Композиторы:
Арнольд Шенберг
Альбан Берг
Антон Веберн
Арнольд Франц Вальтер Шёнберг — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника.
А́льбан Берг — австрийский композитор и музыкальный критик. Видный представитель музыкального экспрессионизма и Нововенской композиторской школы.
Антон Ве́берн, также Антон фон Ве́берн — австрийский композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы.
Додекафония
Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. — die Reihe) — определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется;
Первая композиция Шенберга в додекафонии это Сьюита для Фортепьяно опус 25.
— техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов». Изобретена выдающимся австрийским музыкантом Арнольдом Шёнбергом в начале 1920-х годов.
Сериализм — техника музыкальной композиции преимущественно в западноевропейской музыке второй половины XX века. Генетически сериализм связан с серийной техникой, берущей своё начало в музыке нововенской школы, особенно в додекафонии.
Зарождение сериализма связывают с именем Антона Веберна, который в своих произведениях пытался перенести достижения додекафонии на тембральную («Пассакалия» ор.1, Симфония ор.21), динамико-артикуляционную (Вариации ор.27), ритмическую (вариации ор.30) стороны. Одна из первых сериальных попыток принадлежит русскому эмигранту Ефиму Голышеву (Струнное трио. Первые четыре пьесы написаны в 1914 году, пятая — позже, «из сочинений до 1925 г.» (авторская ремарка в издании Шлезингера), то есть года издания).
|
Сериальная техника выкристаллизовывалась в творчестве Оливье Мессиана (см. 4 ритмических этюда для фортепиано, 1949), и, наконец приобрела свой классический вид в творчестве композиторов Дармштадтской школы в 50-х годах (Карел Гуйвартс, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Луиджи Ноно), а также у Милтона Бэббитта. Популярная разновидность композиционной техники у дармштадтских сериалистов 1949-55 гг. — точечная музыка, или пуантилизм.
Но́вая ве́нская шко́ла (англ. Second Viennese School) — устоявшееся в мировом музыковедческом дискурсе название композиторской школы, эстетические принципы которой исторически сложились в первой трети XX века в Вене, явившись результатом активной творческой, педагогической и организационной деятельности Арнольда Шёнберга и его учеников.
Кроме самого Арнольда Шёнберга, творческий костяк Новой венской школы составили композиторы Антон Веберн, Альбан Берг, а также Ханс Эйслер (в начальный период творчества), Виктор Ульман, Генрих Яловец, Эгон Веллес, Теодор Адорно, Ханс Эрих Апостель, Рене Лейбовиц и некоторые другие ученики и коллеги Шёнберга, Веберна и Берга.
К числу участников Новой венской школы относят обычно только тех композиторов и музыковедов, которые испытали влияние новых музыкальных идей Шёнберга именно в тот период, когда Шёнберг занимался своей инновационной преподавательской деятельностью в Австрии и Германии.
|
В плейлисте Arnold Schönberg - Brettl-Lieder: I. Galathea
Неоклассицизм в музыке
Композиторы:
Игорь Стравинский (средний период - неоклассический)
Пауль Хиндемит
Одивье Мессиан
Морис Равель
Это диалог современных композиторов с классикой.
Работа с классическими формами (берет классический музыкальный жанра и пишется в этом жанре в современности). Пауль Хиндль (работал с темой тональности«Людус тоналис».
Прелюдии Ивана Шниградского. Хроническая тональность подразумевает, что тональность не отменяется, но отменяется мажор и минор (остается только тон). Все вокруг ля. Главный признак - терция (большая - мажор, малая - минор). В хром тональности есть тоника, а остальные равны между собой. Фуга Соль. Интерлюдия. Камерная симфония - маленький состав исполнителей (у каждого сольная партия или симфония солистов). Николай Рословец (Камерная симфония 1935 года). Возможно цитирование какой-то музыки (Первым был Моцарт в Дон Жуане)
Чарльз тайз - первая пьеса авангарда «Вопрос, оставшийся без ответа»
• - единство стиля и стремление к полифонии.
Стравинский создал лозунг "Назад к Баху", но в отличие от романтизма, который восхвалял Баха за то, что он создавал "высокую" музыку, то неоклассицистов восхищала именно ее конструкция, которую они хотели использовать и воспроизводить с помощью новых муз. средств.