Лекция 3. Принципы, специфика методов семейного воспитания




Тема 2. Особенности семейного воспитания.

Основные принципы семейного воспитания – сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, акцент на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы. В первых веках христианства люди своим жизненным примером вызывали в детях такое настроение, что воспитание являлось естественным развитием самой жизни. Нельзя воспитать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни.

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения является одной из причин появления в практике воспитания «трудных детей».

Разногласия между родителями в предъявлении требований учат детей лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание.

Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требования детского дошкольного учреждения, а затем школы. Отсутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит равный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов. Дети часто идут на обман, выбирают для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса. Единство требований предполагает, прежде всего, знание и учет каждым воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приучение его к соблюдению норм и правил поведения.

Все педагогические теории прошлого и настоящего пронизаны идеями гуманизма: любви к ребенку, пробуждения светлых сторон его природы, развития в нем социальных сил, стремления к свободе. Реализация этих важнейших гуманистических принципов во многом зависит от семейного микроклимата. При этом имеется в виду не только отношение к ребенку, но и отношения взрослых членов семьи друг к другу.

Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В доброжелательной обстановке он спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Неблагоприятная семейная атмосфера предопределяет и плохое психическое самочувствие ребенка в семье. У него растет чувство непрочности семейного дома, он начинает с тревогой относиться ко всяким новым обстоятельствам, которые могут оказаться, по его мнению, не под силу его родителям, и семья распадется, а он останется один в непонятном и враждебном мире.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливость или же ворчливость, мелочность, видит хмурые лица.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок – равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: во-первых, традиций семейного общения, нравственно-психологической атмосферы в доме; во-вторых, степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; в-третьих, формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; в-четвертых, типа семьи – многодетная, малодетная; ее состава – полная или неполная; ее структуры – главенство и подчинение; в-пятых, психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости, контактности.

Вследствие этих условий, особенно связанных с развитием современной культуры, существенно изменились традиции семейных отношений. Это, прежде всего, коснулось мер социального контроля за реализацией семейных и брачных отношений (церковная и светская мораль, общественное мнение), содержания отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, взаимоотношения, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.

В современных условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни наибольшее распространение получила семья, состоящая в основном из родителей и детей.

По сравнению с многодетной и многопоколенной семьей, взаимоотношения в таких семьях приобретают во многом новый характер. Прежде всего, резко ограничивается поле социализации личности. Ребенок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, оказавшего на него наибольшее влияние в силу определенных причин. В этом случае достоинства и недостатки личности воспитателя повторяются и в личности ребенка.

Уважение должно стать ведущим принципом всей воспитательной работы в семье и проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками и юношеством. Имея собственное мнение и пытаясь отстаивать его, они нередко порой оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи. В результате утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, возникает нетерпимость к другим позициям. Вот почему так важно для родителей и воспитателей знать присущие каждому возрасту достоинства и недостатки, чтобы лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него. Незнание возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребенком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой.

Основа педагогической деятельности родителей – педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой, прежде всего, ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей, и что для них значит быть родителями.

Одна из характерных особенностей современной семьи – это ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов. Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др. В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств для будущей семейной жизни.

Процесс подготовки к семейной жизни сложный, многосторонний. Здесь хотелось бы выделить следующие важные аспекты. Это, прежде всего, формирование у ребенка, начиная с детских лет, осознания значимости семьи для него. Каким оно будет, во многом зависит от личного опыта и примера родителей. Вот почему так необходимы беседы родителей с детьми о проблемах собственной семейной жизни. От действия родителей во многом зависит и полноценное психосексуальное развитие детей. Именно родителям следует вести ребенка по ступеням психосексуального развития. Все воспитание ребенка в семье, начиная с рождения, должно быть направлено на становление его как будущего родителя. Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодежи к семейной жизни.

Значительно острее, чем в полной семье (где есть оба родителя), проблемы воспитания стоят в неполных семьях, состоящих из одного родителя и детей. Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья.

Внебрачная семья – семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым подсознательно толкает его к повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни. В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношения с ребенком. Отсюда порой возникает несправедливость в отношениях с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.

Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех «нездоровых» влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против нее. Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье заключаются в создании доверительных отношений в семье, формировании чувства взаимопомощи и в вовлечении детей в дела и заботы семьи, разумном соотношении родительской любви и строгости, возрастании роли личного примера, формировании у детей положительного идеала взрослого. Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им.

По оценке самих детей, следует уважать родителей за то, что они должны быть в меру строги, требовательны, справедливы; могут дать хороший совет, правильно оценить поступок, показать, объяснить, помочь в работе. Плохо, когда родители много обещают, а потом не выполняют своих обещаний. Это приводит к тому, что дети перестают верить в справедливость и искренность старших и считают возможным для себя поступать также. Разрыв между словом и делом наносит большой ущерб не только личному авторитету родителей, но и нравственному воспитанию детей.

Авторитет родителей во многом зависит от характера их личных взаимоотношений, соблюдения единых требований в воспитании, соответствия слова и дела.

Дети могут простить родителям и чрезмерную строгость, и многое другое, но они не любят равнодушия к своим делам и проблемам. Известно, что авторитет теряется во много раз быстрее, чем приобретается. Иногда достаточно одного неправильного действия, поступка, и можно надолго потерять доверие ребенка. Поэтому родителям необходимо вести постоянную, настойчивую работу над собой, которая должна основываться на умении создать доверительные, уважительные отношения в семье. Это требует от родителей терпения, тактичности. Эффективность воспитания полностью будет зависеть от того, насколько родители смогут правильно построить свои отношения с детьми, понять их интересы.

Как видно, семья, давая много ценного в смысле воспитания детей, вместе с тем не является до конца тем, что нужно ребенку, которого влечет общество сверстников. Школа есть особенно благоприятная социальная среда для ребенка.

Задача школы – помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь.

Это ни в какой мере не снижает воспитательной роли семьи, но подчеркивает необходимость постоянно согласовывать ее влияние с влиянием школы. В то же время существенно изменяются педагогические задачи воспитания в семье в связи с тем, что основным содержанием детской жизни становится повседневная организованная и планомерная учебная деятельность. К сожалению, многие родители недооценивают роль семьи в организации учебной деятельности детей или понимают ее узко, ограничиваясь тем, что обеспечивают ребенка необходимыми школьными принадлежностями, отводят ему рабочее место, помогают в затруднительных случаях. Но этого бывает, как правило, недостаточно. Школьная жизнь насыщена массой впечатлений и представлений, и поэтому очень важно, чтобы в семье была создана атмосфера, которая бы поддерживала и углубляла внутреннюю жизнь ребенка. Родителей, как правило, больше интересуют отметки, полученные детьми в школе, в то время как главным является получение знаний, то новое, интересное, что входит в жизнь ребенка. Огромное значение имеют в этом смысле беседы родителей с детьми на темы, связанные с учением, подкрепляющие то, что узнали дети в школе, а также домашнее чтение детей. Из правильных семейных взаимоотношений, как пишет Конради в своей книге «Исповедь матери», вырастает, как правило, плодотворная педагогическая среда.

Одно из главных направлений семейного воспитания – воспитание духовное. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычайная природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать их внутренний мир. Их духовная активность должна проявляться в той же мере, какая присуща всей семье, быть ее отражением. Заботой родителей, прежде всего, должно стать формирование внутреннего мира ребенка в целом – развитие всей эмоциональной сферы, ибо чувства отражают те процессы, которые совершаются в душе. Нужно еще пройти немалый путь, чтобы чувства помогали человеку понимать и правильно оценивать жизнь, ибо от здоровья чувств зависит духовное здоровье человека. Если дети имеют неверные, мелкие, ядовитые чувства, то в них не может быть правильной духовной жизни.

Духовно развитый человек – тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье – это общая духовная жизнь детей со своими родителями. Отношение детей к семье, к родителям должно стать неисчерпаемым источником духовных жизненных сил.

Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного – оно лишь открывает путь и учит следовать ему. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление идти к совершенству.

Семейная педагогика решает задачи с помощью определенных методов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Эмпирическим путем собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно их установить и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изолированных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и явлений домашнего воспитания в связи с другими социальными характеристиками семьи (например, особенности воспитания в зависимости от состава семьи, ее типа и т.д.).

Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности, изучение документации, опытная работа и др.

Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных проблем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

Основные социологические методы – социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Усилия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы – шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. Количественные показатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими учеными. С развитием компьютерной техники расширились возможности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный состав, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). Поэтому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция некоторого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут раскрыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качественного анализа собранного материала, но не подменять его.

Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углубить характеристику семьи. Искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры, называется педагогической герменевтикой.

При изучении семьи, особенностей тактики у содержания домашнего воспитания используется метод идентификации. Идентификация – понимание исследователем другого человека благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в нем.

Таким образом, методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, раскрываются взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: