Образовательная программа выполняет множество функций: организующую, прогностическую, ориентационную и другие. В образовательной программепредставлено четкое описании того, что сможет сделать, какие задачи решит, чему научиться участник освоения образовательной программы в ходе её реализации.
В современной педагогической практике предусмотрено соблюдение одного важного образовательного условия, такого как проектирование «от ученика».
Следует рассмотреть детально, что означает на практике понятие «проектировать от ученика»?
Системно-деятельностный подход в обучении предполагает организацию образовательного процесса таким образом, чтобы обучающийся был максимально активной стороной в образовательном процессе. Значит программа образовательной деятельности должна быть спроектирована с учетом решающей роли способов организации образовательной деятельности и совместной деятельности участников образовательного процесса.
Для реализации указанной цели целесообразно было бы предусмотреть две программы: одна для преподавателя, другая для обучающегося. Такие программы не отличались бы большой продуктивностью из-за того, что большая часть разделов совпадала.
Программа максимально адресуется обучающемуся, так как в ней четко прописаны содержание и способы действия того, кто учится, а не того, кто учит.
Проектирование программы, ориентированное на обучение «через деятельность ученика», раскрывает мотивацию, содержание, методы, средства и результаты участия обучающегося в образовательном процессе.
В обобщенном варианте образовательная программа этокомплекс: основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты); организационно-педагогических условий и форм аттестации, (представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273) [1].
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, что предусмотрено пунктом 5 статьи 12 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 [1].
Каждая образовательная программа предусматривает главные цели достижения результата:
-разностороннее развитие личности обучающихся, социальную зрелость, достаточный уровень интеллектуальной и нравственной зрелости;
- достижение обучающимися государственного образовательного стандарта базового и профильного уровней по всем предметам учебного плана;
- развитие духовной культуры обучающихся, способствующей сохранению, воспроизведению и созданию культурных ценностей;
- достижение образовательных результатов, дающих возможность обучающимся продолжать обучение в учреждениях образования академического уровня;
-формирование готовности к жизнедеятельности в реальных социальных условиях;
-создание условий для творческого развития личности;
-предоставление возможностей выбора образовательной программы и профиля обучения;
-развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности, методов научного познания.
Рассмотренные выше цели образовательной программы школы приобретают конкретные адресные выражения в образовательных программах по ступеням обучения.
Основные усилия педагогического коллектива школы должны быть направлены на создание и постоянное совершенствование развивающей образовательной среды.
Деятельность школы всегда направлена на реализацию главной цели -развития личности обучающегося.
В систему развития личности в школе включаются такие виды деятельности, как внедрение активных методов и современных технологий обучения, организация творческой деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности и др.).
Для создания равных условий развития личности в школе предусмотрены дополнительные образовательные услуги различного содержания.
Образовательная программа школы проектируется с учетом удовлетворение образовательных потребностей общества и государства, обучающихся и их родителей:
-в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу духовно-нравственного и гражданского самосознания молодежи;
-в гарантированном уровне общего образования и повышенном уровне социально-гуманитарной подготовки обучающихся.