Стадии профессионального развития
В литературе существуют различные подходы и теории, касающиеся профессионального движения. Авторы выделяют и описывают разное количество и содержание стадий, этапов такого движения, называя это профессиональным развитием, построением карьеры и т.п.
Американский психолог Дональд Сьюпер считает, что профессиональное развитие человека тесно связано с его личной жизнью, и на каждой стадии жизни необходимо решить определенные задачи. Любой работающий человек проходит по всем этим стадиям, но только от него самого зависит, как он будет по ним продвигаться (см. Таблицу 1 «Стадии профессионального развития по Д. Сьюперу»).
Таблица 1
Стадии профессионального развития по Д. Сьюперу
Название стадии | Продолжительность | Содержание стадии |
Предварительная ориентация и обучение | До 20-25 лет | Развитие интересов, способностей, а также исследование, апробация своих сил. Стадия включает школьное обучение и профессиональные пробы, в ходе которых идет перенос увлечений на реальный мир работы и ее опробование; профессиональное образование и освоение профессии в реальной деятельности, которое и знаменует начало профессионального становления. Актуальна потребность в безопасности существования. |
Стадия профессионально-го становления | До 30 лет | Осуществляется процесс активного профессионального становления и самоутверждения, стремление получить высокую заработную плату, более высокий профессиональный и социальный статус, упрочить своих позиций в обществе. На этом стадии выпускники, которые неправильно выбрали профессию, занимаются активным поиском новой сферы профессиональных интересов и возможностей, переучиваются. Актуальная потребность - потребность установления независимости. |
Стадия продвижения и поддерживания | До 40-45 лет | Активное профессиональное развитие, в т.ч., повышение квалификации, расширение практического опыта и появление новых компетенций, продвижение по службе. Все это позволяет укрепить профессиональное положение специалиста. Актуальная потребность - в самоутверждении и самовыражении. |
Стадия сохранения | До 50-55 лет | Закрепление достигнутых результатов, вершина самовыражения. Проявление интереса к другим источникам дохода, развитие хобби. Актуальная потребность - в передаче знаний и опыта молодым коллегам. |
Стадия завершения | До 65 лет | Спад, уменьшение профессиональной активности, подготовка к уходу на пенсию, подготовка и обучение кандидата для собственной смены. Подготовка к новому виду деятельности в период пенсии. Актуальная потребность – в подготовке преемника. |
Стадия спада | После 60-65 лет | Наиболее активные люди переходят на позицию консультанта, эксперта. Происходит замедление профессионального продвижения (до 70 лет), а затем полный отход от дел. Некоторые люди начинают заниматься новым видом деятельности: работа в общественных организациях, садоводство и т.д. |
|
Необходимо отметить особенности профессионального развития на этапе становления. Характеризуя эту стадию, Д.Сьюпер подчеркивает, что здесь человек еще может подвергать сомнению свой профессиональный выбор. В итоге человек либо принимает окончательное решение о развитии в данной профессиональной сфере или продолжает поиск профессии. В последнем случае, когда выборы и перемены профессии возникают неоднократно, можно говорить о нестабильном профессиональном развитии. Из этих положений следует вывод о том, что окончательно человек утверждает свой профессиональный выбор только в зрелом возрасте, и соответственно выбор профессии, сделанный в юношеском возрасте, не может рассматриваться как окончательный и неизменный. На протяжении жизненного пути человек может совершать новые профессиональные выборы, искать себя в различных профессиях, т.е. решать проблему профессионального выбора неоднократно, находя именно те занятия, виды профессиональной деятельности, которые будут ему по-настоящему интересны. Потому что именно интерес, мотивация к освоению профессии является главной движущей силой и необходимым условием успешного профессионального становления и последующего развития.
|
Д.Сьюпер также считает, что профессиональное развитие индивида может происходить не в одном, а во многих направлениях и соответственно является многопараметрическим процессом, что приводит к формированию различных типов профессиональной карьеры.
Типы карьеры
Можно выделить различные типы карьеры, в зависимости от основания выделения. Здесь мы приводим то, что чаще всего используется в практической деятельности.
1. Наиболее известна классификация типов карьеры, связанная с н аправлением профессионального развития:
• вертикальная или административная карьера
• горизонтальная карьера или путь специалиста
|
• поливариативная (зигзагообразная) карьера
Вертикальная карьера – связана с движением по административной лестнице, сопровождаемым ростом управленческих компетенций. Например, выпускник окончил профессиональное училище по специальности «токарь». Имея хорошие лидерские данные, через некоторое время он возглавил бригаду токарей. Став бригадиром, он встал на первую ступеньку вертикальной карьеры: у него появились начальные функции управления в бригаде: планирование и распределение работ внутри бригады, учет рабочего времени, определение размеров вознаграждения и пр. Переход на должность начальника участка потребовал еще большего расширения функций: управление участком, где работает больше людей, значительнее – масштаб ответственности. Затем наш выпускник стал начальником цеха, где объем управленческих функций и ответственность еще больше. Таким образом, в этом примере можно наблюдать, как по мере движения по вертикальной лестнице расширяются управленческие компетенции и объем времени, которые они занимают. Соответственно, уменьшается время на выполнение профессиональных обязанностей токаря, человек все больше начинает двигаться по вертикальной карьере.
Горизонтальная карьера – предполагает углубление в профессию и расширение профессиональных возможностей, рост мастерства, что сопровождается увеличением квалификационного разряда (например, повар начинает с 1-2 разряда, а высший разряд - 6) или категории (учитель начинает работать, не имея категории, а по мере роста мастерства может получить высшую категорию). Этот вид карьеры предполагает продвижение не только внутри одной организации. Главное условие горизонтального продвижения - приобретение достаточного и разнообразного опыта на каждом рабочем месте, чтобы представлять интерес для более выгодных компаний, пусть и в прежнем качестве. Переход в более серьезную компанию при этом равносилен признанию профессионализма. Однако опыт обязательно должен быть подтвержден портфелем работ и рекомендациями. Хорошее портфолио — здесь лучший помощник.
Карьера поливариативная (зигзагообразная) – тип карьеры, совмещающий в себе чередование элементов горизонтальной и вертикальной карьеры, рост и спады, возможное возвращение на прежнюю позицию и даже смену вида деятельности. Как может выглядеть движение по поливариативной карьере? В примере, описанном выше, предположим, наш токарь, достигнув должности начальника смены, поработав на ней, понял, что управленческие функции у него не очень получаются, вызывают большое напряжение, так как не хватает знаний. Он решил отказаться от этой должности и вернуться назад в бригаду, чтобы снова работать бригадиром; постепенно расширил компетенции токаря с 4 до 6 квалификационного разряда. Одновременно поступил учиться в техникум по специальности «менеджмент», чтобы, приобретя управленческие компетенции, снова попробовать движение по вертикальной карьере. Другой вариант: специалист, поработав в организации муниципального уровня на должности старшего инспектора, совершает переход на более низкую должность - инспектора, но в организацию областного уровня. Такая потеря в должности понятна, потому что областная организация превосходит прежнюю по престижности и возможностям. При этом в деньгах можно и потерять, но важны открывающиеся перспективы. Затем специалист поднимается там до прежней должности, после чего, возможно, совершает переход на должность ведущего инспектора в этом или другом подразделении, где появилась вакансия.
2. В зависимости от ориентации человека на параметр «стабильность-нестабильность » выделяют типы карьеры:
· Стабильная карьера - от обучения - к постоянному, порой единственному месту работы.
· Обычная карьера - человек осуществляет профессиональные пробы в разных организациях и отраслях, останавливается на чем-то наиболее приемлемом для себя и далее совершенствует профессиональную деятельность в соответствии со своим выбором.
· Нестабильная карьера – движение идет по схеме «проба - продвижение, новая проба – продвижение». Человек достаточно хаотично меняет работу, профессию. Ему сложно самостоятельно осмыслить причины низкой эффективности и (или) своей неудовлетворенности на рабочем месте. Как правило, ему нужна помощь в выстраивании стратегии профессионального развития; вероятность достижения существенных результатов невелика.
· Крайне нестабильная карьера - сплошные пробы без какого-либо продвижения. Чаще всего такое поведение связано с наличием серьезных личностных проблем, низкими адаптивными возможностями. Вероятность достижения существенных результатов крайне мала.
3. Классификация типов карьеры в зависимости от ориентации человека на рабочую среду. Она фактически конкретизирует предыдущую классификацию, так как рассматривает одну из характеристик параметра «стабильность-нестабильность »: стабильность рабочей среды и ориентация человека на работу преимущественно в одной или разных организациях:
· внутриорганизационная карьера: работник ориентируется, в основном, на работу в одной организации; здесь человек последовательно занимает определенные должности внутри одной организации; поэтому эту карьеру еще называют стабильной.
· Межорганизационная карьера: работнику нравится разнообразие, динамичное перемещение и работа в разных организациях в процессе трудовой деятельности; соответственно он проходит все стадии развития от обучения до ухода на пенсию в различных организациях; иногда эту карьеру еще называют нестабильной.
4. По критерию скорости продвижения выделяют карьеры:
· с очень высокой скоростью
· с высокой скоростью
· со средней скоростью
· с медленной скоростью
В выборе того или иного типа карьеры многое зависит от нескольких факторов: целей и мотивации выпускника, его способностей и личностных особенностей, его ориентации на скорость продвижения, отчасти от протекционизма и связей.
Выполнить задание 2.