Содержание
Введение
Правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями
Профилактика травматизма
Особенности проведения закаливания
Распорядок дня и его гигиеническая оценка
Требования к одежде и обуви
Специфики личной гигиены в спорте
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В определении стратегии и тактики реализации задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать.
Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки.
\А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Специалисты в области спортивной медицины уделяют большое внимание вопросам предупреждение травм, разрабатывают новые методики диагностики и лечения, оказанием содействия развитию реабилитации как незаменимой помощи при полном восстановлении после повреждений.
Двигательная активность человека - главный решающий фактор сохранения и укрепления его здоровья.[1]
|
В современном обществе физическая культура и спорт стали предметом общего интереса и внимания. С помощью физической культуры можно оказать определенное влияние на общественное производство, формирование человека, развитие общественных отношений. Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором общественной жизни, помогает рационально использовать свободное время.
Для того, чтобы стать сильнее, выносливее, успешнее справляться со сложными двигательными заданиями в профессиональной деятельности необходимо заниматься физическими упражнениями.
Правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями
Общие требования безопасности:
К занятиям допускаются учащиеся:
Отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
Имеющие спортивную форму и обувь, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Учащийся должен:
Иметь коротко стриженные ногти;
Заходить в спортивный зал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию;
Не использовать его не по назначению.
Требования безопасности перед началом занятий
Учащийся должен:
Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висящие сережки, цепочки, браслеты и т.д.);
Убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;
|
С разрешения учителя выходить на место проведения занятия;
По команде учителя встать в строй для общего построения.[2]
Требования безопасности во время занятий
Учащийся должен:
Внимательно слушать объяснения упражнения и аккуратно выполнять задания;
Брать спортивный инвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению;
Во время передвижений смотреть вперед, соблюдать достаточный интервал и дистанцию, избегать столкновений.
Учащимся нельзя:
Покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
Толкаться, ставить подножки;
Жевать жевательную резинку;
Мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
Выполнять упражнения с влажными ладонями;
Резко изменять направления своего движения.
Требования безопасности по окончании занятий
Учащийся должен:
Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения
Организованно покинуть место проведения занятия;
Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
Вымыть руки с мылом.
Профилактика травматизма
Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.
|
В настоящее время значительно увеличилась доля занятий физическими упражнениями в структуре свободного времени, особенно в сфере физкультурных услуг различной направленности. В связи с этим, необходимо повысить требования к соблюдению мер по предотвращению несчастных случаев и травм на учебных занятиях физической культурой, тренировках и соревнованиях различного ранга.[3]
Основные причины травматизма:
1. Организационные недостатки при проведении занятий. Это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке.
2. Ошибки в методике проведения урока, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся (форсирование нагрузок).
Причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.
3. Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.
4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная акклиматизация учащихся.
5. Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.
6. Отсутствие медицинского контроля. Допуск к соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, может послужить допуск к физически нагрузкам без прохождения врачебного осмотра.[4]
Соблюдение всех необходимых требований к системе спортивных баз, техническому состоянию спортивных снарядов и инвентаря, одежде, обуви и т. п. окажут положительную роль в уменьшении травматизма, в повышении уровня учебного процесса в подготовке специалистов.
В перечне причин травмирования особо стоит гипокинезия. Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает (детский сад, школа). При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%. Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию).