Вскрытие карьера скользящими съездами. Условия применения и недостатки скользящих съездов.




За последние годы широко начали применять вскрытие скользящими и, особенно, временными траншеями (съездами). Траншеи (съезды) бывают постоянные скользящие и временные в зависимости от их расположения в пространстве по мере отработки уступа. Если траншея располагается на нерабочем борту карьера, то они сохраняют свое положение и называются стационарными (постоянными). Если траншеи, вскрывающие уступы, первоначально находятся в средней части карьера, и затем, по мере отработки уступа, перемещаются к нерабочему борту, то они могут быть скользящими или временными. Отличие временного съезда от скользящего: временный съезд через 2-6 месяцев исчезает (отрабатывается) и появляется в другом месте, в то время как скользящий съезд по мере отработки уступа перемещается параллельно предыдущему своему положению (не исчезает), затем превращается в стационарный съезд на нерабочем борту карьера. К указанному не стационарному положению кап.траншей прибегают при разработке неправильных, крутых и наклонных месторождений в след. случаях:

1)если месторождение не достаточно разведано, в следствии чего не представляется возможным при проектировании установить границы карьера и конечное положение его бортов;

2)в том случае, если месторождение достаточно разведано, но не установлены его инженерно-геологические условия, в частности, необходимость постепенного выполаживания бортов карьера с глубиной, в этих случаях расположение траншей на рабочем борту карьера является надежным, т.к. эти борта весьма пологие;

3)когда необходимость отработки месторождения от висячего бока к лежачему;

4)при вскрытии одног-двух последних горизонтов глубоких карьеров, когда проведение траншеи по П. И. рабочего борта не влечет производство вскрышных работ;

5)в качестве временной меры для вскрытия и отработки новых уступов, когда скользящие съезды упрощают и ускоряют производство этих работ, при этом скользящий съезд подойдет к стационарному положению после частичной или полной отработки вскрытого им уступа.

Недостатки скользящих съездов:

- усложняются погрузочные работы, особенно при ж.д. транспорте, т.к. на участке съезда уступ отрабатывается в 2 подуступа переменной высоты;

- уменьшается полезная масса поезда, т.к. движение осуществляется под уклон;

- ширина этого съезда должна вписываться в ширину рабочей площадки уступа на участке съезда;

-увеличивается объем БВР при ж.д. транспорте в скальных породах;

- периодический перенос основных путей затрудняет нормальную производственную деятельность карьера и нередко снижает темпы подвигания фронта и влечет к увеличению общего объема горно-капитальных работ.

Таким образом, в общем виде вскрытие месторождения заключается в создании транспортных коммуникаций, в наибольшей мере соответствующих рациональным условиям открытой разработки месторождения.

 

 

Основные понятия о карьере. Элементы и параметры карьера.

Административное понятие карьер - горное предприятие, осуществляющая разработку месторождения открытым способом. Техническое понятие карьер – совокупность элементов открытых горных выработок, служащих для разработки месторождений П. И. Месторождение или часть его, отводимая для разработки карьеров, называется карьерным полем.

Открытая горная выработка – выработка, образовавшаяся в земной коре после выемки г.п. и имеющая незамкнутый контур поперечного сечения (траншеи, котлованы).

Участок земной коры, включающий месторождение и окружающие его породы, предоставленный предприятию для производства в нем работ, связанных с разработкой месторождения, называется горным отводом. Участок земной поверхности, включающий горный отвод, занимаемый горным предприятием, называется земельным отводом.

Элементы карьера:

-- борт карьера – поверхность, ограничивающая массив со стороны выработанного пространства. Борт состоит из откосов уступов и берм и имеют ступенчатую форму. Различают рабочий и нерабочий борт карьера.

-- откос борта карьера – поверхность, соединяющая верхнюю бровку верхнего уступа и нижнюю бровку нижнего уступа.

-- граница карьера по верху (верхний контур карьера) – линия пересечения откоса борта карьера с дневной поверхностью.

-- граница карьера по дну (нижний контур карьера) – линия пересечения откоса борта карьера с поверхностью дна.

-- уступ – часть толщи г.п. в карьере, имеющих рабочую поверхность в форме ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами выемки и погрузки.

-- транспортные бермы – площадки, оставляемые на нерабочем борту карьера для передвижения транспортных средств.

-- предохранительные бермы – площадки, оставляемые на нерабочем борту карьера для повышения его устойчивости и задержания осыпающихся кусков породы. Ширина предохран-х берм=1/3 расстояния меду смежными бермами. Предохранительные бермы имеют уклон в сторону вышележащего уступа.

Параметры карьера:

-- глубина карьера.

-- угол откоса рабочего или нерабочего борта карьера (γр, γн) – угол между откосом борта и горизонтальной плоскостью. Угол откоса рабочего борта 5-150, нерабочего борта 30-500.

-- объем П. И.

-- объем горной массы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: