Наше время - время скептического отношения к интернатам. Мы привыкаем, к безусловной приоритетности семейного очага для развития ребёнка. Закрытые воспитательные учреждения все чаще воспринимаем как вынужденное зло, как следствие несовершенства общества. Интернатоцентризм Стругацких ("Полдень XXII» века", "Трудно быть богом", "Далекая радуга", "Жук, в муравейнике», «Гадкие лебеди», «Отягощенные злом», «Волны гасят ветер"...) выглядят как-то старо и даже дико.
Но вглядимся, вглядимся. Ведь странные учреждения – интернаты Стругацких. У каждого ребёнка свой учитель и свой врач. Можно уйти, убежать из интерната на весь день, и никаких серьезных последствий.
С порядком в интернате весьма сомнительно: видите ли на кровати днем лежать не рекомендуется(!), а сломавшему систему светорегуляции всего-то "судьба чинить". И какая-то семейственность: у старших лицеистов друзья - гюдопечные младшие.
Пространство воспитанников интернатов - это парк, это лес, это мастерская, это пруд, это город – больницы, учреждения, библиотеки.
Вообще-то личный и исторический источник интернатоцентризма Стругацких понятен. Суворовское училище в жизни Аркадия Натановича (Здесь у меня ошибка: А.Стругацкий не учился в Суворовском училище. С.Д.), увлечение интернатами как школами будущего в обществе в утопичные шестидесятые годы.
Кстати, описание комфорта интерната в ранних вещах Стругацких (комната на четырех да ещё душевая!); вызывает теперь грустную улыбку.
Но, может быть, там, за пределами нашего XX века, найдено диалектическое решение проблемы острова и мира, понята необходимость как закрытости от мира (остров, интернат) так и открытости миру как условия развития человека, встающего на плечи цивилизации, чтобы свершить еще один шаг в небо.
Гордое преодоление.
Образы детства Стругацких - на первый взгляд парадоксальны и не совпадают друг с другом.
Первое, исходное, - детство как не свобода от серости, вожделений, энтузиазма.
"Они торговали на перекрестках, толпились под фонарями, угловатые, прокуренные, оставляя на тротуарах россыпи плевков, окурков, бумажек от конфет. Нервные и нарочито меланхоличные. Жаждущие, поминутно озирающиеся, сутуловатые. Они ужасно не хотели походить на остальной мир и в то же время старательно подражали друг другу и двум – трём киногероям... Наверное, в 15 лет из всех благ мира истинна привлека- тельным кажется только одно - ощущений собственной значительности и способность вызывать всеобщее восхищение или, по крайней мере, привлекать внимание. Все остальное представляется невыносимо скучным и занудным, и в том числе, а может быть, и в особенности, те пути достижения желаемого, которые предлагает - усталый и раздраженный мир взрослых..." ("Хищные вещи века»).
Подростком владеет почти инстинктивное желание самоутвердиться, пишут Стругацкие, - выделиться, стать самостоятельной и совершенно особенной личностью. Но свой главный талант, как правило, обнаружить сам, без посторонней помощи он неспособен»… Вот и "хватает то, что ближе лежит». Не в силах обнаружить в себе талант, дар, способность, подросток заменяет его «каким-нибудь блестящим ярко раскрашенным «протезом».
Да, детство – время проблем. Пренебрежение общества духовным миром подростка ведёт к детской преступности.
Но если общество, мир, учитель способны откликнуться на нужды подростка, если позволят в 14-16 лет звучать ему для себя гордо» - раскрывается мир замечательных ребят пролога "Трудно быть богом». Мир образованных, творческих, социально ориентированных, доброжелательных, чувствительных к отношёниям, правдивых и верных.
Но Стругацкие не были бы Стругацкими, если бы не вносили в образы детства и юности неправильности, случаи, особенные, тревожные ситуации. И самое значительное здесь – «Флора», феномен молодежной контркультуры XXI века. Такая притягательная, но вызывающая настороженность и протест "Флора».
"Никто никому не мешает. Покой. Дружба. Нет принуждения и обязанности. Принятие всего. Вера в твою правильность, Выслушивающий всё со вниманием. Делай, что хочешь делать. Говори, что думаешь. Не желай многого... Можно взять то, что не нужно другим...» - проповедует лидер "Флоры" ("Отягощенные злом").
Аркадий Натанович о своей юности: "хотел быть похожим одновременно на капитана Немо и Дон Кихота. Один был таинственным. Другой - добрым. Но, главное, оба стремились к справедливости". "Флора"? Нуси?
Границы влияния.
Можно ли ограничивать человека без его участия, без его воли, даже в его интересах? Можно, считают Стругацкие, но только при условии честного доверия - это аксиома педагогики ХХII века.
А если глобально о, всех людях того века – мудрая система Банк Всемирной Информации выдаёт только ту информацию о человеке, которую он сам сообщает в Банк. И только специалисты с особым допуском, с особым разрешением могут узнать то, что человек о себе не сообщал. А ещё жёстче допуск к тайнам личности – информации, о которой сам человек о себе не знает.
Границы возможностей влиять.
Земля учителей.
Жилин, герой повести Стругацких "Стажеры" уходил в рейс, чувствовал, что на Земле остается какое-то необычайно важное дело, самое важное для людей... важнее всей остальной Вселенной, важнее самых замечательных творений рук человеческих. На Земле дети... И Жилин чувствовал, что может помочь хотя бы некоторым из них. Научить не кланяться авторитетам. Научить, что любить и плакать от любви - не стыдно. Научить доверять движениям души своего, близкого. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других.
Иван Жилин возвращается на Землю и становится профессиональным воспитателем. Но миры Стругацких - это множество разных и тонких непедагогических педагогов. Ласковая к детям, безопасная Земля - это педагогизированный мир, для которого не утопия мысль учителей XXI века Криницкого и Миловановича ("Хищные вещи века"), что задача воспитания - привести в соответствие разнообразие потенций внутреннего мира растущего человека с богатством внешнего мира.
Педагогированный мир - это, мир, в котором признано право на свободу и поддержку чувства достоинства, настрой не на запрет, а на диалог.
Педагогизированный мир - это мир, в котором педагоги сопровождают человека всю жизнь с самого рождения.
И начинается он с серьезных программ и средств отбора детей с задатками, которые с определенной вероятностью могут развернуться в педагогические таланты. Начинается с государственной системы педагогических лицеев, которые появляются в повести "Отягощенные злом*.
Когда меня спрашивают об идеале будущего нашего мире, нашего отечества, я отделываюсь формулой: социально ориентированный рынок плюс педагогизация всей страны. Вот так - "плюс педагогизация". И в этом меня поддерживают книги и мысли замечательных педагогических дилетантов двадцатого века Аркадия и Бориса Стругацких.