Идеология: не совершай необратимых поступков.




Газета «Первое сентября»

№ 115

Ноября 1995 г.

С. ПОЛЯКОВ,

доктор педагогических наук, профессор психологии

 

 

Педагогика Братьев Стругацких.

Науку движут дилетанты. Профессионалы науке тоже нужны. Но они строят и хозяйничают в здании, возведенном по эскизам дилетантов. Для педагогики это так. Кто развивал педагогическую науку? Ритор Квинтилиан, социолог Дьюи, врач Корчак, философ Руссо, писатель Толстой, психотерапевт Роджерс...

Цель этой статьи - продолжить ряд достойных людей именами замечательных писателей Аркадия и Бориса Стругацких.

* *

Профессии делятся на совре­менные и на все времена. Где вы, извозчики, бондари, скорняки?

Но учители, врачи, агрономы - профессии непреходящие!..

Каждому времени свои герои - мореплаватели в шестнадцатом веке, инженеры - в девятнадца­том, физики - в двадцатом, звез­долетчики - в двадцать втором.

Но время держится на плечах не героев, а хранителей. Про ге­роев мечтаем, пишем сочинения в третьем и пятом классах. Про хра­нителей, держателей мира узна­ем, точнее, осознаем - вдруг, сразу, на дороге от детства к юности.

Четверка обитателей, восем­надцатой комнаты Аньюдинской школы-интерната вдруг как-то сразу открыла, что в Мировом Со­вете Земли большинство не космолетчики и даже не таинствен­ные глубоководники, а врачи и учителя ("Полдень XXII века").

Так впервые у Стругацких появляется и пронизывает весь их беспокойный мир: "Полдень XXII века", "Далекая радуга" и "Стажеры", Трудно быть богом" и "Хищ­ные вещи века", "Гадкие лебеди" и "Обитаемый остров", "Малыш" и "Парень из преисподней", "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ве­тер", "Отягощенные злом" и "Град обреченный". Это только те про­изведения, в которых тема учи­тельства, наставничества идет прямым текстом.

И пусть говорят сами Стругац­кие.

«Педагогика - это наука о превращении маленького живот­ного в большого Человека. Путь - воспитание. Воспитание, а не обучение. Обучить всегда легче, чем воспитать. Но "нельзя ожи­дать сколько-нибудь серьезного изменения человека, пока господ­ствуют формы воспитания и обра­зований, выработанные еще трог­лодитами. Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой».

Революция духа - основная за­дача человечества на ближайшую эпоху. Она требует действий це­лых правительств, крупнейших психологов, педагогов, талантли­вых администраторов. И, только будущие педагоги и воспитатели снимут последнее проклятие в по­следней войне, самой бескровной и самой тяжелой для ее солдат.

 

Идеология: не совершай необратимых поступков.

Идеал. В основе любой педа­гогики - идеал человека. Без раз­ноцветных огонечков-маяков иде­ала все бессмысленно - педаго­гические цели, средства, путь. Идеал человека противоречив по своей сути - не может быть гар­монического сложения предельно развитых качеств. Уточним эту мысль. Идеал противоречив, если человек, образ человека у авторов идеала непрост, неоднозначен. Для Стругацких это так.

Идеальный человек Стругацких - хозяин своей натуры, свободен, духовно и свободен физически. Он сам определяет свое бытие, свои ценности и свои пути. Он разный. Но тут же для всех его во­площений, для всех идеальных ге­роев даются как бы и общие рамки: "Они должны быть умные/че­стные, добрые, чтобы любили ра­боту и работали на благо людей". И снова повторяется - доброта, честность, благородство, душевная щедрость. И опять - "чтобы любили труд и знание". Но мыс­ли уточняются, меняются, отменя­ются. И вот уже не доброта цен­ность, а милосердие. Доброта -пассивна, милосердие - активно. И вот уже не знание само по себе идеал, а компетентность, понимание своего дела.

И труд как ценность становится тоже непростой вещью: он расслаивается на труд - необходи­мость, труд – социальный энтузиазм и труд – творчество.

Но и это на поверхности. В глу­бине: же ценность человечности, которая выше всех ценностей, в том числе, тех, что являются ее следствием.

Цели. Цели педагогов, если они не сиюминутны, - всегда конкре­тизация идеала. Но есть сквозные цели. Они - дорожка, тропа, рельсы, воздушный коридор от того, что есть, - к звездам, к ма­нящим огням совершенного. «Не построив путь, дорогу, нечего мечтать о движении. По Стругац­ким, этот путь - творчество, про­буждение таланта. Развитие фантазии, воображения, юмора, спо­собности воспринимать мир как сложный, в противоречиях, спо­собности получать удовольствие от рассмотрения связей и законо­мерностей - вот путь и ориенти­ры воспитания.

И еще раз предназначение че­ловека - творчество. Но этот путь, эта цель - для нормальной жизни и ситуаций, для более-ме­нее сносного общества.

В периоды социальных катаст­роф есть вещи посерьёзнее твор­чества. Это необходимость под­держки: душевной и физической поддержки.

Движущие силы. Разум и совесть движут человеком. Но что первично?

Совесть задает идеалы. Она - в глу­бине, она – сила. Разум - средст­во. Разум ищет пути, дороги к идеалу. Функция совести - ука­зать азимут. Функций разума - искать» находить по азимуту тро­пу.

Но путь всегда не один, как пе­ред витязем у придорожного кам­ня, - "направо пойдешь... налево пойдешь". Витязь - модель чело­века в ситуации неопределеннос­ти, в ситуации самоопределения, в жизни, где цели неясны, средст­ва непонятны и надо их самому определить. Скачки в развитии только так и случаются: через вы­бор.

Но педагог не наблюдатель - он строитель. Он может и должен облегчить путь ученика и поиск пути. Каковы же его педагогичес­кие средства? И вот здесь начи­нается самое интересное у Стру­гацких.

Пути. Средство парадоксально - понимание. Понимание и кон­такт. "Главное не знать, а пони­мать! Понимание - это оружие учителя".

Понимание, познание ведут к сравнению. Но Стругацкие гово­рят "нет" сравнению. "Люди бес­конечны — они не сравнимы друг с другом".

Понимание - фундамент, Но над фундаментом растет здание. Педагогическое здание состоит из кирпичей действий. Действия увлечь, отвлечь, привязать к себе. В действии должна быть доброта (классика педагогики). Нет, гово­рят Стругацкие. В действии долж­но быть милосердие; Милосердие

- это этическая позиция учителя. Где есть милосердие - там вос­питание. Где его нет - там дрес­сировка.

Отношения. Понимание, кон­такт, милосердие — не только действие, но и отношение. Педа­гогические отношения у Стругацких построены на трех заповедях. Первая - этическое, равенство любого носителя разума (мысль, отсылающая к иным мирам, При­вязана еще больше к нашему ми­ру, где любой - это другой чело­век, а значит, и ребенок). Перепи­шем формулу; этическое равенст­во учителя и воспитанника.

Вторая заповедь - стремись не совершать необратимых поступ­ков.

И третья - есть границы вме­шательства в личность, есть тай­ны личности. Это основа, фундамент. Но есть ключевые, замковые камни и в самой постройке. И первый из них - идеал компромисса. У фи­лософа и психолога Владимира Лефевра есть сравнительное ис­следование об этических установках российского и американского человека в ситуации конфронтации. Оказывается, мы, россияне, склонны к обострению конфликта, к противостоянию. Американцы же чаще настроены на компромисс, договоренность.

Идеал педагогики для Стругацких однозначен – не противостояние, а согласие.

Учитель. Какие они разные, учителя Стругацких: учителя по должности – Тенин из «Полдня ХХII века», Носов из "Отягощенных злом", Федосеев из «Жука в муравейнике"; и учителя по судьбе и позиции – Жилин, Юрковский, Быков из «Стажёров», Максим из "Обитаемого острова», Гепард из «Парня из преисподней"".

Но ко всем -

Воспитатель, воспитай себя.

Не ври самому себе.

Понимай.

Чувствуй себя учителем.

Но учитель не естъ манна небесная, данная обществу. Мир его должен создать, находить в человеке талант учителя, самый важный из талантов. Ибо и теория воспитания начнёт развиваться только после появления мощного слоя учителей. Это из публицистики (1987 год). Вскоре в "Отяго­щенных злом" появятся педагоги­ческие лицеи, художественный образ поиска и обучения учителей.

А потом… не менее одной десятой, а то и одной седьмой всего человечества будут учителями. И он, этот учитель будет авторитетнее нынешних, потому что пришёл в педагогику, прожив значительную и интересную жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: