по-прежнему радуют сердца своих поклонников, но и демонстрируют образец высокого спортивного мастерства, благодаря которому нашим волейболистам удалось покорить самые высокие вершины. По-прежнему в строю диспетчеры № 1 семидесятых В. Зайцев и Л. Логинова. Нашим молодым спортсменам есть у кого учиться и на кого равняться. Развитие волейбола в шестидесятые годы характеризовалось значительным усилением атакующей мощи команд. Этому во многом 9 способствовала атлетическая подготовка спортсменов. Извечный спор «брони» и «снаряда» явно склонился в пользу атаки, так как пассивному противодействию защиты (блок на своей стороне площадки) не под силу оказалось сдерживать возросший натиск нападения. Вполне естественно, что при построении игровых действий в таком случае отпадала необходимость поисков сложных решений. Это в большинстве случаев приводило к упрощенной организации игровых действий в расчете на силу удара. Волейбол стал терять свою зрелищность. Исчезли привычные хитроумные замыслы игроков, так полюбившиеся миллионам поклонников волейбола во многих странах мира. «Рациональный волейбол» - часто можно было услышать или прочитать в то время, хотя заметим, что «рацио» значит «разум» и, таким образом, не вполне характеризовало реальное положение вещей. В 1964 г. по предложению Федерации волейбола СССР были введены изменения в правила игры, разрешающие блокирующим переносить руки через сетку на сторону противника. С изменением правил (они вошли в действие в 1965 г.) действия нападающих игроков в значительной степени затруднились. Возникла необходимость в такой передаче для нападающего удара, которая позволяла бы завершить его без противодействия блокирующих игроков соперника или по крайней мере против одного блока. Однако точная и своевременная передача с учетом быстро меняющихся игровых ситуаций и индивидуальных особенностей нападающих оказалась под силу не каждому передающему. Потребовались игроки нового плана - диспетчерского, а их отсутствие, особенно поначалу, породило настоящую проблему. Между тем атакующие действия стремительно развивались, но теперь уже как следствие борьбы с активной защитой. По мнению специалистов, это повлекло за собой существенные изменения в содержании игры, в первую очередь значительно повысилась роль четкой организации тактических действий. Ища выход из создавшегося положения, тренеры начали привлекать опытных игроков, утративших со 10 временем необходимые качества нападающих (быстроту, прыгучесть, выносливость). Однако, как свидетельствуют факты того времени, такой шаг не только не способствовал решению проблемы, а, наоборот, положил начало вредной практике переквалификации игроков, зачастую не отвечающих необходимым требованиям сложной игровой роли. Уже первые серьезные испытания (чемпионат мира 1966 г.) показали, что удельный вес игровых действий связующих игроков значительно возрос, а роль их в организации тактических действий стала решающей. В дальнейшем развитие волейбола в нашей стране и за рубежом характеризовалось активным поиском наиболее оптимального использования возможностей связующих игроков. Тем тренерам, которые предпочитали сложное построение игровых действий при доминирующей роли диспетчера, как правило, сопутствовал успех. Но главное в том, что выиграл сам волейбол. Игра стала еще более динамичной и привлекательной. Неудачи советских волейболистов в крупнейших международных соревнованиях семидесятых годов и медленный рост мастерства даже сильнейших в прошлом команд страны обусловили необходимость специального исследования проблемы связующего игрока. На первый взгляд кажется, что пути ее решения довольно определенны: необходимо энергичнее готовить игроков этого амплуа. Сегодня универсальность подготовки связующего не вызывает сомнений. Однако ее место и задачи в учебно-тренировочном процессе, с учетом специфики игры, требовали детального анализа. Но главным, что предстояло изучить, были содержание игровой функции диспетчера и его психофизиологические особенности. Другими словами, следовало выяснить, каким должен быть волейболист этого амплуа и где тот эталон, к которому должны стремиться тренеры и спортсмены в своей работе. В процессе поиска ответов на эти и многие другие вопросы были определены три основных этапа. На первом изучался опыт работы специалистов, тренеров и спортсменов (по данным анкетного опроса и 11 бесед), на втором анализировались особенности игровой деятельности связующего, на третьем оценивался уровень развития специальных физических качеств и психофизиологических функций диспетчера. Российских и зарубежных специалистов и тренеров, а также спортсменов интересовали три главных вопроса: какова роль связующего игрока в современном волейболе и сохранится ли эта игровая функция в будущем? какими качествами должен обладать спортсмен этой специализации? когда и как готовить волейбольного диспетчера? В первом вопросе тренеры были единодушны: добиться высокой организации командных тактических действий без связующих игроков практически невозможно. Другое дело, как отмечали некоторые тренеры, по мере развития волейбола грань между различными амплуа в команде будет стираться. И все же без полноценных мастеров связующей игры волейбол потеряет зрелищность, игра превратится в самодеятельность без четкого стратегического плана. Ведь благодаря хитроумным, дальновидным задумкам, подчеркивал заслуженный тренер Болгарии М. Караиванов, волейбол приближается к оригинальному творчеству, к искусству. Какими качествами должны отличаться связующие игроки? Точная и мягкая передача мяча, тонкое понимание игровой ситуации, сообразительность, быстрота реакции, самообладание, развитое периферическое зрение. Как видно из табл. 1, больших различий в оценке специалистов и спортсменов нет. Обращает на себя внимание и роль общей физической подготовки. Если учесть, что многие команды комплектуются по принципу 5+1 (пять нападающих и один связующий), то универсальная физическая подготовка для связующего - важная гарантия стабильной игры. Нетрудно прийти к заключению, что, обладая такими качествами, диспетчер будет хозяином в самой трудной игровой ситуации, особенно в напряженные моменты игры, порой решающие исход состязания. 12 Таблица 1 Качественные особенности связующих игроков (по данным экспертной оценки тренеров и спортсменов) Качества Тренеры, % Спортсмены, % Техника второй передачи 37,5 42,3 Тактическое мышление 42,5 38,4 Периферическое зрение 40,0 32,6 Волевые качества 28,8 13,8 Ориентировка 25,0 14,5 Быстрота реакции 21,2 15,8 Разносторонняя физическая подготовка 19,0 11,7 Лидерство 12,5 25,2 Коммуникабельность 11,7 9,5 В большинстве случаев тренеры отдают предпочтение связующим высокого роста, владеющим нападающим ударом левой рукой с места и обладающим хорошими навыками блокирования. Некоторые же на первый план выдвигают тактическое мышление диспетчера, его реактивные качества. Как видим, полного единства взглядов у специалистов нет. Заслуживает особого внимания мнение одного из лучших связующих отечественного волейбола Георгия Мондзолевского: «Связующий в моем представлении - это высокорослый, прыгучий, резкий, быстро передвигающийся по площадке спортсмен с отличной реакцией и идеальным чувством мяча, умеющий атаковать и блокировать. Но главное - в совершенстве владеющий искусством второй передачи мяча, умеющий видеть и понимать все тонкости игры, принявший умом и сердцем главную формулу нашей игры: все начинается с паса!».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: