За последние годы широко начали применять вскрытие скользящими и, особенно, временными траншеями (съездами). Траншеи (съезды) бывают постоянные скользящие и временные в зависимости от их расположения в пространстве по мере отработки уступа. Если траншея располагается на нерабочем борту карьера, то они сохраняют свое положение и называются стационарными (постоянными). Если траншеи, вскрывающие уступы, первоначально находятся в средней части карьера, и затем, по мере отработки уступа, перемещаются к нерабочему борту, то они могут быть скользящими или временными. Отличие временного съезда от скользящего: временный съезд через 2-6 месяцев исчезает (отрабатывается) и появляется в другом месте, в то время как скользящий съезд по мере отработки уступа перемещается параллельно предыдущему своему положению (не исчезает), затем превращается в стационарный съезд на нерабочем борту карьера. К указанному не стационарному положению кап.траншей прибегают при разработке неправильных, крутых и наклонных месторождений в след. случаях:
1)если месторождение не достаточно разведано, в следствии чего не представляется возможным при проектировании установить границы карьера и конечное положение его бортов;
2)в том случае, если месторождение достаточно разведано, но не установлены его инженерно-геологические условия, в частности, необходимость постепенного выполаживания бортов карьера с глубиной, в этих случаях расположение траншей на рабочем борту карьера является надежным, т.к. эти борта весьма пологие;
3)когда необходимость отработки месторождения от висячего бока к лежачему;
4)при вскрытии одног-двух последних горизонтов глубоких карьеров, когда проведение траншеи по П. И. рабочего борта не влечет производство вскрышных работ;
5)в качестве временной меры для вскрытия и отработки новых уступов, когда скользящие съезды упрощают и ускоряют производство этих работ, при этом скользящий съезд подойдет к стационарному положению после частичной или полной отработки вскрытого им уступа.
Недостатки скользящих съездов:
- усложняются погрузочные работы, особенно при ж.д. транспорте, т.к. на участке съезда уступ отрабатывается в 2 подуступа переменной высоты;
- уменьшается полезная масса поезда, т.к. движение осуществляется под уклон;
- ширина этого съезда должна вписываться в ширину рабочей площадки уступа на участке съезда;
-увеличивается объем БВР при ж.д. транспорте в скальных породах;
- периодический перенос основных путей затрудняет нормальную производственную деятельность карьера и нередко снижает темпы подвигания фронта и влечет к увеличению общего объема горно-капитальных работ.
Таким образом, в общем виде вскрытие месторождения заключается в создании транспортных коммуникаций, в наибольшей мере соответствующих рациональным условиям открытой разработки месторождения.
Основные понятия о карьере. Элементы и параметры карьера.
Административное понятие карьер - горное предприятие, осуществляющая разработку месторождения открытым способом. Техническое понятие карьер – совокупность элементов открытых горных выработок, служащих для разработки месторождений П. И. Месторождение или часть его, отводимая для разработки карьеров, называется карьерным полем.
Открытая горная выработка – выработка, образовавшаяся в земной коре после выемки г.п. и имеющая незамкнутый контур поперечного сечения (траншеи, котлованы).
Участок земной коры, включающий месторождение и окружающие его породы, предоставленный предприятию для производства в нем работ, связанных с разработкой месторождения, называется горным отводом. Участок земной поверхности, включающий горный отвод, занимаемый горным предприятием, называется земельным отводом.
Элементы карьера:
-- борт карьера – поверхность, ограничивающая массив со стороны выработанного пространства. Борт состоит из откосов уступов и берм и имеют ступенчатую форму. Различают рабочий и нерабочий борт карьера.
-- откос борта карьера – поверхность, соединяющая верхнюю бровку верхнего уступа и нижнюю бровку нижнего уступа.
-- граница карьера по верху (верхний контур карьера) – линия пересечения откоса борта карьера с дневной поверхностью.
-- граница карьера по дну (нижний контур карьера) – линия пересечения откоса борта карьера с поверхностью дна.
-- уступ – часть толщи г.п. в карьере, имеющих рабочую поверхность в форме ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами выемки и погрузки.
-- транспортные бермы – площадки, оставляемые на нерабочем борту карьера для передвижения транспортных средств.
-- предохранительные бермы – площадки, оставляемые на нерабочем борту карьера для повышения его устойчивости и задержания осыпающихся кусков породы. Ширина предохран-х берм=1/3 расстояния меду смежными бермами. Предохранительные бермы имеют уклон в сторону вышележащего уступа.
Параметры карьера:
-- глубина карьера.
-- угол откоса рабочего или нерабочего борта карьера (γр, γн) – угол между откосом борта и горизонтальной плоскостью. Угол откоса рабочего борта 5-150, нерабочего борта 30-500.
-- объем П. И.
-- объем горной массы.