Ключевые муз. течения второй половины ХХ века





Композиторы:

Карлхайнц Штокхаузен (пространственная музыка + алеаторика)

Роман Хаубеншток-Рамати (графические партитуры)

ГраФические партитуры

Лучано Берио – Народные песни (неофольклоризм)

Жерар Гризе (спектрализм)

Янис Ксенакис (стохастическая музыка / музыка-архитектура)

Хельмут Лахенман (конкретная инструментальная музыка)

Дьёрдь Лигети (сонорика)

Брайан Фернейхоу (новая сложность)

Стив Райх (минимализм)

Джон Кейдж (флюксус)

 

 

Карлхайнц Штокхаузен (пространственная музыка (вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов») + алеаторика (течение в совр. музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства.)

! Роман Хаубеншток-Рамати (графические партитуры) — это форма записи музыки, при которой вместо привычных нотных знаков используется язык визуальных символов и текстовых обозначений. Таким нетрадиционным способом можно указать манеру исполнения некой музыкальной композиции.

Лучано Берио – Народные песни (неофольклоризм) - Для музыки неофольклоризма характерна концентрация тех или иных особенностей фольклора, например нерегулярный метр («Байка» Стравинского), «сгущение» ладоинтонационных особенностей фольклора народов, музыкальное мышление которых отличается от классической европейской традиции (например «15 венгерских танцев», «2 румынских танца», арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Ряду произведений свойственны активность, энергичность ритмики

Жерар Гризе (спектрализм) - основана на изменении звукового спектра. Она дала развитие электронной музыке в дальнейшем.

! Янис Ксенакис (стохастическая музыка / музыка-архитектура) - Янис Ксенакис ввел свой термин «стохастическая музыка», для описания музыки, основанной на законах вероятностей и законах больших чисел.

Хельмут Лахенман (конкретная инструментальная музыка — Это музыка, в которой не только нет мелодии, но вместо привычных, опознаваемых ухом инструментальных звуков используются недифференцируемые шумы.

Дьёрдь Лигети (сонорика)- в выдвижении на первый план фонической, красочной стороны звучания. Использует, в частности, темброкрасочные звуковые комплексы (без определенной высоты)

Брайан Фернейхоу (новая сложность) - (культивирует сложности в технике композиции)

Стив Райх (минимализм) - повторение одной и той же мелодии, паттерны, которые многократно повторяются и варьируются

Джон Кейдж (флюксус) — это слияние в одном «потоке» различных способов художественного выражения и средств коммуникации конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип — абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений,

 

В это время композиторы активно работают над новыми форматами, где обязательным условием становится соприсутствие в одном пространстве слушателя и исполнителя. В особенности это касается музыкального театра. Пространственно-композиционные решения становятся инструментами в арсенале автора и средством борьбы музыки за приоритет живого звучания над ее трансляцией.

Из-за этого все больше произведений из концертного разряда переходят в театральный - из-за этого размывается сетка устоявшихся музыкальных жанров.

 

Представители - композиторы послевоенного авангарда и современности: Луиджи Ноно, Хайнц Холлигер, Беат Фуррера.

Появляется конкретная музыка (вид авангардной музыки с отредактированными и микшированными шумами и звуками преимущественно природного происхождения) - самый яркий представитель - Пьер Шеффер.

Позже подобная музыка объединяется в понятие электроакустическая музыка:

Набирает популярность живая электронная музыка, где исполнитель на ходу меняет звук инструмента. Ранний пример такой музыки - Cartridge Music Джона Кейджа. Этот композитор начинает использовать элемент случайности.

Спектральная музыка основана на изменении звукового спектра. Она дала развитие электронной музыке в дальнейшем. Представители - Жерар Гризе и Тристан Мюрай.

Процессная музыка отождествляется с музыкальным минимализмом и продолжает создавать композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических паттернов и их многократных комбинаций - это экспериментальная музыка (может включать самые неожиданные сочетания жанров и нетрадиционные элементы).

После 70-х появляются направления новая сложность (культивирует сложности в технике композиции) и новая простота.

 

 

Карлхайнц Штокхаузен (пространственная музыка (вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов») + алеаторика (течение в совр. музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства.)

 

Роман Хаубеншток-Рамати (графические партитуры) -это форма записи музыки, при которой вместо привычных нотных знаков используется язык визуальных символов и текстовых обозначений. Таким нетрадиционным способом можно указать манеру исполнения некой музыкальной композиции.

 

Лучано Берио – Народные песни (неофольклоризм) - Для музыки неофольклоризма характерна концентрация тех или иных особенностей фольклора, например нерегулярный метр («Байка» Стравинского), «сгущение» ладоинтонационных особенностей фольклора народов, музыкальное мышление которых отличается от классической европейской традиции (например «15 венгерских танцев», «2 румынских танца», арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Ряду произведений свойственны активность, энергичность ритмики

 

Жерар Гризе (спектрализм) - основана на изменении звукового спектра. Она дала развитие электронной музыке в дальнейшем.

 

Янис Ксенакис (стохастическая музыка / музыка-архитектура) - Янис Ксенакис ввел свой термин «стохастическая музыка», для описания музыки, основанной на законах вероятностей и законах больших чисел.

 

Хельмут Лахенман (конкретная инструментальная музыка - Это музыка, в которой не только нет мелодии, но вместо привычных, опознаваемых ухом инструментальных звуков используются недифференцируемые шумы.

 

Дьёрдь Лигети (сонорика)- в выдвижении на первый план фонической, красочной стороны звучания. Использует, в частности, темброкрасочные звуковые комплексы (без определенной высоты)

 

Брайан Фернейхоу (новая сложность) - (культивирует сложности в технике композиции)

 

Стив Райх (минимализм) - повторение одной и той же мелодии, паттерны, которые многократно повторяются и варьируются

 

Джон Кейдж (флюксус) - это слияние в одном «потоке» различных способов художественного выражения и средств коммуникации конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип — абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений.

 

Композиторы:

Карлхайнц Штокхаузен (пространственная музыка + алеаторика)

Роман Хаубеншток-Рамати (графические партитуры)

Лучано Берио – Народные песни (неофольклоризм)

Жерар Гризе (спектрализм)

Янис Ксенакис (стохастическая музыка / музыка-архитектура)

Хельмут Лахенман (конкретная инструментальная музыка)

Дьёрдь Лигети (сонорика)

Брайан Фернейхоу (новая сложность)

Стив Райх (минимализм)

Джон Кейдж (флюксус)

 

 

 

Современная опера

Композиторы (опера+перфоманс)

Беат Фуррер (муз. спектакль «Begehren» / «Вожделение»)

Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)

Маурисио Кагель (основоположник жанра «инструментального театра»)

Елена Рыкова (муз. перформанс «Зеркало Галадриэль»)

Фарадж Караев («Положение вещей» - спектакль в жанре «инструментального театра»)

 

 

В начале 20-го века традиционные принципы оперы подверглись критике. После Второй мировой войны композиторы авангардисты нашли оперу устаревшей. По их мнению, с падением тональности музыка потеряла потеряла повествовательную силу, поэтому опера больше не была обязана рассказывать истории.

Музыка еще могла содержать драму, но эта драма не должна быть линейной: сцены могли происходить одновременно или представлять различные версии одной и той же ситуации, а так же не содержать текста вовсе.

Композиторы искали суть первоначальных постановок и старались найти новое решение, чтобы поразить аудиторию, привыкшую ко многим явлениям, которые еще впечатляли современников авторов оригинальных произведений.

Других композиторов привлекала больше экономическая сторона вопроса. Во второй половине 20-го века опера стала дорогой, и новая «трудная» опера была еще дороже, потому привлекала еще меньшую аудиторию. Возможностей для написания полноформатных опер с хором и полным оркестром было немного, и поэтому композиторы искали более дешевые альтернативы, которые удобно называть музыкальным театром. Постановщики могли использовать только одного главного героя, использовать камерный ансамбль вместо полного оркестра - все было разработано для представления в маленьких концертных залах с минимальным реквизитом.

 

Представители:

1. Ханс Вернер Хенце - Boulevard Solitude (1952), Elegy for Young Lovers (1961), The English Cat

2. Харрисон Бёртуистл, Бёртуисл - Punch and Judy (1968), The Mask of Orpheus (1986), Gawain (1991)

3.

4. Филип Гласс - Satyagraha (1980), Akhnaten (1984), The Voyage (1992), La Belle et la Bête (1994), Waiting for the Barbarians

5.

6. Джон Адамс - The Death of Klinghoffer (1991), Dr Atomic (2005)

7.

Композиторы (опера+перфоманс)

Беат Фуррер (муз. спектакль «Begehren» / «Вожделение»)

Фаусто Ромителли (видеоопера «Индекс металлов»)

Маурисио Кагель (основоположник жанра «инструментального театра»)

Елена Рыкова (муз.перформанс «Зеркало Галадриэль»)

Фарадж Караев («Положение вещей» - спектакль в жанре «инструментального театра»)

Муз. перформанс

 

Композиторы

Кейдж - 4/33

 

Перфоманс “Я сижу в комнате”

Инструментальный театр

Голдберг “Искусство перфоманса”

 

7. Советская музыка после 1945 года и современные российские композиторы


8. Фестивали, имена, площадки современной музыки в России и в мире


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: