Общая характеристика лирики В. Брюсова




Общая характеристика лирики К. Бальмонта

В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого симво­листского поколения — так называемого «старшего

Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалисти­ческих дерзаний, жажда всего коснуться, все испы­тать — постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любо­ваться своей «многогранностью», стремится приоб­щиться к культурам всех времен и народов, принес­ти хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря:

...Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде,

Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.

(«Как испанец», из сб. «Горящие здани»")

 

Лирическому сознанию Бальмонта присущ образный культ мгновения: его поэзия — неустанная погоня за «мигами красоты». В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать разнородные впечатления. Образы его поэзии, как правило, мимолетны и неустойчивы. Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений и многоцветье впечатлений, вызванных в его сознании той или иной гранью реальности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство, своеобразную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.

Основой лирики он считал «магию слов», под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Следствие такой позиции — неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет смыслового центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной импровизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.

Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внёс серьёзый вклад в техническое совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации, ассонансы и разнообразные типы словесных повторов. Стихотворения Бальмонта действуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой «ворожбой». Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже сочетаемостью слов (как, например, в строчке «чуждый чарам черный челн»). Поэт часто однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному повторению грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.

Ранний литературный дебют и сравнительно бы­стро достигнутая поэтом известность обусловили за­метное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.

 

Общая характеристика лирики В. Брюсова

На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти качества были стержневыми в личности В. Брюсова.

Эстетические взгляды поэта определенно сложи­лись уже в 90-е гг. Их существо — понимание симво­лизма как чисто литературного явления, позиция пол­ной автономности искусства, его независимости от общественной жизни, религии, морали. С афористиче­ской четкостью эта установка была выражена стихо­творной строчкой «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов...»

Первые сборники стихов Брюсова, появившиеся в 90-е гг., обращали на себя внимание эпатирующим (вызывающим на скандал) характером некоторых стихотворений. Да и названия сборников были дерзкими, рекламно-провоцирующими («Шедевры», «Это — я»). В ранних стихах преобладали экзотиче­ские образы, мотивы откровенно чувственной любви, поэтизация индивидуализма и творческой фантазии. Большое внимание уделял молодой поэт формально­му экспериментированию, совершенствованию техни­ческих приемов стихосложения.

К началу 900-х гг. Брюсов вступил в период твор­ческой зрелости. По многогранности интересов и объ­ему литературной работы он в это время превосходил соратников по символизму. Складывались два основ­ных тематических потока его лирики. Один из них — обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогий с современностью. При помощи истории и мифологии поэт пытался постичь в жизни человечества непреходящие ценности.

Особенно привлекали его легендарные и историче­ские образы полководцев, властелинов, великих ху­дожников и поэтов. В период расцвета своего таланта Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний» и др.). Эти образы часто играют роль аллегорий: на материале прошлых культурно-исторических эпох Брюсов рас­сматривал такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность, отношения сильной личности и толпы.

Другой пласт брюсовского творчества связан с обра­зом современного ему города. Брюсов — один из пер­вых в русской литературе поэтов-урбанистов. В отли­чие от других символистов он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разу­ма и воли в борьбе с косной материей. Воодушевление лирического героя передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж; именно в городе он часто переживал эмоциональный подъем:

Горят электричеством луны

На выгнутых, длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках...

(«Сумерки», 1906)

 

Итак, в современной жизни и в глубине веков поэт любил выявлять высокое, достойное, прекрасное и ут­верждал эти свойства в качестве устойчивых основ человеческого существования. Важнейшие признаки поэтического стиля Брюсова 900-х гг. — использова­ние строгой, рационально выверенной композиции, тяготение к риторическим способам организации стиха (использование синтаксических параллелиз­мов, анафор, антитез). Образная ткань брюсовского стиха наглядна, его образы — чеканные, полновесные, четко очерченные. Символические образы в стихах Брюсова почти всегда близки аллегориям, они пла­стически закрепляют важные автору идеи. Не случайно современники называли Брюсова поэтом «бронзы и мрамора». В кругу символистов его отличала ориентация не столько на музыкальное начало, сколько на «живопись словом».

Строгая организованность, гармоничная уравновешенность, соответствие риторических положений и использованных приемов — вот главное в его поэтике. Емкая характеристика самых сильных сторон поэзии Брюсова принадлежит.О.Мандельштаму: «Это мужественный подход к теме, полная власть над ней — умение извлечь из нее все, что она может и должна дать, исчерпать ее до конца, найти для неё правильный и емкий строфический сосуд».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: