Ранний авангард в России
Композиторы:
2. Александр Мосолов
3. Владимир Дешевов
4. Иван Вышнеградский
5. Лев Термен
6. Арсений Авраамов
7. Артур Лурье
8. Игорь Стравинский («русские балеты»)
Александр Васильевич Мосоло́в (Киев, Москва) — советский композитор и пианист.
В 1920-х годах представлял одно из авангардных направлений советской музыки, в его творчестве нашла яркое выражение урбанистически-конструктивистская образность. В композиции использовал серийную технику, полиритмию и ритмические остинато, в инструментовке — звуки и шумы, предвосхищавшие опыты конкретной музыки. В этой стилистике написано наиболее известное его сочинение «Завод. Музыка машин» (для оркестра, с партией «железного листа», 1928).
Александр Мосолов – «Завод»
Владимир Михайлович Дешево́в (Санкт-Петербург) — советский композитор, царскосельский музыкант-вундеркинд, автор первых советских опер и балетов.
Владимир Дешевов - "Рельсы"
Иван Алексеевич Вышнегра́дский — русский и французский композитор, один из пионеров четвертитоновой музыки. (Санкт-Петербург, Париж)
Transparences
3 прелюдия (к 1/4 тоновому фортепиано)
Лев Серге́евич Терме́н — советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант. Создатель терменвокса (1920).
Терменво́кс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920
Терменвокс — это электромузыкальное устройство, основным элементом которого является генератор, создающий высокочастотные колебания с фиксированной частотой 90 Гц. Также имеется второй генератор — управляемый. Частота его колебаний изменяется, когда музыкант подносит руку к антенне и таким образом изменяет емкость антенного контура. Результатом совместной работы двух генераторов является биение высокочастотных колебаний, из которого путем нагрузки детектора выделяются низкочастотные колебания, воспринимаемые человеческим ухом — от 16 д 4000 Гц.
|
Выглядит игра на терменвоксе очень необычно. Одной рукой музыкант взмахивает возле одной антенны, понижая или повышая частоту звука, а другой — возле второй, регулируя громкость.
Собственно, Лев Термен и разрабатывал это устройство, чтобы избавить музыканта от необходимости касаться руками инструмента во время исполнения. Интересно, что терменвоксом очень заинтересовался Ленин — и даже научился играть на нем несколько простых мелодий.
Арсений Михайлович Авраа́мов (Ростовский округ, Москва) ― российский композитор, теоретик музыки, изобретатель.
Симфония гудков
«Симфонии гудков» были осуществлены в Москве и Баку.
В бакинском опыте принимали участие заводские и корабельные гудки, сирены, автотранспорт, колокола и даже пушки и пулеметы.
Артур Винцент Лурье — российско-американский композитор и музыкальный писатель, теоретик, критик, один из крупнейших деятелей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столетия.
(настоящее имя — Наум Израилевич Лурье, при рождении — Лурья; англ. Arthur-Vincent Lourié; Пропойск, ныне город Славгород Могилёвской области, Принстон, Нью-Джерси, США)
Формы в воздухе (1915) №1
И́горь Фёдорович Страви́нский (Ораниенбаум, Российская империя, Нью-Йорк)
— русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.
|
(«русские балеты»)
Весная священная.
Адажио
Ранний авангард в России
Зарождение русского авангарда 1913 г
Опера "Победа над Солнцем"
В эту эпоху возникает взрыв разных направлений в музыке
Музыкальный урбанизм: воспроизводит музыкальными инструментами звуки завода
(Александр Мосолов. Завод, музыка машин)
(Владимир Мишуров. Рельсы)
(Арсений Аврамов. Симфония гудков - весь город должен стать пространством воспроизведения симфонии. Противопоставление колокольному звону)
Лев Термен (Терменвокс, электромузыкальное устройство)
Четвертитоновый ряд (тон делится не на Дза а на четыре)
Фуги на все четвертина (24) Долгий рояль Игорь Стравинский.
Балет "Весна священная" II Мосолов. Романс. "Газетные объявления
Основные принципы и идейность направления
- Обновление и трансформация академической музыка. Авангардисты решили отказаться от первичной системы интервалов и от тональностей "мажор и минор", а так же опирались на усложнение стройности и гармоничности звучания композиции.
- Детерминированность новым принципам, то есть полное им следование (?). Авангардисты искали новые способы создания музыки - использовали, например шумы и появлялись шумовые оркестры. (Пример: "Симфония гудков" Авраамова и/или "Завод: музыка машин" Мосолова)
- Достижения в электроакустической области. Авангардисты работали с новыми инструментами, так, например был создан Терменвокс.