Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Слово учителя.
Цель нашего урока– раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля).
Добро и зло – противоположные понятия.
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данных в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
Объяснение нового материала.
Работа с текстом.
Учитель:
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Вспомните положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Я уверена, что вы вспомните Ивана-царевича, Царевну-лягушку, Ивана - крестьянского сына, олицетворяющих Добро, и Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Чудище поганое, олицетворяющих Зло.
Ребята, можно так же разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.
А вот образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Конечно, вы легко сможете определить персонажи Царевны и царицы, которые олицетворяют добро и зло.
Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
Сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Царица | Царевна | |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
Учитель:
-Ребята, подумайте, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
ОТВЕТ: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
ОТВЕТ: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
ОТВЕТ: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
ОТВЕТ: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
ОТВЕТ: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 96-97 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
ОТВЕТ: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр.100), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
ОТВЕТЫ: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
ОТВЕТЫ: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
ОТВЕТЫ: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
ОТВЕТЫ: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
ОТВЕТЫ: Царица, переодетая монахиней.
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
ОТВЕТЫ: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
ОТВЕТЫ: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
ОТВЕТЫ:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
ОТВЕТЫ: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
Учитель:
-Скажите, к какому выводу мы пришли?
ОТВЕТЫ: А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Д/З: Перепишите таблицу с характеристикой героинь в тетрадь. Подумайте, чему научила вас сказка А. С. Пушкина? Ответьте на вопрос: считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос в тетрадях. Понравившийся один отрывок (обращение Елисея к Солнцу, ветру, Месяцу) из сказки выучите наизусть.
Прочитайте материал на стр. 114-116 учебника. Выпишите в литературоведческий словарик определения «Рифма», «Ритм», выучите эти понятия наизусть. Фотографии классной и домашней работы вышлите до 18.11.21 до 18.00.