От писателя не требуется педагогической технологии. Что уж говорить о фантастах! Но парадокс: Стругацкие - потрясающие технологисты. Они показывают, как действует учитель. Чаще это детали, практические идеи, но иногда целая методика.
И первая технологическая мысль Стругацких – о размышлениях учителя. Думать о воспитаннике, понять человека – это строить модели. Хорошая модель отражает свойства во взаимосвязи. Поэтому она никогда не будет слишком проста.
Первое движение учителя Стругацких при столкновении с новой ситуацией – подумать!
И не торопиться оценивать. Для учителя Стругацких оценка – дело второстепенное. В центре другое – принятие, принятие и помощь.
Но что может быть сложнее помощи?
Принятие – это равенство, равенство в общении, но это и забота в действии, а деятельности.
Принятие - это начало контакта, но как труден его путь. Целая методика установления «контакта в истории Жилина и десятилетнего Лэна из повести "Хищные вещи века".
Главное в Лэне – чувство опасности, замешанное на телеужастиках, страхах города и семьи.
Жилин - "Главное не делать поначалу резких движений", "Главное - спокойный тон". Потом безоценочные высказывания: "Ну и голос у тебя кА у знакомого бармена из Мирза-Чарли". Или обращение с просьбой: «Объясни мне – ничего не понимаю».
И вот.. "Меня зовут Лэн» - первые, по собственной инициативе, слова Лэна. Барьер начал подтаивать.
И вот уже разрешение на телесный контакт: потрогать за ухо - первый признак доверия,..
А если ситуация публична, если есть другие?
Учитель - на стороне слабого.
Но общение - это не только позиция, не только жест, не только действие. Общение - это язык. Без присоединения в языке общение замирает. И учитель Тенин разговаривает игровым языком с командой Капитана, включаясь в игру, в прозвища, в жаргон.
|
Фрагмент с Тениным технологически наиболее интересен. Тенин блестяще справляется с двуплановостью игрового общения, когда все понарошку, не всерьез, игра и в то же время сущность, важное, настоящее. Замечательная вещь - игра; каждый, учитель и воспитанник, выбирают свои смыслы в двусмысленности игры оставаясь свободными в этом выборе. Игра - возможность свободы.
Теперь о внушении и убеждении, о вере и мысли.
Педагог в своем действии-воздействии всегда в напряженном, поле выбора - на что опереться в воспитаннике: на веру или мысль? Учителя Стругацких не застревают на полюсах. Они втолковывают (убеждение!), призывают верить (внушение!) и даже обзывают (угроза самооценки!). Например, Тенин ("Полдень XXII века"): "Прошу мне верить, потому что я знаю, а ты пока нет, но ты узнаешь" (внушение, оставляющее место для будущих аргументов). Или Корней («Парень из преисподней"):Ничего страшного с тобой не произойдет, ничего страшного с тобой не случится" (внушение). И он же: "Постарайся сам разобраться, что к чему. Не понимаешь - спрашивай".
Но и убеждение, и внушение учителей работает на фундаменте доверия, на демонстрации доверия.
Доверие значимого человека - эмоциональная поддержка. Но поддержка - не только доверие. Поль хвастается ("Полдень XXII века"): "Я нашел эту книгу". Книгу ту подсказал учитель, но учитель молчит (поддержка передачей авторства - вспомним знаменитое описание общего собрания у Макаренко, когда коммунары высказывают мысли Антона как свои, а Антон молчит).
|
Поддержка - это и не загонять в ситуации, где надо врать. "Поговорим завтра, - говорит учитель Тенин собравшимся завтра сбегать из интерната. И тут же себе ругает: нехорошо сказал, нельзя заставлять их врать" ("Полдень ХХП века").
Но иногда необходим взрыв. Конечно, Стругацкие - писатели, Значит, человековеды, и, самое главное для них даже технологически - процесс человеческого общения. Но вдруг проклевывается и дидактика.
Колдун в "Обитаемом острове" говорит, только когда спрашивают, и отвечает не на все вопросы. Банев («Гадкие лебеди") на встрече с гимназистами добирается до вечных вопросов, на которые нет ответов, и только тогда пробегает между ними искра контакта.
А вот совсем уж учебная технология.
Генка Комов (Капитан) и его сотоварищи по утрам самостоятельно, но по расписанию, впитывают, осваивают учебную информацию (тему!), занимаются сами спортом и трудом. А после обеда приходит учитель, и начинаются проблемные разговоры: о правильно-неправильно поставленных вопросах, о познании личности, об оставшихся в истории науки тайнах. Чем не решение вопроса о компьютере и учителе. ("Полдень ХХП века").
Да ещё экзотика в содержании образования: обучение психомассажу, лечебной физкультуре и субаксу (что-то вроде карате ХХП века).