Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет логистики
Программа учебной дисциплины
«Стратегический менеджмент »
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА
«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ»
Автор программы: к.э.н.,
Доцент, Подсыпанина Татьяна Дмитриевна
tpodsypanina@hse.ru
Москва 2012
Пояснительная записка
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент».
Программа разработана в соответствии с:
- ФГОС ВПО;
- ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;
- Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент»
Цели освоения дисциплины
Программа курса «Стратегический менеджмент» - рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента.
Цель курса - дать студентам знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости внешней среды.
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью сформировать умения и навыки стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с российскими и западными кейсами. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
|
В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Учебные задачи курса – дать базовые знания и сформировать у студентов навыки в области стратегического менеджмента, в частности:
· ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте;
· освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента;
· изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды;
· понимание отличий ресурсного подхода от рыночного и освоение положений ресурсной концепции в стратегическом менеджменте;
· приобрести знания и навыки для определения стратегического потенциала и конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ;
· изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса.
Требования к студентам:
Данный курс является междисциплинарным и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: общий менеджмент, теория организации, микроэкономика, разработка управленческих решений, маркетинг, инновационный менеджмент, а также предполагает владение компьютером и умение самостоятельно работать с научной литературой, в том числе и на иностранных языках.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· предпосылки возникновения концепции и теории стратегического менеджмента
· понятие, структуры и этапов стратегического процесса
· понятие стратегии и стратегического менеджмента
· основные концепции и школы стратегий
· структуру стратегических целей фирмы
· иерархию стратегий, виды эталонных стратегий бизнеса
· методы стратегического анализа внешней среды и позиционирования фирмы
· влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля деятельности.
· модели и методы анализа микроокружения компании: экономические характеристики отрасли, конкурентные силы и ключевые факторы успеха
· отличие ресурсного подхода от рыночного
· методы анализа внутренней среды, определение зон конкурентного преимущества фирмы
· существующие подходы и методы выбора стратегии
· модели и этапы реализации стратегий и проведения стратегических изменений
Уметь:
· применять методологию исследования в области стратегического менеджмента
· применять классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды фирмы
|
· идентифицировать материальные и нематериальные ресурсы фирмы
· определять ключевые и корневые компетенции фирмы
· определять сильные и слабые стороны фирмы
· оценивать привлекательность отрасли и ключевые факторы успеха
· определять критические факторы внешнего окружения для отрасли и фирмы
· классифицировать и определять приоритетные группы стейкхолдеров
· разрабатывать программы и проекты для реализации стратегии
Иметь навыки (приобрести опыт):
· сбора, структурирования и анализа значительного объема слабо структурированных данных и их превращения в информацию, пригодную для принятия решений.
· планирования и организации аналитической работы
· проведения стратегических сессий
· анализа и синтеза полученных результатов
· изменения стиля поведения в зависимости от поставленных целей, задач и контекста
· командной работы и принятия решения в команде
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Код по ФГОС/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Владеет методами выработки стратегических, тактических и оперативных решений в управлении деятельностью организаций; | ПК-16 | Представляет связь между стратегическими решениями и результатами деятельности компании, способен к анализу данных, восприятию слабоструктурированной информации. Знает отличие стратегических решений от тактических и оперативных; знает особенности процесса принятия стратегических решений; Оценивает условия и факторы, влияющие на принятие стратегических решений. Понимает последствия принимаемых решений и их взаимосвязь с тактическими и оперативными. | Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения: · лекции с элементами эвристической беседы; · лекции проблемного изложения знаний; · лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов; Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (кейс-анализ). |
Способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию | ПК-17 | Понимает место и роль функциональной, в том числе маркетинговой стратегии, в иерархии стратегий фирмы. Использует информацию о проблемах и процессах, происходящих в среде бизнеса, для формирования стратегических альтернатив фирмы. Применяет информацию о внешней и внутренней среде фирмы для определения ее сильных и слабых сторон и позиционирования фирмы в конкурентном окружении. Способен определеить комплекс меропритий, необходимых для реализации маркетинговой стратегии. | Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения: · лекции с элементами эвристической беседы; · лекции проблемного изложения знаний; · лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов; Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (кейс-анализ). |
Владеет инструментарием стратегического менеджмента для разработки стратегии организации | ПК-18 | Может анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на конкурентоспособность фирмы. Может проводить анализ внешней и внутренней среды фиры с использованием инструментария, разработанного в теории и практике СМ. Знает условия и может применять классические модели и инструменты стратегического анализа. | Практические занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения: · анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода; · семинары-консультации и др. |
Умеет анализировать взаимосвязи между стратегиями различного уровня с целью подготовки сбалансированных управленческих решений | ПК-19 | Знает иерархию стратегий в организации. Понимает общие и особенные характеристики присущие стратегиям разного уровня. Оценивает роль, функции и задачи решаемые с помощью стратегий разного уровня. Понимает взаимосвязь и взаимозависимость стратегий разного уровня и их влияние на достижение общих целей фирмы. | Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения: · лекции с элементами эвристической беседы; · лекции проблемного изложения знаний; · лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов; Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (разбор мини-кейсов) |
Cпособен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию | ПК-9 | Готов проводить анализ деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации и определять ее соответстсвие стратегии корпоративного уровня. Способен разрабатывать рекомендации по приведению в соответствие стратегии управления человеческими ресурсами со стратегиями корпоративного и бизнес уровня. | Практические занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения: · анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода; · семинары-консультации и др. |