Технология: игра – это возможность свободы.




От писателя не требуется педагогической технологии. Что уж говорить о фантастах! Но парадокс: Стругацкие - потрясающие технологисты. Они показывают, как действует учитель. Чаще это детали, практические идеи, но иногда целая методика.

И первая технологическая мысль Стругацких – о размышлениях учителя. Думать о воспитаннике, понять человека – это строить модели. Хорошая модель отражает свойства во взаимосвязи. Поэтому она никогда не будет слишком проста.

Первое движение учителя Стругацких при столкновении с новой ситуацией – подумать!

И не торопиться оценивать. Для учителя Стругацких оценка – дело второстепенное. В центре другое – принятие, принятие и помощь.

Но что может быть сложнее помощи?

Принятие – это равенство, равенство в общении, но это и забота в действии, а деятельности.

Принятие - это начало контакта, но как труден его путь. Целая методика установления «контакта в истории Жилина и десятилетнего Лэна из повести "Хищные вещи века".

Главное в Лэне – чувство опасности, замешанное на телеужастиках, страхах города и семьи.

Жилин - "Главное не делать поначалу резких движений", "Главное - спокойный тон". Потом безоценочные высказывания: "Ну и голос у тебя кА у знакомого бармена из Мирза-Чарли". Или обращение с просьбой: «Объясни мне – ничего не понимаю».

И вот.. "Меня зовут Лэн» - первые, по собственной инициа­тиве, слова Лэна. Барьер начал подтаивать.

И вот уже разрешение на теле­сный контакт: потрогать за ухо - первый признак доверия,..

А если ситуация публична, если есть другие?

Учитель - на стороне слабого.

Но общение - это не только по­зиция, не только жест, не только действие. Общение - это язык. Без присоединения в языке обще­ние замирает. И учитель Тенин разговаривает игровым языком с командой Капитана, включаясь в игру, в прозвища, в жаргон.

Фрагмент с Тениным техноло­гически наиболее интересен. Те­нин блестяще справляется с двуплановостью игрового общения, когда все понарошку, не всерьез, игра и в то же время сущность, важное, настоящее. Замечатель­ная вещь - игра; каждый, учитель и воспитанник, выбирают свои смыслы в двусмысленности игры оставаясь свободными в этом вы­боре. Игра - возможность свобо­ды.

Теперь о внушении и убежде­нии, о вере и мысли.

Педагог в своем действии-воз­действии всегда в напряженном, поле выбора - на что опереться в воспитаннике: на веру или мысль? Учителя Стругацких не застревают на полюсах. Они втолковывают (убеждение!), призывают верить (внушение!) и даже обзывают (уг­роза самооценки!). Например, Те­нин ("Полдень XXII века"): "Прошу мне верить, потому что я знаю, а ты пока нет, но ты узнаешь" (вну­шение, оставляющее место для будущих аргументов). Или Корней («Парень из преисподней"):Ничего страшного с тобой не произой­дет, ничего страшного с тобой не случится" (внушение). И он же: "Постарайся сам разобраться, что к чему. Не понимаешь - спраши­вай".

Но и убеждение, и внушение учителей работает на фундаменте доверия, на демонстрации дове­рия.

Доверие значимого человека - эмоциональная поддержка. Но поддержка - не только доверие. Поль хвастается ("Полдень XXII века"): "Я нашел эту книгу". Книгу ту подсказал учитель, но учитель молчит (поддержка передачей ав­торства - вспомним знаменитое описание общего собрания у Ма­каренко, когда коммунары высказывают мысли Антона как свои, а Антон молчит).

Поддержка - это и не загонять в ситуации, где надо врать. "Пого­ворим завтра, - говорит учитель Тенин собравшимся завтра сбе­гать из интерната. И тут же себе ругает: нехорошо сказал, нельзя заставлять их врать" ("Полдень ХХП века").

Но иногда необходим взрыв. Конечно, Стругацкие - писатели, Значит, человековеды, и, самое главное для них даже технологически - процесс человеческого общения. Но вдруг проклевывает­ся и дидактика.

Колдун в "Обитаемом острове" говорит, только когда спрашива­ют, и отвечает не на все вопросы. Банев («Гадкие лебеди") на встрече с гимназистами добирается до вечных вопросов, на которые нет ответов, и только тогда пробегает между ними искра контакта.

А вот совсем уж учебная техно­логия.

Генка Комов (Капитан) и его сотоварищи по утрам самостоятельно, но по расписанию, впитывают, осваивают учебную информацию (тему!), занимаются сами спортом и трудом. А после обеда приходит учитель, и начинаются проблемные разговоры: о правильно-неправильно поставленных вопросах, о познании личности, об оставшихся в истории науки тайнах. Чем не решение вопроса о компьютере и учителе. ("Полдень ХХП века").

Да ещё экзотика в содержании образования: обучение психомассажу, лечебной физкультуре и субаксу (что-то вроде карате ХХП века).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: