Пояснительная записка.
Оригами-искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея. Слово оригами состоит из двух частей: «ори»- сложенная, «ками»- бумага. Квадрат не случайно выбран в качестве основы оригами, так как в Древней Японии квадрат считался воплощением мира. Поэтому именно квадрат способен бесконечно меняться и преобразовываться, воссоздавая множество новых форм. С этим связан и строжайший запрет разрезать квадрат в процессе складывания фигурки, дабы не нарушать целостность мира.
Главным в оригами считается не результат, а сам процесс складывания. Когда-то оригами было распространено только в Японии. В наши дни этим традиционно японским искусством увлекаются и взрослые и дети. Почти во всех странах мира существуют клубы оригами, проводятся конкурсы и фестивали, составляются компьютерные программы, обучающие искусству складывания бумаги.
Процесс обучения, развития и воспитания детей непрерывный, он продолжается и с наступлением летних каникул. Организация детского отдыха удовлетворяет потребность детей в творческой самореализации познавательной активности, общении со сверстниками и интересными людьми, содержательной организации свободного времени. Летние занятия являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании детей и подростков. Они воспитывают культуру мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, глубже и ярче проявляются индивидуальные склонности и способности.
Педагогическая целесообразность программы «Оригами в интерьере» заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.
|
Это интересное занятие к тому же и очень полезно. С его помощью развиваются аккуратность, художественный вкус, логика, умение читать чертежи, формируется пространственное воображение и творческие способности, активируются мыслительные процессы. Поскольку последовательность действий при складывании фигурок приходится держать в уме, оригами также стимулирует развитие памяти. Для того, чтобы правильно совершить удивительные превращения с бумагой, необходимо сконцентрировать внимание и запастись терпением, следовательно, занятия оригами развивают внимание и учат ребенка самодисциплине и усидчивости. Кроме того, при складывании бумаги совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.Занятия оригами способствуют интеллектуальному развитию ребенка и создают приятную атмосферу взаимного понимания и сотрудничества в школе в кругу одноклассников, в семье.
|
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ заключается в том, что каждое занятие направлено на овладение основами декоративно-прикладного искусства, на приобщение воспитанников к активной познавательной и творческой работе.
Программа рассчитана на разновозрастную группу детей. Возраст обучающихся 6-13 лет. Программа занятий для всех обучающихся одинаковая, лишь оценивание проводится по-разному, с учетом возрастных особенностей и творческих способностей детей. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста.
Общее количество часов 12, занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Уровень программы базовый. Очная форма обучения. Группа обучающихся может быть как одного возраста так и разновозрастная, 12 - 25 человек в группе. Занятия проходят в виде мастерской, мастер-классов.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
· формирование навыков работы со схемами в технике «Оригами»;
· формирование устойчивой положительной мотивации к творческой деятельности;
· способствовать формированию целеустремлённости, настойчивости в достижении цели;
|
· способствовать развитию фантазии, воображения, образного мышления, памяти, мелкой моторики рук.
Учебно – тематический план.
Наименование темы | теория | практика | всего |
| |
«История оригами, складывание базовых форм» | 0,5 | 1,5 | беседа, самооценка обучающихся | ||
«Открытки, закладки» | беседа, самооценка обучающихся | ||||
«Мир птиц и животных» | 0,5 | 2,5 | беседа, самооценка обучающихся | ||
«Цветы» | беседа, самооценка обучающихся | ||||
«Сказочные персонажи» | беседа, самооценка обучающихся | ||||
«Коробочки, шкатулки» | беседа, самооценка обучающихся, |
Итого - 12 часов
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
· знать основные приемы работы с бумагой и базовые формы оригами;
· уметь пользоваться схемами (пошаговой иллюстрированной инструкцией);
· изготовлять работу по показу, по образцу;
Личностные результаты:
· готовность к целенаправленной самостоятельной деятельности;
· уметь доводить начатое дело до конца.
Мета предметные результаты:
· формирование своих познавательных интересов;
· умение использовать преобразовательную, коммуникативную деятельность.