В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования определяют именно образовательные программы.
Основные требования кпроектированию образовательных программ:
-образовательная программа реализуется образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности;
-образовательная программа содержит три раздела (целевой, содержательный, организационный);
-учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации образовательной программы;
-образовательная программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы.
Проектирование и разработка образовательной программы имеет несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительным этапом предусматривается:
-организация педагогической команды (рабочих групп) для проектирования образовательной программы
-изучение действующего нормативно-правового обеспечения и методических рекомендаций по проектирования образовательной программы;
Основной этап предусматривает:
-анализ предыдущих результатов реализации образовательных программ, ресурсов и условий образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС определенного уровня;
-изучение спроса и условий на организацию внеурочной деятельности обучающихся;
-разработка и описание планируемых результатов освоения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
-разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов.
-разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательной организации;
-разработка и описание содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности;
-разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся;
-разработка и описание программы коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья);
- редактирование текста Программы;
-составление учебного плана образовательной организации, календарного учебного графика, плана внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС ООО и СанПиН;
-описание условий реализации образовательной программы в образовательном учреждении.
Заключительный этап предусматривает:
-самообследование и первичная коррекция образовательной программы;
- обсуждение и утверждение программы.
Перед началом учебного процесса проводится проверка готовности образовательной организации к реализации требования ФГОС. Положительную оценку образовательная организация получает при выполнении определенных условий:
-разработана и утверждена основная образовательная программа образовательной организации;
-нормативная база образовательной организации приведена в соответствие требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
-приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования должностные инструкции работников образовательной организации;
-определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС общего образования;
-разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
-определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
-разработан план методической работы, обеспечивающей реализацию ФГОС общего образования;
-осуществлено повышение квалификации всех учителей (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования);
-обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Подводя итог, необходимо отметить, что проектирование образовательных программ является сложным, многоэтапным, требующим многопланового анализа и подготовки процессом, поэтому для его реализации необходима консолидация всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, администрации образовательного учреждения, специалистов-практиков, родителей, представителей общественности.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные документы, регулирующие проектирование образовательных программ.
2. Раскройте алгоритм проектирования образовательной программы
3. Охарактеризуйте основные функции и цели образовательной программы
4. Назовите и охарактеризуйте основные разделы образовательной программы.
5. Дайте характеристику этапам подготовки образовательной программы.
6.Укажите полномочияобразовательного учреждения по проектированию и реализации образовательных программ.
Литература
1.Ельцова, О.М. Проектирование основной образовательной программы (на основе программы Н.В.Нищевой) / О.М. Ельцова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 256 c.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
3 ФГОС ООО – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. 1644)
4. ФГОС СОО - Приказ Минобрнауки России от от 17.05.2012 г. №413 (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1645)
5.Электронно-библиотечная система. – URL: https://biblio-online.ru eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]:
6.Научная электронная библиотека. – URL: https://www.elibrary.ru ibooks.ru [Электронный ресурс]:
7. Электронно-библиотечная система. – URL: https://ibooks.ru