В чрезвычайных ситуациях»




Основные вопросы:

1. Влияние чрезвычайных ситуаций на психологическое состояние сотрудников МЧС России.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Классификация видов стресса. Характеристика стресс-факторов в условиях чрезвычайных ситуаций и их влияние на психику сотрудников МЧС России. Уровни неожиданности, непредсказуемости событий. Влияние межличностных отношений на психику.

 

2. Психологический отбор и адаптация сотрудников МЧС России.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Этапы профессионального отбора. Использование установленных основных и дополнительных методов и методик. Необходимость профессионального психологического отбора. Заключение о профессиональной пригодности кандидатов.

 

3. Этапы становления профессиональной деятельности сотрудника МЧС России.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Деятельность сотрудников МЧС России в чрезвычайных ситуациях. Социальная значимость деятельности сотрудников МЧС России. Специфичность деятельности личного состава подразделений МЧС России. Служебная и боевая подготовка сотрудников МЧС России.

 

4.Психологическая составляющая при проведении аварийно – спасательных работ.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Группа факторов характеризующие личностные особенности пострадавших. Особенности групп пострадавших. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

 

5.Формы проявления негативных психологических последствий боевого стресса.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Диагностика синдрома посттравматических стрессовых нарушений. Принципы психологической помощи в преодолении посттравматических стрессовых нарушений. Сравнительные признаки проявления посттравматического стрессового расстройства и острого стрессового расстройства у сотрудников МЧС России.

 

6. Основные характеристики психической травмы.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Основные черты психического стресса. Адаптационные механизмы. Действие экстремальных факторов в чрезвычайной ситуации на психику человека. Фазы эмоциональной реакции человека. Характеристика различных состояний психической дезадаптации.

 

7. Психологические особенности поведения спасателя среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Правила поведения в толпе.Действия спасателя при возникновении толпы. Психологические особенности развития и создания толпы.

 

8. Психологический портрет сотрудника МЧС России занимающийся пожаротушением и государственным надзором.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Основные типы темперамента и их характеристика. Специфика работы в пожаротушении и государственном надзоре.

 

9. Психологическая помощь со стороны психолога в чрезвычайных ситуациях и со стороны руководителя после чрезвычайных ситуаций.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Виды и этапы проведения психологической помощи пострадавшим. Виды саморегуляции после чрезвычайных ситуаций. Правила общения с пострадавшим после чрезвычайной ситуации. Особенности оказания помощи в состоянии неадекватности.

 

10. Психология здоровья сотрудников МЧС России.

Для ответа на вопрос, экзаменуемый должен: Профессиональное здоровье сотрудников МЧС России. Заболеваемость и травматизм сотрудников МЧС России. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.

 

Практические задания:

Вам необходимо определить вид психического состояния и рассказать меры выхода из него.

1. Пострадавший С., 19 лет. Съезд автомобиля в кювет с переворотом, самостоятельно выбрался из автомобиля. Один стоит около автомобиля ГИБДД. Отворачивается от места происшествия. Мышцы напряжены, глазные щели расширены, губы плотно сомкнуты, кисти сжаты в кулаки. В ответ на вопросы мотает головой, с закрытым ртом издаёт отдельные горловые звуки. Инструкции выполняет после их повторного предъявления или при лёгком физическом побуждении. Дыхание частое и поверхностное, тахикардия. Видимых физических повреждений нет.

2. Пострадавшая Д., 38 лет. Вместе с другими пострадавшими в течение 3-х часов была заблокирована в пассажирском вагоне, потерпевшего аварию поезда. После извлечения сидит на земле, опираясь на одну руку, замерев в одной позе. Неподвижно смотрит в одну точку перед собой, не обращает внимания на происходящее; не отзывается, когда к ней обращаются. На лице ссадина.

3. Пострадавший К. 24 лет, водитель фуры. Съезд в кювет и опрокидывание. Не удерживается на месте, мечется между фурой, кабиной и работником ГИБДД. Хватает мобильник, начинает звонить, тут же сам сбрасывает звонок; активно размахивает руками. Не реагирует на обращённую к нему речь. Постоянно быстро говорит, речь бессвязная, по отдельным фразам понятно, что переживает за груз, боится наказания, причиной аварии считает состояние дороги и подрезавшую его легковушку; ни к кому конкретно не обращается. Ссадины на лице и кистях.

4. Пострадавшая Ш., 47 лет. Столкновение автомобилей, движущихся в одном направлении. Сидит на переднем пассажирском сидении с опущенными головой и плечами, теребит край плаща. В глазах стоят слёзы, губы трясутся, подавленная, не обращает внимания на происходящее вокруг машины. Контакту доступна. Видимых физических повреждений нет.

5. Пострадавшая В., 36 лет. Лобовое столкновение 2-х легковых автомобилей. Вместе с ней в машине находилась дочь, которую в тяжёлом состоянии одна из бр. СМП транспортирует в больницу. Пострадавшая не удерживается на месте, бросается к пустой искорёженной машине, вырывается при попытке удержать её. Кричит, что в машине дочь, которая зовёт её на помощь и плачет от боли. Требует, чтобы оказали помощь ребёнку. Объяснений не понимает. У пострадавшей ссадины на кистях и лице, ушибы мягких тканей лица.

6. Пострадавший З., 22 года. Наезд на пешехода со смертельным исходом. Стоит около машины. Сильно трясутся руки, тело бьёт крупная дрожь. Контакту доступен. На вопросы отвечает замедленно, односложно. Инструкции старается выполнять, но в силу выраженности дрожи не способен расстегнуть пуговицу, зафиксировать руку. Попросил закурить, но тут же роняет из пальцев сигарету. Не понимает, что с ним происходит.

7. Пострадавшая Р., 43 года. Столкновение автобуса с грузовым автомобилем, пассажирка автобуса. Будучи заблокированной в автобусе до момента приезда спасателей и освобождения кричала, металась, безуспешно пыталась выбраться. Бесцельно ходит между стоящих машин, выходит на проезжую часть, не обращает внимание на происходящее вокруг. Инструкции выполняет, возвращается медленно к месту сбора, но затем опять начинает бродить. Движения вялые, заторможенные; жалоб не предъявляет. На вопросы отвечает тихо, односложно, с длинными паузами.

8. Пострадавшая К., 23 года. Съезд в кювет в результате бокового касательного столкновения 2-х легковых автомобилей. Мечется, кричит, причитает. То пытается с кулаками наброситься на водителя второй пострадавшей машины и угрожает ему; то начинает рыдать; то упрекает мужа (водителя машины, в которой она ехала); то начинает хвататься руками за грудь – при этом говорит, что ей плохо с сердцем, требует немедленной помощи от окружающих, опять начинает рыдать. Бурно реагирует на высказывания окружающих. Внешне физических повреждений нет.

9. Пострадавший Ф., 49 лет, водитель грузового автомобиля. Столкновение грузового и легкового автомобилей, движущихся в одном направлении. Угрожает водителю легкового автомобиля, делает попытки подойти к нему. Высказывает оскорбления и угрозы сотрудникам ГИБДД и своему напарнику, которые стараются его удержать. Мышцы напряжены, кисти сжаты в кулаки, руки согнуты в локтевых суставах. После того, как подошли медицинские работники, и стали задавать вопросы начал выказывать раздражение и недовольство и в их сторону.

10. Пострадавший Ч., 54 года, водитель грузового автомобиля. Съезд в кювет и опрокидывание на левую сторону. Находится в кабине. Контакту доступен. Самостоятельно выбраться не может, жалуется на боль в ногах и области грудной клетки. Ноги зажаты. Имеющимися инструментами для спасательных работ освободить пострадавшего не удаётся.

11. Пострадавший С., 31 год, водитель легкового автомобиля. Столкновение 2-х легковых автомобилей, движущихся в одном направлении. Контакту доступен. Не отвечает на вопросы; речь ускоренная. Инструкции выполняет после их повторного предъявления. Во время беседы отвлекается, начинает давать пояснения работнику ГИБДД, в этот период проявляется раздражение. Нетерпелив. Тремор рук, тахикардия.

12. Пострадавшая Р., 57 лет. Касательное столкновение автомобилей, двигающихся в одном направлении. Контакту доступна, инструкции выполняет. На вопросы отвечает короткими фразами. Нервно курит во время беседы; движения суетливые, порывистые. В глазах слёзы. Беспокоит учащенное сердцебиение, слабость; говорит, что не может понять, как всё произошло.

 

Основная литература:

1. Селье Г. Стресс без дистресс. – М., 1992 г.

2. Маклакова А.Г. Военная психология СПБ., 2005г.

3. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.–СПб.: Питер, 2006.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М., 2005.

6. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М., 2002.

7. Малкин-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2008 г.

8. Самонов А.П. Психология для пожарных. - Пермь, 1999 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: