.
ИСТОРИЯ:
Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории.
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд). демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно звуковых пособий.
Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по истории ориентированны, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.
Государственный стандарт по истории предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникационную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения и внедрения стандарта.
Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы, всё чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для достижения требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкурсных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а так же исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения.
Расчёт количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчёте на один учебный кабинет. При этом использование для оснащения кабинета истории части указанных технических средств рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения планируется исходя из среднего расчёта наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях (см. табл.) используется следующая система символических обозначений:
Д- демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К- полный комплект (исходя из реальной наполняемости курса),
Ф- комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета истории должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемологических правил и норм (СанПиН 2.4.2.1178-02). Помещение должно быть оснощено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к подготовке учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования информационно-комуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации данных).
№ п/п | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
базов. | профильн. | ||||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
1.1 | Стандарт основного общего образования по истории | Д | Стандарт по истории, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно- методического обеспечения кабинета истории | ||
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) | Д | |||
1.3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) | Д | |||
1.4 | Примерная программа основного общего образования по истории | Д | |||
1.5 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории | Д | |||
1.6 | Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории | Д | |||
1.7 | Авторские программы по курсам истории | Д | Д | Д | |
1.8 | Учебник по истории для 9 классов | К | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации | ||
1.9 | Учебник по истории для 10 классов | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников, сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях | ||
1.10 | Учебник по истории для 11 классов | ||||
1.11 | Учебник по истории для 10 классов | ||||
1.12 | Учебник по истории для 10 классов | ||||
1.13 | Учебник по истории для 10 классов | ||||
1.14 | Рабочая тетрадь по истории для 9 классов | ||||
1.15 | Рабочая тетрадь по истории для 11 классов | ||||
1.16 | Рабочая тетрадь по истории для 10 классов | ||||
1.17 | Дидактические материалы по истории для 10 классов | ||||
1.18 | Дидактические материалы по истории для 10 классов | ||||
1.19 | Дидактические материалы по истории для 10 классов | ||||
1.20 | Практикум по решению задач по истории для 10 классов | ||||
1.21 | Практикум по решению задач по истории для 10-11 классов | ||||
1.22 | Практикум по решению задач по истории для 10-11 классов | ||||
1.23 | Сборник контрольных работ по истории для 10 классов | ||||
1.24 | Сборник контрольных работ по истории для 9 классов | Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закреплёнными в стандарте. | |||
1.25 | Сборник контрольных работ по истории | ||||
1.26 | Сборник контрольных работ по истории для 10-11классов. | ||||
1.27 | Сборник контрольных работ по истории для 10-11классов. | ||||
1.28 | Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену | К | |||
1.29 | Научная, научно-популярная, историческая литература. | П | П | П | Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения. |
1.30 | Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных терминов и т.п.) | П | П | П | |
1.31 | Методические пособия для учителя | Д | Д | Д | |
Печатные пособия | |||||
2.1 | Таблицы по истории | Д | |||
2.2 | Таблицы по обществознанию | Д | Д | Д | |
2.3 | Таблицы по обществознанию II курса | Д | |||
2.4 | Портреты выдающихся деятелей истории | Д | Д | Д | В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты историков, вклад которых в развитие истории представлен в стандарте. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||
3.1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | Д | Д | Д | |
3.2 | Доска магнитная с координатной сеткой | Д | Д | Д | |
3.3 | Комплект инструментов классных | Д | Д | Д | Комплект предназначен для работы у доски |
I. Учебная литература: