О С В О Б О Ж Д Е Н И Е Р А З У М А




Д ж. П е н н - Л у и с

"...Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего (по исправленному переводу: очи разума), дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых..."

Еф.1:17-18 "Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяется всякое помышление в послушание Христу..." 2 Кор.10:4-5

В С Т У П Л Е Н И Е

В отличие от животного мира человек был создан отдельным актом творения и наделен разумом великой силы. Эта сила человеческого разума состояла в способности познания высшего блага, которое заключалось в Боге - источнике жизни, света и премудрости. человек, возрастая своим разумом в познании Бога, Его любви, правды, святости и премудрости, мог достигать до уровня высшего Богоподобия. и Бог в плане Своем имел намерения возвести его в будущем на высоты Божии для совместного обитания в одной царственной скинии. (Откр.21:3). Хитрый змей обольститель их падших ангельских чинов, позавидовал человеку и решил погубить это прекрасное творение Божие. Острие своего искушения он направил на разум человека, как об этом написано в Быт.3:6: "И увидела жена, что древо... вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел"... Семена обольщения в первую очередь пали на разум человека, ибо он принял от лукавого ложные мысли о Боге. Разум явился дверью, через которую грех вошел в человека и завладел его существом. Грех извратил все человеческое существо, но более всего исказил его разум, который стал затемненным и злым, так что "все помыслы человека стали злом от юности его" (Быт.8:21). Враг ослепил умы людей так, чтобы для них не воссиял свет о Христе (2Кор.4:4). Он овладел разумом человека и построил в нем крепость, бастионы зла, откуда злые духи ведут войну против Бога на протяжении тысячелетий, используя при этом все способности человеческой личности. Борьба, описанная ап. Павлом во втором послании коринфянам (10:4-5), сосредоточивается вокруг человеческого разума, чтобы освободить его из плена сатаны и представить Богу для полноты освящения Духом Святым и разумного служения. 1. Разум - важный стратегический пункт в личности человека Значение разума в личности человека очень велико. Разум - важный центр, через который Господь управляет искупленным. По праву, разум верующего должен целиком принадлежать Господу и находить в полном Его распоряжении. Но у многих верующих от недостатка должного просвещения разум никогда не был полностью освобожден от власти сатаны и во многом является местом укрытия злых духов. Поэтому очень важно подробнее рассмотреть во свете Слова Божия, что такое разум, каковы его функции, роль и значение в жизни человека, а также показать, как Господь Духом Святым ведет человека к полному освобождению этого чрезвычайно важного органа. Дух человеческий, как Божественная часть его существа, для руководства человеком пользуется прежде всего разумом. Душа - это центр самосознания и самопознания, его личность. Душа для своего самоопределения в этом мире имеет в своем распоряжении разум, волю и чувства. Воля - немаловажная часть внутреннего мира человека. Это исполнительный орган души. В воле находится желательная и деятельная часть нашего существа, ведающая правом выбора. Освященная светом истины, она устанавливает в правильное положение дух, душу и тело человека. Воля христианина должна быть гибкой, послушной и легко подчиняться освобожденному и освященному разуму, оставаясь в царственной соработе с ним и в верности Духу Божию. Но по отношению ко греху, ко всем сатанинским силам, козням и ухищрениям против личности человека она должна быть тверда и непоколебима. Далее. Писание открывает величайший орган человеческой личности - ум и показывает его степени: ум и разум. Ум - это общее название познавательной способности человека, способность мыслить. Он дан человеку для того, чтобы он мог: познавать, постигать, разуметь (Пр.1:2-3,6), судить, соображать, помнить, заключать, давать оценку, делать выводы. Ум - это и просто форма мышления, применяемая в обыденной жизни для исполнения обычных ежедневных практических обязанностей. (См. обширный ум у Соломона - 3Цар.4:29). Высшая степень ума - это разум. Разум - это способность верного, глубокого, последовательно-рассудительного изложения мыслей, при котором человек логически правильно анализирует факты, выводит причины явлений, следствие и конец дела. Разум дан человеку, чтобы познавать Бога, себя и окружающий мир и через это познание избирать доброе и полезное и отбрасывать худое и вредное. Разум - это просветленное Духом Божиим сознание, духовное мышление, способность судить обо всем с точки зрения Бога. Это - "ум Христов" (1Кор.2:16). Через грехопадение человек потерял высшую степень ума - разум: потерял духовное мышление, откровение, прозрение, духовный смысл; потерял разум, в котором свет и премудрость, смысл и ясность сознания. У человека остался плотской ум, и тот ослеплен "богом века сего" (2Кор.4:4), "чтобы для него не воссиял свет благовествования о славе Христа". Этот ум может быть развитым, даже утонченным или гениальным, но не духовным. Ибо люди мира сего "не заботятся иметь Бога в разуме", но преданы "превратному уму - делать непотребства" (Рим.1:28). Поэтому их ум мудрости Божией не имеет. Он только ум, но не разум. Библия дает очень высокую оценку просветленному человеку разуму и видит его в сотрудничестве с Божественной премудростью. В Пр. 8:12-14 читаем: "Я - премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания... У меня совет и правда. Я - разум, у меня - сила". Премудрость - неотъемлемое качество бесконечного Бога (Иов.12:13). Он посылает частицу себя человеческой душе в виде разума (3Цар.4:29), так как человек не в силах вместить полноту и силу Премудрости Божией. В книге Исаии (11:2) Дух Святой назван Духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом ведения и благочестия и страхом Господним. Это семь совершенных качеств Духа Божия, среди которых на одном из первых мест стоит разум. По книге Даниила (5:11-12), свет, разум ставятся на один уровень. "Начало мудрости - страх Господень и познание Святого - разум" (Пр.9:10). "Вот страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум". (Иов.28:28). "разум для имеющих его - источник жизни" (Пр.16:22). Ап. Павел называет разум "очами сердца" (Еф.1:17-18), очами внутреннего человека, как это указано и у Екклесиаста (2:14). Дух человека руководить нашей личностью через разум и волю. Мы все нуждаемся в обновлении и просвящении нашего ума, как некогда жившие по образу века сего (Рим.12:2; Еф.4:23). Только Христос отверзает ум к разумению Писания (Лук.24:45), и только Дух Божий наделяет человека разумом и премудростью. Из всего вышесказанного вытекает, что положение разума в духовной жизни верующего имеет величайшее значение. Он есть место битвы, стратегический пункт в борьбе Духа Божия с князем тьмы - сатаною. Стратегическое значение разума очень важно как для Бога, так и для сатаны. Разум - орудие понимания, через которое Дух Святой, живущий в человеческом обновленном духе, открывает истину и научает искупленного человека познанию Бога (Пр.9:10). Разум как орудие понимания помещен между духом и телом, как передатчик того, что он получает от духа или от тела. Нам ясно показано в послании к Римлянам (8:5-6), где разум представлен как употребляемый плотью и духом. Итак, разум легко передает то, что чувствует тело, но то, что идет от духа, передает очень мало или совсем не передает. Почему? Потому что человек не знает того, что от духа, и не знает, что духовный разум может читать действия и движения духа так же ясно, как естественный человек читает язык чувств физических. Если тело в чем-то нуждается и посылает сигналы, а разум остается глухим и неспособным прореагировать, оказывается безответственным и бесполезным, то тело, лишенное того, что ему было нужно, чахнет и умирает. Точно так же призыв от духа часто бывает не различен, не познан разумом и не находит отклика и потому остается лишен одобрения и действия, не проявляется и угасает. Даже может быть так: Дух Божий наполняет дух человека, но Он не может найти дверей, если разум чем-либо блокирован или загроможден. Дух нуждается в разуме для передачи света, для принятия духовного познания о Боге, он может быть наполнен бременами (нуждами), которые не могут выразится, потому что его необходимый соработник (разум) извращен или просто бездействует. Как дух человека есть светильник Господень (Пр.20:27) и как дух нуждается в разуме для выражения или восприятия того, что он открывает, так и разум должен уметь читать то, что находится в духе. Разум должен быть способен исследовать все, что ему представлено, и, озаренный Духом Святым и Словом Божиим, он должен научиться отличать, где заблуждение и где истина (1Кор.2:15). Поэтому и сказано в Послании к коринфянам, что дети Божии, стоящие на должной духовной высоте, имеют "ум Христов" и могут "судить о всем" (1Кор.2:15-16). Разум должен быть управляем, чей-нибудь, силою. Если им владеет Бог, то духовная жизнь человека течет правильно, сердце пребывает в любви Божией, дух укрепляется в познании истины, верующий переходит от одной ступени духовной жизни к другой, становится орудием Божиим для возвещения Евангелия и приближения Царствия Божия на земле. Мы должны сами добровольно выдать разум в распоряжение Господа и привести его в подчинение Духу Святому и в соработу с Ним. Если это важное условие не соблюдается нами, то Бог не может управлять нашим разумом. И тогда им овладевает сатана, подчиняя его своей воле.

2. К а к д и а в о л о в л а д е в а е т р а з у м о м л ю д е й

Князь господствующий в воздухе и обладающий опытом тысячелетий и веков, отлично знает, какую ценность представляет разум в личности человека. Он знает, что при посредстве разума наполненного светом Божиим, Духом откровения (Еф.1:17), мы научаемся познавать Бога, а затемненный и не возрожденный разум представляет собой "твердыни" или крепости сатаны, которые должны ниспровергаться силой, чтобы человек мог получить познание о Боге. Поэтому, чтобы не допустить людей в Царство Божие, сатана стремится завладеть разумом и превратить его в свой форпост, в свою крепость, над которой он делается начальником. Писание нам открывает, что все люди мира сего - пленники сатаны, водимы его волею, ибо сатана - "бог мира сего" - своим пребыванием в человеке ослепляет разум и мысли человека (2Кор.4:4). Написано: они "помрачены в разуме" (Еф.4:17-18), не заботятся "иметь Бога в разуме" (Рим.1:28; 3:11), предаваясь превратному уму. Это значит, что ум их и область представлений контролируется силами тьмы, они обладаемы сатаною. Чтобы изложить эту мысль нагляднее, употребим выражение Самого Господа: "Который сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение..." (Лук.11:21). "Дом сильного", хранящего свои вещи, - это крепость сатаны в разуме человека. Это воистину сильная крепость, если ею владеет враг! Сатана держит в плену все умы людей не только этого мира, но и многих христиан, разум которых не был освобожден. Поэтому борьба, к которой призывает нас Писание и в которой мы должны противостать сатане, в первую очередь касается нашего разума. Это вокруг этой крепости сосредоточивается и разыгрывается борьба. Полная победа над оковами духов зла достигается только тогда, когда "очи разума" нашего наполняются светом Божиим и тогда каждая мысль пленена в послушание Христу. Крепости ложных рассуждений, заключений и представлений, управляемых врагом, должны быть разрушены, ниспровергнуты и уничтожены так, чтобы разум был обновлен в духе (Еф.4:23) и никакое представление, никакая мысль не могла бы остаться, чтобы противостоять истинному познанию Бога, сообщаемому Духом Святым, почивающим в духе верующего. Только тогда человек во всей своей целости преобразится и при посредстве обновленного ума своего научится познавать, "что есть воля Божия" (Рим.12:2; Еф:5:17). Для того, чтобы пленить разум человека, диавол, отличающийся хитростью и коварством, чаще всего использует старый метод обмана и обольщения, примененный им еще к Адаму и Еве в Эдемском саду, где он имел успех (Быт.3:1-3). И если Адама и Еву, которые были невинны и чисты, хитрый змей сумел обольстить, то что же удивительного в том, что в последующие века и доныне он обольщает и увлекает многих из последователей Христа, к которым он приходит под видом "ангела света" (2Кор.11:3, 14-15), засевая их разум ложью? Духи зла неустанно преследует эту цель, осуществляя свой план обольщения постепенно и овладевая объектами разума по частям, мысль за мыслью. Разум естественного человека имеет затемненное сознание. Оно чуждо жизни Божией вследствие его невежества. В это затемненное сознание, в эту крепость "сильный" вводить духов обольстителей. Из такого обольщенного разума исходят всевозможные заблуждения, противления, лженауки, о которых сказано в 1Тим. (6:20). Это "лжеименное знание" распространяется теперь в мире под разным благодивными именами: "высшая критика", "новое богословие", "христианская наука" и пр. Эти учения демонов, подобно Антонову огню или раку, распространяются в воздухе, как смертоносные ветры (Еф.4:14), соблазняя невежественные и неутвержденные души. Поэтому борьба, в которой мы противостоим сатане при освобождении крепости разума, сосредоточивается в основном против всякого рода лжи, ибо через ослепление и обольщение ложью, сатана держит разум человека в оковах, затем, чтобы губить душу и вредить делу Божию. Одно из серьезных состояний, которым пользуются духи зла, обольщая верующих, - это недостаток духовного познания, незнание законов духовного мира, за которое Господь укоряет народ Свой, через пророка Осию (4:6): "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения..." Христиане впадают в большую крайность, граничащую с духом фанатизма, - и это не без подсказки духов зла, - когда отказываются употреблять, развивать и освящать естественные способности своего разума, чтобы приобрести "ум Христов". Да, мы должны приобретать ум Христов, но надо же понимать - как! Через эту неверную отдачу многие верующие попадают в ловушки сатаны, который старается ослепить разум искреннего, доверчивого человека лжеистиной и произвести в его разуме затемнение, повреждение, извращения, нездоровые увлечения.

3. С и м п т о м ы д у х о в н о г о з а б о л е в а н и я р а з у м а

Проникнув внутрь разума, духи зла стремятся затем вывести его из строя: они опустошают его, парализуют его активность, приводят его в апатию, пассивность, удерживают от духовного роста. Разум, свободный от обольщения, развивается нормально, а плененный - задерживается в своем развитии, так как это разум поврежденный, больной. Если разум смущен или чем-то стеснен, в состоянии пассивности, пустоты, не под контролем, введен в возбуждение, раздражение или в какое-либо другое ненормальное состояние, могут ли быть "очи сердца" нашего тогда наполнены светом и получить мудрость и откровение полного познания Бога, которое дает Дух Святой? Если разум наполнен отвлеченными идеями, умственными понятиями об истине, теориями и предубеждениями, блуждающими мыслями, появляющимися вне всякого хотения, разумения или исследования, как может дух истины сообщить тогда что-либо человеку? Если разум выключен, нейтрализован, бесовские силы завладевают действиями и воли тела. Ибо духовный разум есть тот именно воспринимающий орган, который различает, что добро и что зло (Евр.5:14). Пустой разум, какова бы причина этому ни была, делает человека невнимательным, превращает его в существо неразумное, безрассудное и невменяемое. Также затемненный разум приводит человека к заблуждению, так что он становится неспособным видеть, куда идет и что делает. Дух Святой нуждается в разуме, чтобы наполнить его светом познания Бога. Духи же зла напротив, чтобы успешнее выполнять свои планы, стараются лишить разум активной деятельности, остроты мышления, делают его пассивным или же возбуждают его и усиливают это возбуждение до тех пор, пока не завладеют разумом полностью. Когда это достигнуто, то человек начинает вращаться в области фантазии, где земные и духовные предметы предстают в искаженном виде. Человек живет тогда в мире обольщений и заблуждений, которые его ослепляют и лишают возможности различать истину. Для сатаны стратегическое положение разума имеет важное значение, потому что через него он держит пленника своей власти и нелегко отказывается от занятой позиции. Иногда господство сатаны над разумом осуществляется и поддерживается в некоторой степени тогда, когда воля и сердце подчинились Богу и Ему принадлежат. Даже и тогда, когда обновленный дух и воля всецело стали на сторону Божию в полном послушании, продолжается борьба с "сильным" - сатаною. Она развивается до ожесточенности вокруг крепости разума до тех пор, пока злые духи не будут оттуда изгнаны полностью. Сатана продолжает мучит христианина и мешает ему продвигаться вперед, к Богу, причем тщательно скрывает истинную причину и источник зла. Большинство плотских христиан (да и множество людей в этом мире) находятся в подобном состоянии. Им еще не открыто, что они нуждаются, во-первых, в полном освобождении их разума от бесовской власти; во-вторых,- в полном обновлении разума Духом Святым (Еф.4:23). Они никогда еще не пытались исследовать себя и не задумывались над тем, почему их разум открыт и подвержен всевозможным наваждениям, бесконтрольному потоку мыслей, осаждению воображения, разным картинам, достойным порицания, забывчивости, предубеждениями без основания, частой не сосредоточенности, тяжести, апатии, лихорадочному возбуждению, волнениям. Им кажется, что их духовное здоровье нормально; им и в голову не приходит посоветоваться с Небесным Врачом обо всех этих ненормальностях. И все это только потому, что их разум не контролирует эти явления, и даже в мелочах жизни они непонятным образом забывают как важные, так и незначительные предметы, упускают существенное и несущественное и совершают промахи без видимой достаточной на то причины. Все это говорит о симптомах духовного заболевания разума, плененного врагом. Верующие, находящиеся в этом состоянии, но не сознающие его, могут прийти к познанию истинного положения вещей путем борьбы через многие выводы. Пусть они зададут себе вопрос: кто контролирует и управляет моим разумом? Я или Бог? Если не я и не Бог, то кто же тогда? Разум должен быть управляем, чьей-нибудь, силою. Если не я и не Бог, то это, должно быть, враг, который никогда еще не покидал своей крепости и в свое время не был изгнан, так что эта крепость никогда еще не была полностью освобождена от его власти. Возникает вопрос: какова разница между развитием обыкновенного, естественного, разума и освобожденного от власти врага, откуда он выдворен? В первом. случае происходит естественное постижение, усвоение истины, осмысление и восприятие предметов, до этого неизвестных человеку. Во втором, - речь идет о применении освобожденным разумом уже принятого познания, которое раньше хотя и становились ясным верующему, однако не могло проводиться в практику в нужный момент из-за одержимости. Он обнаруживает, что оружие борьбы, которое он должен употребить для разрушения сатанинской крепости в его разуме и ниспровержения замыслов и всякого превозношения, восстающего против познания Божия, чтобы пленить "всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:4-5), не человеческое, не плотское, но "сильное Богом". Победить духа можно только духовным, Божественным оружием! Он также открывает, что никакие наши решения понять или попытки обладать сверхъестественной силой, никакие собственные средства и усилия без помощи Божией, не могут достичь цели - изгнать и уничтожить силу врага. Для этого необходимо облечься "во всеоружие Божие", чтобы можно было стать против козней диавольских (Еф.6:11-18).

4. О с в о б о ж д е н и е р а з у м а. П р о ц е с с б о р ь б ы. О р у д и я б о р ь б ы.

Прежде, чем начать процесс освобождения разума, необходимо твердо знать фундаментальные библейские истины.

А именно:

1) Юридически и фактически освобождение от сатанинского ига произошло на Голгофе (Еф.4:8), где власти тьмы капитулировали перед Христом и где Он отнял у них право, власть и силу губить людей, "властно подверг их позору, восторжествовал над ними Собою" (Кол.2:14-15).

2) Отныне каждый верующий должен смотреть на сатану, как на побежденного врага, и имеет полное право пользоваться плодами Голгофской победы Христа в своей личной жизни.

3) в борьбе против исконного врага необходимо принять верою власть Христа, чтобы наступать и попирать "всю силу вражию" (Лук.10:19).

4)оружие духовного воинствования указано в Священном Писании: Иак.4:7; 1Пет.5:9; 1Ин.5:4; Еф.6:12-18; Мф.17:21; Иоан.8:31-32; Иак.5:6.

Печальнейшее состояние Церкви лаодикийского периода по книге Откровения (3:17) - "несчастен", "жалок", "нищ", "слеп", "наг" - это следствие сатанинских обольщений и одержимости. Можно ли смириться с таким положением? Может ли христианин согласиться, чтобы стратегический пункт его личности (разум) находился в руках врага? Кто решит этот вопрос? Бог? Нет, но сам человек. Это он отдает добровольно свою волю Богу. Это должен решить, может ли его разум, вся сознательная и подсознательная область его существа, сфера его представлений и воображения оставаться во власти губителя, как стратегически важный плацдарм для его деятельности. Позволит ли он теперь властям тьмы доступ к разуму? Итак, от человека, и только от самого человека, зависит, сохранят ли бесы свободу изливать свой темный поток в разум искупленного чада Божия. Будут ли они постоянно зажигать огонь в его обновленном разуме, в сфере его представлений? Будут ли они продолжать свои пагубные действия? Сохранят ли разум, как место своих развлечений, различных внушений и обольщений, выработанных в бездне? Позволит ли он дальше этим нечистым духам внушать клеветы, обвинения на детей Божиих, проповедующих Слова Божие, несущих свет истины, которая, если бы проникла внутрь клеветы, сокрушила бы ее? Наконец будут ли они произносить свои обвинения и ложь против Бога, говорят: сказал ли Бог? Сохранят ли они контроль над разумом настолько, чтобы позволять входить туда только тому, чего сами желают и что им выгодно? Поставят ли они в разуме своем заграждения против истины? Поддержат ли они в обольщенном разуме фантазии и ложь? Что должен избирать верующий? Сам он не может изгнать врага (ему нужен в помощь освободитель и делатель Мф.9:38), но он может, как решающее орудие, противостать всем действиям его и поставить свою волю на сторону Божию, чем отнимет у духов обольстителей почву, на которой они устроили свое жилище. Верующий решением своей воли объявляет, что он желает истины и открывает ей свой разум и что отныне решает ей повиноваться. Его выбор и молитва теперь о том, чтобы все мысли в нем, противящиеся истине Божией, были обнаружены, уничтожены и исторгнуты действием и силой Божией и вся область воображения и рассудка была освобождена. Он открывает дверь истине и Духу Святому (Ин.14:17), Который только теперь примется за работу, чтобы привести к победе. Пока человек не объявит, что он желает и принимает сторону истины, Дух Святой не примется за борьбу, чтобы осуществить победу. Это решение влечет за собой свет Божий в разум пленника. Сатана при этом восстает в сильной ярости, чтобы удержать за собой занимаемую крепость. "Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною..." (Еф.6:14). Это первый и главный шаг, но часто верующий не знает, как "препоясывать" свой разум, как применять его к пониманию духовной истины, которая должна быть сильным и вооруженным на борьбу против греха и сатаны. И только тогда, когда он вдруг откроет, до какой степени власти тьмы господствуют над его разумом, он встает, чтобы расчистить свой стратегический пункт. Тогда он обнаруживает, что его разум в полном бездействии, лени и бесконтрольности. Он видит: враг не хочет позволить ему усвоить истину, которую он желает понять. Если же ему все же удалось эту истину схватить своим сознанием, то он вдруг заметит внутри себя какое-то неправильное умственное противление ей, стремление извергнуть ее вон, изгнать из разума, в то время как так остается много предметов менее важных. Ему кажется, что это непрерывное умственное противление истине смутно, неясно идет как бы от Бога. И вот в этом месте и начинается борьба против "сильного", ограждающего свою крепость частично или полностью. Разум, которым владеют злые духи, но который уже понял это, отказывается теперь сопротивляться истине, идущей от Бога, Который находится теперь на небесах как Победитель. Оттуда Он подает повеление слугам Своим вести наступление на разум, освобождающийся из-под плена. Борьба становится ожесточенной вокруг каждой частицы истины, желающей открыть свой путь к разуму. Враг, боясь, чтобы не пролился свет истины в разум человека, неустанно охраняет все доступы к нему, блокирует вход истины. Ибо в тот час, как только свет истины проникает туда (Иоан.8:32,36-37), начинается борьба, настоящая духовная битва за освобождение разума. Духи зла употребляют все естественные и сверхъестественные средства, чтобы помешать делу освобождения. Они внушают своей жертве недобрые мысли, злые молитвы, сомнения, неверие, недоверие, лукавые познания, злословие и клевету на тех, кто несет ей освобождение и жизнь. Итак, чтобы изгнать врага и уничтожить все следы его господства в разуме, воля человека должна соединиться с Богом для обоюдной, совместной работы в деле освобождения. Воля - это немаловажная частица внутреннего мира человека, это как руль у корабля. Она устанавливает в правильное положение дух, душу и тело, и Господь через волю управляет искупленным. Воля должна быть в соработе с разумом, легко подчиняться его приказаниям, оставаясь послушной и верной Духу Божию. Если воля не парализована, она большой помощник в деле освобождения разума. Разум же, в свою очередь, решает распятие плоти и представляет члены тела на служение Богу (Фил.4:8; Рим.6:13). Теперь, когда человек познал точное состояние разума, он будет бодрствовать, чтобы ему исполнить принадлежащую ему часть, отказываясь от того, чтобы враг владел ранее занимаемым местом. Он в целом отказывает ему во всяком влиянии на себя, отнимает всякую почву, отвергает всякое наваждения. Но ему необходимо просить света у Господа, чтобы получить способность в каждом отдельном случае распознавать ту частицу почвы, которую враг еще удерживает. А именно: все мысли, противоположные истине, всевозможные ложные заключения, мысли, запятнанные заблуждением, относятся ли они к Богу, к человеку или к сатане. (Иоан.16:8-11). Все то, что в разуме противостоит Богу, и есть та почва, о которой говорит апостол: "...плотские помышления..." (Рим.8:7), "расположение к злым духам..." (Кол:1:21), которые под влиянием врага делаются противником Господа. Когда верующий испытал "распятие со Христом" (Рим.6:6), он считает себя вполне свободным от плотских помышлений, забывая, что освобождение - это целый процесс. Совершенное на Голгофе, оно практически должно осуществляться в жизни каждого человека - постепенно, по частям, по пунктам, по мелочам. Так, например, слова Рим.6:12 "...да не царствует грех в смертном вашем теле..." могут быть осуществлены в результате ежедневного применения на практике слов Рим.6:11: "...почитайте себя мертвыми для греха..." Так и освобождение разума верующего есть результат практики, преподанной апостолом: ниспровержение всех замыслов и всякого превозношения, против познания Божия (2Кор.10:4-5). Вот он, путь освобождения и исцеления разума, ослепленного и подчиненного сатане, приведшего человека к вражде и неприязни к Богу! Обновление разума, его освобождения от господства сил тьмы может произойти только через вход в него истины. Нужен свет. Много света! Верующий должен добровольно и доброохотно приняться за поиски истины в отношении себя, Бога и властей тьмы. Он должен искать истину, как ищут золото (Пр.2:3-5). Всякая блуждающая мысль, посеянная врагом, посредством которой он пребывает в разуме, как в крепости, должна быть терпеливо отыскана и во свете истины рассмотрена, разоблачена и изгнана, пока сокрытое в разуме превозношение не исчезнет. Только тогда дух разума обновится. Изгнание ложных суждений, рассеянных мыслей, представлений всего, что возбуждает (Еф.5:18), совершается медленно, мысль за мыслью. Факт, что предстоит битва, указывает на существование (присутствие) бесовских властей, которые сильно заинтересованы удержать известные мысли в разуме человека. Если зло глубоко, если разум обладает в сильной степени, ни одна верная мысль, ни одна крупица истины не может в него проникнуть без предварительной борьбы. Умственное смущение, предрассудки, предубеждения, состояние противления, гнева, беспокойства, неразумное беспричинное воображение, уклоны, буйные фантазии - все эти явления не есть ли результат действия и присутствия злых духов? И да будут они рассмотрены спокойно в тишине, когда разум будет в нормальном состоянии. "Да испытывает же себя человек..." (1Кор.11:28). "Испытывайте самих себя... самих себя исследуйте" (2Кор.13:5), постоянно призывает Слово Божие в каждом отдельном ответственном случае. Тем более Бог позволяет испытывать все, что исходит из сверхъестественного мира. А потому пусть проверяет себя каждый верующий в том, почему с ним творятся такие неразумные вещи, откуда возникает малейшее неразумное сопротивление истине внутри его. Не оттуда ли, из воздушных сфер, где витают духи поднебесные? Это от того, что не научились еще понимать духовного мира через молитву. Разве обновленный разум не обязан испытывать все (1Иоан.4:1)? Оттого случаются эти взрывы вспыльчивости и как следствие - необузданные действия, ибо они приходят от посланников сатаны, прячущихся в крепости разума. Они, эти посланники, производят сильную ярость, как только увидят жилище свое в опасности от приближения света.

5. Д у х о в н ы й к о н т р о л ь н а д р а з у м о м

Человек, идущий по пути освобождения, должен сразу же становиться на путь духовного контроля над разумом и основательно исследовать каждую мысль, возникающую в нем. Нужно указать:

1) Открывает ли она почву, которой давно владеет враг?

2) Или она - новый способ его проникновения в человека?

3) Или же это результат действий и присутствия врага в данный момент?

4) А возможно, результат вхождения истины, просвещающей и освобождающей человека, и потому желательна и приемлема?

Эта работа может казаться странной, громоздкой и утомительной для тех, кто жил до сих пор в беспечном равнодушии к состоянию своего разума и допускал своим мыслям блуждать, расхаживать по земле в зависимости от того, как ими управляют власти тьмы. Но битва есть битва. Нужна борьба, напряжение, усилие, если мы хотим обуздать себя, пленить каждую мысль и ниспровергнуть бесовские наваждения и превозношение, восстающее против познания Божия. Эта борьба требует как бдительности, так и определенной доли подвизания, мужества, решимости и выдержки от человека, который воистину взыскал Бога и желает Его познать, чтобы иметь открытый разум для света. "Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить..." (Фил.3:15). Терпеливо и настойчиво все мысли должны быть приведены к свету, а те, которые находятся в противоречии с истиной Божией, должны быть "вырваны" и отброшены (Мф.:29). Ибо даже умственные представления о Божественных истинах часто могут быть убежищем, укрывающим действия врага. Но часто говорят: "Ведь прошлое, даже в области мыслей, прощено и находится под зашитой Крови Христа". Так оно и есть. Но наше прошлое, со стороны Бога, может быть прощено и находиться под защитой Крови Христа (в чем нет сомнения) только в том случае, если человек со своей стороны очистит свой разум от лжи, наполнит его истиной и утвердится в ней. Следствием этого, как правило, будет принесение плода в последующей жизни. Непременно должно совершиться уничтожение ложных, блуждающих мыслей и беспредметных рассеянных представлений. А иначе, оставаясь на почве разума, они представляют угрозу его духовному благополучию и могут послужить сокрытым убежищем и готовым материалом для манипуляций властей тьмы. Например, ложная мысль или идея относительно ближнего может быть прощена Богом, но если она вами не будет отброшена, рано или поздно враг воспользуется, чтобы в чем-нибудь обвинить ближнего или нанести ему какой-то урон. С этой точки зрения становится понятным, почему необходимо у врага, владеющего разумом человека и контролирующего его функции, вырвать разум целиком. Это не значит, что достаточным будет только покорить духу нашему как центральной власти отдельные, собранные воедино, противоречивые и беспорядочные элементы, наполняющие разум и находящиеся под управлением желаний человека. Нет. Речь здесь идет о всецело обновленном разуме, вырванном из-под власти "сильного" и приведенном в такое согласие и гармонию с Духом Святым, что свет в него изливается беспрепятственно. Этот свет ясности и понимания достигает всех его закоулков, обогащая человека и изгоняя всякое смущение и тьму (Иоан.8:12). Смысл его очищается и облагораживается и разум, освобождаясь, начинает функционировать с нормальной легкостью. И, наконец, все его функции подчиняются воле Божией и послушанию Христу.

6. З а к р е п л е н и е о с в о б о ж д е н и я

Освобождение разума необходимо в дальнейшем закрепляясь. Это закрепление осуществляется посредством постоянных упражнений - применением истины в руководстве функциями, мыслями, изволениями и поступками человека в каждом отдельном случае. Такое упражнение приведет к навыку как в противлении новым попыткам злых духов овладеть разумом, так и в умении пользоваться истиной при соблюдении заповедей Божиих. Ап. Павел называет такое закрепление освобожденного разума состоянием, при котором "чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5:14). "Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7).

7. О т д а ч а р а з у м а в р а с п о р я ж е н и е Г о с п о д а и о с в я щ е н и е е г о

Верующий, разум которого вырван из-под власти сатаны, должен затем идти по пути полного его обновления и преобразования (Рим.12:2) и дать истине заполнить мысли во всех планах и направлениях. Чтобы это успешно осуществлялось, необходимо добровольно отдать разум в полное распоряжение Господу, в согласие и гармонию с Духом Святым. Ап. Павел называет это состояние "...обновиться духом ума вашего..." (Еф.4:23). Только в обновленном духе ума свободно работает Дух Святой, освящает, облагораживает, оздоравливает его полностью; освящает не только сами мысли, но также и образ мышления, переводя из низшего плана в высший, из плотского на духовный. "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим.8:6). Освященный разум очень осторожен в своих суждениях и во всем согласовывается с истиной и волей Божией. Такой разум, всецело подчиняясь Господу, вступает в соработу с Духом Святым, где Дух Святой является Учителем и Руководителем, а разум человека - творческой волей в деле созидания человеческой личности по образу Божию (Кол.1:10). Через обновленный разум верующий получает помазание от Бога и потому "не имеет нужду, чтобы кто учил его", ибо "самое сие помазание учит" его всему (1Иоан.2;27). Он теперь исполняется "помазанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном" (Кол.1:9), приобретает духовное суждение о всех вещах (1Кор.2:15), способность ее испытывать и принимать только хорошее (1Фес.5:21). Подобный разум храним в полной мере с Богом при посредстве постоянной молитвы в духе. Такой разум повинуется воле христианина, который добровольно отвращается от всего, что могло бы ему помешать исполниться светом истины или повредить ему. Такой разум избирает заниматься тем, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Фил.4:8). Это через обновленный <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: